Статья КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИ


Слонёва Ирина Александровна,
специалист І категории,
практический психолог
ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонскийторгово-кулинарный колледж»
КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИ
Ключевые слова: толерантность, психологическое взаимодействие с родителями, учащимися, педколлективом, воспитание толерантности.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Воспитать человека! Человека чувствующего, терпимого, понимающего, сопереживающего, патриота своей страны, коллектива, семьи – это главная задача системы образования молодой республики. Учитывая все реалии сегодняшнего дня, событий, которые происходят в мире, данная тема является очень актуальной.
Цель статьи – ознакомить с психологическими основами воспитания патриотизма в современном учебном заведении и ролью социально-психологической службы в воспитании высокоразвитой личности, гуманной и толерантной, приспособленной к современным условиям жизни, воспитанной в рамках патриотизма, любви к своей Родине, уважении истории своих предков.
В первую очередь необходимо: комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного, толерантного, всесторонне развитого человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
Создание в учебном заведении единого образовательного и воспитательного пространства, главной ценностью которого является: личность каждого ребенка, обладающего сознанием, ориентированным на умение при любых условиях и ситуациях сохранять уважение и взаимопонимание друг к другу; приобщение учащихся к традициям и культуре своего народа на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в социокультурный контекст; формирование толерантности, гуманистического мировоззрения при условии понимания себя как части мирового сообщества. Сюда входит работа с учащимися, а именно: психологическое обучение и просвещение, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическая диагностика, консультативная. Работа; работа с педагогическим коллективом - тематические выступления на педсоветах и семинарах; методическая поддержка; психологическое консультирование; психологическое просвещение; психодиагностика. Работа с родителями - психологическое консультирование; информирование по итогам диагностики; психодиагностика; психологическое просвещение.
В рамках образовательного и воспитательного пространства необходимо создавать психолого-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности, организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системы традиционных этнических ценностей (коллективизм, соборность, общинность), развивать профессиональные компетентности учителей, совершенствовать психологическую культуру; повышать квалификацию педагогичекого состава, качественно изменять кадровый состав; взаимодействовать с семьей, как с источником «культуры национального чувства и патриотической верности»; и, конечно же, создавать психологически безопасную среду для всех участников образовательного пространства на основе:
- Успешности в обучении и развитии;
- Эмоциональной устойчивости и благополучия;
- Готовности к психологическим нагрузкам;
- Толерантности;
- Умения принимать решения и нести ответственность за их последствия.
В связи с модернизацией образовательного процесса большая роль отводится личным достижениям, как учителя, так и ученика. Говоря о воспитании патриотизма с точки зрения психологических основ, надо отметить, что патриотизм – это источник этнической толерантности. Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения
Как говорил И.А. Ильин
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдать твои надежды,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
«Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира».
Декларация принципов толерантности. 1995 г.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Можно выделить следующие задачи по воспитанию культуры толерантности:
- начальная школа – научить ребёнка принимать другого как значимого и ценного, а к своим собственным взглядам относиться критически;
- подростковый возраст – заложить основы социального поведения личности (бесконфликтность, позитивное отношение к другим, коммуникабельность);
- Старшеклассники – политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс, способность встать на защиту друга, независимо от национальности, справедливость в отношениях с людьми.
Воспитание толерантности должно осуществляться по формуле:
«родители+ дети+ учителя»
Сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. (Родительские собрания, лекции)
В развитии толерантности велика роль учителя - он осознаёт, что его воспринимают как образец для подражания, осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов, поощряет творческие подходы к решению проблем, обеспечивает условия для совместной деятельности участников образовательного процесса, условия для личных достижений учащихся, не поощряет агрессивное поведение детей, содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку плана совместных действий, учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, ценит культурное разнообразие, создаёт условие для признания культурных различий в жизни.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой представляет добро, мир, любовь, надежду, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Так давайте создадим такие условия в воспитательной и образовательной среде и поможем нашим обучающимся, чтобы они кормили того волка, который несет в себе добро, терпимость, уважение, понимание.
Список литературы:
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»: http://archives.ru/.
Козлова, С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. - М.: Владос, 2001. - 94 с.