Урок литературного чтения 3 класс Тема урока: Саша Черный «Воробей» У. Турманжанов «Воробьи»
Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»
(4 четверть)
Урок 1
Тема урока: Саша Черный «Воробей» У. Турманжанов «Воробьи»
Цель:
формирование представлений о творчестве С. Черного и У. Турманжанова, расширение и углубление знаний учащихся о жизни птиц, учить выполнять сравнительный анализ произведений, совершенствование навыка выразительного чтения;
развитие логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти;
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
а) Слушание рассказа о приключениях медвежонка в лесу.
б) Выставка рисунков.
2. Вступительная беседа.
- Отгадайте загадку в пословицах. О ком идет речь?
1) Против сотки их довольно одного ястреба.
2) Он землю видит, когда ест, небо - когда пьет.
3) Он под кровлю, а сова на ловлю. (Воробей.)
. - По каким словам вы определили, что это воробей?
- Что вы знаете о воробьях?
3. Подготовка к восприятию произведения.
Воробей - это маленькая шустрая птичка. Воробьи очень прожорливы. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!».
Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека - под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей - плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое - скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Словарная работа: бисер, пичужка, вьюшка.
Целевая установка перед чтением.
- Послушайте стихотворение С. Черного. Каким вы представили себе воробья?
4. Работа над произведением. Первичное чтение стихотворения учителем. Проверка восприятия.
- Понравилось ли стихотворение?
- Где и когда происходят события?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Каким вы представили себе воробья? Повторное чтение стихотворения учащимися. Беседа по содержанию.
- Как описывает воробья поэт?
- С кем он его сравнивает?
- Как вы понимаете строчку: «.. .Двинь-ка клювом в бок ворону»?
- О какой особенности поведения воробья она говорит?
- Почему поэт называет ветер злюкой?
- За что С. Черный жалеет воробья?
- Почему поэт пишет, что воробей удрал? Как он его называет? Как вы думаете, на самом деле поэт рассердился на воробья?
Работа над смысловым значением строк.
Выборочное чтение: найдите в тексте продолжение и прочитайте.
Прыгай, прыгай, я не трону -
Подружись со мной, пичужка,
- Найдите значение слова «вьюшка».
ВЬЮШКА - в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
- Перечитайте первые 4 строчки стихотворения. Каким вы представили себе воробья? Какие слова, эпитеты помогли вам в этом? (Эпитеты: серый, юркий, сравнение - точно мышка. Он такой же маленький, серенький, юркий.)- Прочитайте стихи «жужжащим чтением», прислушайтесь к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? (Да, ритм такой, как будто воробей скачет:Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.)- Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, с любовью. Он называет его «воробей мой», «воробьишка», «пичужка», «Какой нахал!»)5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Расстановка пауз, логического ударения.
- С какой интонацией надо читать стихотворение?
- Какой темп чтения выберете?
- Громко или тихо будете читать? Упражнение в выразительном чтении.
6. Подготовка к восприятию произведения У. Турманжанова.
Рассказ о творчестве писателя.
Утебай Турманжанов родился в Арысском районе Южно-Казахстанской области. Работал преподавателем в университете в Ташкенте, потом преподавал литературу в КазПИ им. Абая. Позже был заместителем редактора газеты «Литературный фронт». Затем работал в издательстве «Жазушы».
За сорок лет творческой деятельности выпустил около тридцати пяти сборников стихов, рассказов, повестей, сказок, адресованных маленьким читателям.
Первая детская книжка писателя «Ласточка» - поэтическая сказка, созданная на основе народного сюжета.
У. Турманжанов выпустил четыре сборника поговорок и пословиц. Также на русском языке вышел сборник сказок «Птица счастья» в обработке писателя.
Словарная работа: непоседливый, недруг, осмотрительность, копошиться, кобчик, тростник.
Целевая установка перед чтением.
- Какой вы себе представили мать-воробьиху?
7. Работа над произведением.
1) Первичное чтение текста учителем.
2) Проверка восприятия.
- Понравилось вам произведение?
- Какой эпизод запомнился больше всего?
- Назовите тему произведения. (То, о чем говорится в тексте.)
- Какой вы себе представили мать-воробьиху?
- Чему она учила своих птенцов?
3) Повторное чтение произведения учащимися.
- Что делали птенцы на просяном поле? Прочитайте из текста.
- Как вела себя воробьиха?
- Прочитайте, какие сигналы она подавала птенцам.
- Смогли бы птенцы избежать опасности без воробьихи?
- Когда мать-воробьиха оставила свой пост?
- Почему ее сон был чутким и тревожным?
Выбор опорных слов для пересказа: под крышей дома, крошечные воробышки, уроки осмотрительности и осторожности, просяное поле, тростник, внимательно следить, вспархивали, не понравилось и т. д.
4) Пересказ произведения.
- В чем идея этого произведения?
8. Сравнительный анализ произведений С Черного и У Турманжанова.
Составление словесного портрета.
9. Чтение рассказа Л. Толстого «Воробей на часах».
- Сравнить его с произведениями, которые были изучены на уроке.
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой пустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
10. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали о жизни воробья?
- Чему вас научили сегодняшние произведения?
- Хотелось бы вам прочитать другие произведения этих писателей?
11. Домашнее задание: читать, пересказывать, прочитать другие рассказы о животных, по желанию выучить стихотворение наизусть.