Проект Что может быть семьи дороже









Проект
«Что может быть семьи дороже»







Автор: Шадрина И. Ю.
методист














2014 г.

Пояснительная записка
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.
Зачастую родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Вовлечение семей в дошкольное образование развивает взаимоотношение родителей, детей и педагогов, укрепляют доверие и дают возможность для дальнейшего роста и совершенствования взаимодействия семьи и детского сада.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители. Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Актуальность: Первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и, где начинается их систематическое педагогическое просвещение, является детское дошкольное учреждение. Именно от качества работы педагогов зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.
Новизна: разработка системы взаимодействия с семьями, в том числе, неблагополучными. Повышение родительской компетентности, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка, формировании его здоровья.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Цель: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи:
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; наблюдения; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта; использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж); домашние задания для родителей на определенную тему (составление альбома «Это Я», сочинение «Один день моего ребенка в детском саду»). Прогнозируемые результаты:
- повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства;
- возрождение традиций семейного воспитания;
-применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
- развитие партнерских отношений в семье. 
Продолжительность реализации проекта: 1 сентября 2013г. – 1 мая 2014г.
Перспективы дальнейшего развития проекта: формирование активной педагогической позиции родителей. Доверительные отношения между воспитателями, специалистами и родителями. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Реализация проекта и результаты позволяют нам строить подлинные партнёрские отношения с родителями, с разделением зон ответственности, с пониманием того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье. И сформированные в детском саду традиции, способствуют дальнейшему повышению родительской компетентности в вопросах педагогики, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка, формировании его психического и физического здоровья.)
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы построения:
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.
2 этап информационно-исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций.
Нормативно-правовое обеспечение:
УСТАВ
СанПиН 2.4.1.2660-10
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Перспективный план
Месяц
Тема
Цель

Сентябрь
Создание паспорта семьи. Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности». Родительское собрание    
Дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми Помочь воспитателям и специалистам установить с ребёнком контакт ,   понять его личность.  

Октябрь
Стендовая консультация: «Семь – «Я» в одном доме»
Мини - сочинение «Моё солнышко»

Сюжетно - ролевые, творческие игры.



Изучение характера детско-родительских отношений

Закреплять знания о семье, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии, углубить интерес и положительное отношение к ней

Ноябрь                                  
Выставка детских рисунков ”Моя семья» 

Выставка семейного творчества “Герб моей семьи”.   
Учить детей рисовать портреты родных людей, передавать отличительные особенности их лиц. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.       Формировать представление детей о родственных отношениях   в семье: каждый из них одновременно сын, дочь,   внук, брат, сестра и д.р. Формировать ценностные отношение к себе и своим близким. 

Декабрь
Папка – передвижка
«Искусство  быть  родителем».
Составление и рассматривание альбома “Это - Я”



Сюжетно - ролевые, творческие игры.

Повышать уровень эстетического развития детей и взрослых, формировать доброжелательное отношение между ребёнком и родителями.   Воспитывать внимательное отношение к членам семьи.
Закреплять знания о семье, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии, углубить интерес и положительное отношение к ней

Январь 
Создание альбома «История семьи» 
Расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях. Выявление представлении о родственных отношениях,   о своих родителях; оценить динамику детско-родительских отношений. 

 Февраль 
"Семейная мастерская"

Фотовыставка «Папа - самый лучший друг, поверьте»
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.
повышение воспитательной роли отца в отношении своих детей

Март
Сюжетно - ролевые, творческие игры.

Выставка рисунков «Когда мамуля рядом – уютно и светло»

Закреплять знания о семье, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии, углубить интерес и положительное отношение к ней

Апрель
Выставка «Семейный оберег»
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.



Литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.


Заголовок 215