Конспект урока Виды избирательных систем в развитых странах мира

Урок по обществознанию.11 класс.
«Виды избирательных систем в развитых странах мира»

Преподаватель: Горчакова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания, первая кв. кат-я
Место проведения: ГО Ревда, МАОУ «СОШ №10»

Аннотация
Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.
Актуальность темы
Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.
Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.
Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном глобальном пространстве.
Для проведения урока выбран именно сравнительный аспект в связи с тем, что современные подростки живут ценностями глобального, информационного общества. Поэтому считаю важным и интересным показать избирательные практики других развитых демократических государств.
В качестве объекта сравнения были избраны именно США, так как в современном мире решение глобальных угроз и вызовов зависит от конструктивного диалога ведущих держав мира, какими являются РФ и США. В свою очередь на качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют личности руководителей данных стран.

Цель - дальнейшее формирование знаний учащихся о сущности избирательных систем в аспекте сравнения на примере организации избирательного процесса по выборам президентов данных стран.
Задачи заключаются в стремлении:
1. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускников;
2.Способствовать повышению уровня правовой культуры старшеклассников;
3. Используя разнообразные формы и методы сформировать представление выпускников о типах, видах избирательных систем развитых стран мира на примере РФ и США.

Формирование ключевых компетенций:
Социальных компетенций:
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
- приобретение навыков осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки.
Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).

Формы и методы работы, используемые на уроке:
Урок рассчитан на старшеклассников 16-18 лет, которые обучаются по ГОС, 2004г. В связи с этим урок выстроен в рамках компетентностного подхода.
Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения урока на этапе изучения нового материала является организация работы творческих групп с присутствием зрителей, которые являются активными соучастниками учебного процесса.
В ходе урока применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.

Применяемые методические приемы:
Обозначение проблемы и нахождение путей ее решения. Организованный диалог, интеллектуальный штурм, анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, которые предложены в виде кейсов на подготовительном этапе урока, обобщение.
Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей.

Предполагаемые результаты
В результате проведения занятия участники смогут:
познакомиться с формулой современных выборов в развитых странах мира, с ее преимуществами и недостатками;
понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
проводить первичный анализ и применение информации, в том числе и для сдачи ЕГЭ по обществознанию по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ».

Категориальный аппарат урока:
демократия
гражданское общество
гражданская ответственность
гражданская позиция
избирательная система
принципы избирательного права
избирательный процесс
активное избирательное право
пассивное избирательное право
избирательная кампания
мажоритарная избирательная система
пропорциональная избирательная система
политическая власть
выборы
референдум
абсентеизм
политическая активность.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

LCD панель, компьютер.
Мультимедийная презентация.
Кейс №1: Выдержки из «ФЗ от10.01.2003 №19 ФЗ «О выборах президента РФ» (с изменениями и дополнениями)
Кейс №2 Выдержки из конституции США 1787г(выдержки, статьи №2).
Карточки с цитатами для оформления игровых столов:
1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель)
2. «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». (Гельвеций)
3. «Управление государством зависит от подбора мудрых людей». (Конфуций)
4. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» (Дж.Адамс)
5. «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». (Дж.Кеннеди)
6. «Голосуй за человека, который меньше всех обещает, меньше всех будешь разочарован» (Барух)
Ход урока
Организационный этап. Постановка учебной задачи.(3 минуты)
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам попытаться самостоятельно определить направление темы нашего урока, проанализировав картину известного русского художника Виктора Васнецова, находящуюся в экспозиции Серпуховского историко-художественного музея «Витязь на распутье», которую вы сейчас видите на экране. Скажите, к какой теме обращен сюжет картины? (Выбора).
Учитель: Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине вы выбираете товары для покупки, при прохождении практики - продукты и рецептуры для приготовления блюд. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? (Политическом).
Учитель: В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам цитату М.Вебера: «Только свободное волеизъявление народа легитимирует власть и дает право лидеру проводить определенную политику, артикулирующую интересы гражданского общества»
Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе (тема на доске).
Учитель: Перед нами будет стоять две задачи. Во первых, в сравнительном ключе рассмотреть особенности избирательной системы в РФ и США по выборам президента. Во вторых, закрепить знания по вопросам избирательного права, полученные вами на уроках обществознания и права.
Этап актуализации знаний. Определение степени готовности учащихся к выполнению практической части урока (3 минуты)
Учитель: Перед вами слайд с фото, последней встречи действующих президентов РФ (В.В. Путина) и США (Барака Обамы).
Постарайтесь вспомнить где и когда произошла эта встреча.
(Ген. ассаммблея ООН в Нью-Йорке, сентябрь, 2015г).
Ответ учащихся.
Учитель: В современном глобальном мире решение таких проблем как борьба с терроризмом, климатических изменений, борьба с эпидемиями, разрешение региональных конфликтов невозможно без активного взаимодействия ведущих развитых стран, к каким безусловно относятся РФ и США.
Учитель: Не менее важна личность руководителя, который будет представлять, отстаивать интересы своей страны. Как вы считаете, какими профессиональными качествами должен обладать президент? Какие при этом должны быть качества личности?
Ответы учащихся.
Учитель: В данный момент времени в США активно идет избирательная компания по выборам президента. Дата выборов назначена на 8 ноября 2016г. Президентские выборы в РФ пройдут в 2018г, где вы уже сможете принять участие как избиратели. В следующем году в РФ пройдут выборы депутатов Гос. Думы. В Свердловской области выборы депутатов Законодательного собрания и в ГО Ревда выборы депутатов Городской думы.
Этап осмысления и промежуточной рефлексии. Формирование ценностной составляющей политической культуры учащихся.
(7 минут)
Учитель: Давайте проведем небольшой экскурс в Древние Афин V века до н.э , где достигла своего расцвета система прямой демократии.
На экране слайд «Народное собрание в Афинах».
Рассказ учителя
Вопрос учащимся: «Назовите достоинства и недостатки прямой демократии?»
Ответы учащихся
Учитель: По мнению выдающегося греческого мыслителя Аристотеля, создавшего труд «Полития», где он изложил все особенности полисной демократии, целью государства, является общее благо, достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей. Самая правильная форма правления – это полития, в которой средний класс доминирует во всем.
На экране слайд с бюстом Аристотеля и датой жизни.
Учитель: Развитие демократической формы правления в Афинах сформировало определённый набор принципов, которые до сих пор остаются источником вдохновения для политической мысли. Её политические идеалы: равенство граждан; свобода; уважение к закону и справедливости, являются основой для международно-правовых стандартов, предъявляемые к проведению выборов.
Учитель: Давайте проанализируем статью Всеобщей декларации прав человека. Какие принципы она отражает?
Ответы учащихся.
На экране слайд: Всеобщей декларации прав человека, 21 статья.
Организационно-деятельностный этап (20 минут)
Учитель: Сейчас передаем слово нашим творческим группам, которые провели большую подготовительную работу.
1 группа изучала выдержки из Конституции США 1787г. и готова представить свою работу.
2 группа изучала выдержки из «ФЗ от10.01.2003 №19 ФЗ «О выборах президента РФ» (с изменениями и дополнениями) при опоре на Конституцию РФ от 12.12. 1993г. и готова представить свою работу.
Работа будет представлена по плану:
Полномочия президента РФ и США.
Особенности избирательных систем РФ и США.
Этапы избирательного процесса по выборам президента РФ и США.
Выступление представителей групп по 1 пункту плана.
Вопрос классу: Чем отличаются и что общего в полномочиях президентов РФ и США?
Учащиеся конспектируют полномочия президента РФ
Выступление представителей групп по 2 пункту плана.
Учащиеся конспектируют особенности избирательной системы РФ.
Выступление представителей групп по 3 пункту плана.
Учащиеся конспектируют этапы избирательного процесса по выборам президента РФ.
Учитель: Сейчас предлагаю группам сформулировать по три достоинства избирательной системы своей страны и три недостатка другой страны. Результаты обсуждения записать на ватмане в две колонки. Для этого мы вам даем 5 минут.
Учитель: Предлагаю остальным учащимся класса решить задачи
Задание №1
Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.
Задание: Дайте оценку действиям избирателя. (Нарушен принцип тайного голосования. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).
Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.
Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается).
Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус».
Задание: Объясните судьбу вашего «голоса» в данной ситуации. (Голос «пропадёт», т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке).
Ситуация 4. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку.
Вопрос: Ваши действия? (Нужно обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый).
Ситуация 5. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно).
Ситуация 6. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть? (Необходимо внести ФИО гражданина в дополнительный список).
Ситуация 7. Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Никак, бюллетень считается испорченным).
Вопрос: Что, по-вашему, является главным итогом выборов? Ответ: Результат голосования.
Задание №2 Интеллектуальная разминка на тему: «Из истории выборов»
(резерв)
В этом государстве основные вопросы народное собрание решало путём голосования. Белый камень означал положительное решение, чёрный – отрицательное. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса. (Древняя Греция)
Здесь выборы проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Белый цвет символизировал чистоту помыслов, но поступки кандидатов были откровенно корыстны, голоса избирателей они откровенно покупали. (Древний Рим).
Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта «равенство», вместо дамы – «Свобода», вместо короля «Гений», а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («Закон».)
Парламент этой страны до сих пор голосует, «выходя в двери»: если «за» – выходят в одну дверь, «против» – в другую. Назовите страну. (Англия.)
В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)
Этап рефлексии. Определение собственной позиции. (2 минуты)
Учитель: Давайте подведем итоги работы групп.
Ответы представителей групп.
Учитель: Вернемся к эпиграфу урока и проанализируем смысл высказывания М.Вебера: «Только свободное волеизъявление народа легитимирует власть и дает право лидеру проводить определенную политику, артикулирующую интересы гражданского общества»
Ответы учащихся
Учитель: Урок закончить хотелось бы притчей
«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.
Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках»
И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.
Варианты домашнего задания.
Написать эссе. Темой может быть любая цитата, которую вы видите перед собой на парте или цитата М. Вебера.



Список используемой и рекомендуемой литературы и источников
1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
23. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
4. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.
5. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Буйчик А. Зайнагабдинова Э. Сорокина Е.  История социума и демократии-Электронный ресурс(РежимДоступа):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Конституция Российской Федерации-Электронный ресурс(РежимДоступа): http://www.constitution.ru
3.Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) -Электронный ресурс(РежимДоступа): Система гарант: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Избирательная_система_США




















:ђ Заголовок 115