Урок математики на тему: Сравниваем УМК Начальная школа ХХI века
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2»
Фатежского района Курской области
УМК «Начальная школа ХХI»
Предмет: математика
Автор учебника: В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе «Математика 1 класс»
Класс : 1 Б класс
Учитель начальных классов: Колычева Любовь Борисовна
Дата проведения: 2 сентября 2016 года
Тема урока: Сравниваем
Основные цели и задачи деятельности учителя.
Рассмотреть поэлементный порядок сравнивания объектов: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, от узелка по часовой стрелке; ввести понятия столько, сколько; обозначить группы (словом) и выполнить классификацию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: сравнивать объекты, рассказывать о результатах сравнения;
использовать выбранный способ сравнения для выполнения задания
Метапредметные:
Развитие познавательных УУД (анализ, сравнение);
Развитие регулятивных УУД(моделирование, оценивание и контроль);
Развитие коммуникативных УУД (умение строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).
Тип урока: Открытие новых знаний
Методы и формы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная, парная, фронтальная формы работы
Демонстрационный материал:
1. Электронное приложение к урокам математики
2 Раздаточный материал «фишки» для моделирования
3 Учебники
4. Рабочие тетради
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
- Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и повторяйте за мной:
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь – это просто,
Лучик солнца этот – вам. Дети стоят кругом, держаться за руки, выполняют пальчиковую гимнастику, проговаривают стихотворение, заряжаются хорошим настроением
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1). Актуализация
Сегодня вы первый раз откроете учебник, который называется «Математика». Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, специалисты разных профессий тоже учили математику в школе. Может кто-нибудь знает из вас, чему учит математика?
2) Постановка проблемы
- Рассмотрите обложку учебника, что на ней изображено?
-Переверните страницу, рассмотрите знаки-помощники.
- Полистайте учебник, можно ли сказать, что вы научились думать, размышлять, сравнивать?
-Математика учит считать, записывать числа, рассчитывать время, размышлять, находить разные способы решения, помогает вырасти умным человеком.
-Дети рассматривают учебник вместе с учителем и называют знаки
-Нет, для этого надо выполнять задания из учебника
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
ФИЗМИНУТКА
1) Знакомство с темой урока
Переверните ещё страницу, найдите урок №1, какой знак стоит рядом?
- Прочитайте тему урока в учебнике
- Мы умеем сравнивать предметы?
-Хотите научиться?
- А зачем?
2) Формулирование цели урока
- Так чему мы будем учиться на уроке?
Узнаём новое
Дети читают: «Сравниваем»
Нет
Да
Чтобы лучше познавать мир
Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать предметы по различным признакам
4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми нового знания
Определение критериев оценки и определение образа результата
Работа по учебнику – с.4№1
-Как вы думаете, что можно сделать с башнями из кубиков?
- Как мы будем их сравнивать?
-Как мы поймём, что сравнение выполнено верно?
-По каким признакам будем сравнивать?
2) Разработка плана достижения цели
-Давайте договоримся, откуда начнём сравнивать
- Итак, сравниваем башни по цвету, они какие?
-По форме?
-По размеру?
-По количеству?
-По расположению?
-Какой вывод мы с вами можем сделать?
-Их можно сравнить
-Сначала найдём, чем они похожи, а затем, чем различаются
-Нужно определить признаки по которым будем сравнивать
-По цвету, размеру, по форме, по количеству, по расположению предметов
-Снизу
-Одинаковые (синие, жёлтые, красные, зелёные)
-Одинаковые кубики
-Одинаковые (маленькие)
-Одинаковые (по 4 кубика в каждой башне)
-Разные (жёлтый и красный кубики поменялись местами)
-Что башни похожи по цвету, по форме, по размеру, по количеству предметов, но различаются расположением кубиков.
5. Реализация построенного проекта
Задание в парах по выбору
- Сейчас мы будем работать в парах, сравнивать паровозики или бусы, кому что нравиться, договоритесь, что будете сравнивать
- Давайте уточним признаки, по которым будем сравнивать.
2) самостоятельная работа
-Чья пара представит свою работу?
Составляем таблицу.
1бусы 2 бусы
цвет Зелёные и красные Зелёные и красные
размер Большие и маленькие Большие и маленькие
форма круглые круглые
количество 10 бусин 8 бусин
расположение Сначала маленькие, затем большие Чередуются через две
верёвочка синяя красная
-Вы согласны, что дети верно справились с заданием?
- Чему мы учились?
- А кто сравнивал паровозики? Представьте свою работу.
- Сколько общих признаков и сколько отличий вы насчитали?
- Делаем вывод, паровозики похожи…
-Покажите кулачок, кому было трудно сравнивать предметы, открытую ладошку – кому немного трудно и «класс» – кому легко.
Дети выбирают предметы для сравнения
Цвет, размер, количество,
форма, расположение
Бусы одинаковые по цвету (зелёные и красные), по размеру (большие и маленькие), по форме (круглые), но различаются по количеству (10 и 8), по расположению (сначала маленькие, а затем большие, а, на втором рисунке бусы чередуются по две) и ещё у бус разного цвета ниточки.
-Да
Сравнивать предметы по различным признакам
Паровозики едут вправо, они одинаковые по цвету и по размеру, в них по 2 вагона, только они поменялись местами, ещё в вагоне справа есть шторы, а у паровозика слева идёт дым.
- 4 общих и 3 разных
- по цвету, размеру, по количеству вагонов, по направлению движения, а отличаются порядком вагоном и лишними деталями
6. Первичное закрепление во внешней речи
1) Работа в группах
-Спасибо, а сейчас поучимся искать отличия на картинке (с. 4 №2) Работать будем четвёрками, называя отличия по очереди. Откуда начнём работу?
2) Представление своей работы группами
Дети сравнивают картинки и называют 7 отличий, начиная сравнение снизу
Одна группа называет отличия, остальные соглашаются или нет, исправляют и дополняют своих товарищей
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Самостоятельная работа
-Откройте рабочую тетрадь на с.3. Найдите два похожих рисунка, найдите 6 отличий и отметьте ⋎.
Самопроверка по эталону
-Кто выполнил работу правильно и не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях +, если немного ошиблись !, если не справились - Осуществляют действие по образцу и заданному правилу;
Сохраняют заданную цель;
видят ошибку и исправляют её.
Оценивают работу ручкой зелёного цвета, объясняют свои оценки
8. Включение в систему знаний и повторение
1)Введение понятия столько, сколько
Учебник с. 5 №3 (моделирование)
- Возьмите из набора фишки красного и жёлтого цвета. Положите столько красных фишек, сколько девочек на рисунке и столько жёлтых, сколько мальчиков.
-Сколько девочек?
-Сколько красных фишек?
-Сколько детей?
Сколько фишек?
2) Работа в рабочей тетради
-Нарисуй столько фишек, сколько самолётов и столько, сколько птиц
- Что нам поможет правильно выполнить задание?
- Переверните страницу. Как вы думаете, что нужно сделать на с. №4?
- Выполните задание по образцу.
-Сколько получилось групп?
-Найдите №4 в учебнике, распределите предметы по группам.
-Какие группы предметов есть и в учебнике и в тетради?
- Выложите, столько фишек, сколько предметов мебели Дети выкладывают фишки и делают вывод:
Девочек столько же, сколько красных фишек, а мальчиков столько, сколько жёлтых фишек, всего 5 детей и 5 фишек
-Дети выполняют задание по образцу и стрелочкам, указывающим направление движения руки
- Нужно распределить предметы по группам, т. е. сравнить
- 4 (грибы, фрукты, посуда, инструменты)
Дети выполняют задание
(посуда)
6 (книжная полка, кресло, стол, стул, табурет, шкаф)
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
1). Фиксация результата
Закончите предложение:
- Мы усердно потрудились...
- Как мы это делали?
- Где нам могут пригодиться наши знания?
2). Самооценка
-Оцени свою работу при помощи ладошек.
- Покажите кулачок, кому было трудно, открытую ладошку – кому немного трудно и «класс» – кому легко.
- До свидания, спасибо за работу.
Сравнивать предметы научились;
-Сначала находили общие признаки, затем различные
- В жизни
Дети оценивают свою работу и объясняют кому, над чем надо работать.
- Благодарим за знания, до скорого свидания