Эссе с описанием собственной концепции обучения предмету на тему: Особенности и сложности работы с хорошо успевающими, любознательными обучающими в техникуме.
Особенности и сложности работы с хорошо успевающими, любознательными обучающими в техникуме.
Природа не понимает шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда сурова, она всегда права, а ошибки и промахи - всегда удел человека. Человека, неспособного её оценить, она презирает, и только благосклонным, чистым и правдивым она уступает и раскрывает свои секреты.
Гёте.
Все дети разные от природы. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный склад способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Перед нами, обучающий со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.
Выбор профессии, наверное, был предопределён. Биологический факультет – это вторично, а вот педагогика – это главное.
Самое интересное, что тайнам педагогического искусства, научить нельзя. Их нужно постичь самому, часто «наступая на те же грабли» и вновь набивая шишки. Но результат дорогого стоит.
Мы всегда хотели понять выражение: «Читать человека, как раскрытую книгу». Сегодня в начале нашей педагогической деятельности, мы находимся на том уровне человеческого развития, когда ребёнок знакомится с новым, неизведанном и радуется, когда достигает успеха! А сколько нового, неизведанного ждёт ещё впереди
Гении в природе рождаются редко. Но талантливых обучающихся достаточно. Бесталанных людей не бывает. Перед нами стоит задача - раскрыть природные способности обучающихся, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.
Нам нужно помнить, что сложный, внутренний мир, индивидуальность есть не только у него самого, но и у каждого из окружающих его людей. Как же познать индивидуальные особенности десятков обучающихся Реально ли это? Даже познать самого себя сложно.Оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.
Для каждого образовательного учреждения свойственны свои особенности и сложности работы с хорошо успевающими, любознательными обучающими. Так в преподавании биологии и ряда других предметов, в учреждениях среднего профессионального образования, перед нами возникают ряд особенностей:
Сложность возникает при определении мотивации к предмету, так как предмет биология не относятся к профессиональным дисциплина в профессиональном учреждении, где тем более основной целью является освоить выбранную специальность.
Выявить и развивать знания, умения, навыки у таких детей – очень сложно, так как на это отделяется короткий временной промежуток – всего один год.
Возникает так же нехватка специальных конкурсов, областных олимпиад, круглых столов для демонстрации имеющих знаний у хорошо успевающих детей.
Обучать детей разного уровня предполагает создание специального учебно - методического комплекса по предмету.
Как можно раскрыть природные особенности на уроке? Как повысить мотивацию к предмету? Такие вопросы стоят перед нами в преподавании дисциплин. Ответы, на которые скрываются в грамотно организованном уроке - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков обучающихся. В наших силах создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как при этом создаются условия для свободного общения педагога и обучающегося. Обучающий может свободно высказать свое мнение и не боятся нашей негативной оценки. В случае неверного ответа обучающегося не надо его оскорблять. Только нашими положительными эмоциями и чувствами можно добиться значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха.
Наша задача - научить обучающегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся педагога ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе.
Обучение должно проходить на фоне положительных эмоций, обеспечения эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других, привлечения жизненного опыта каждого участника, познавательной, мотивации, активной мыслительной деятельности, обучении рефлексии проделанной работы и своего состояния. Так же мы должны уметь организовать групповые формы самостоятельной работы по добыванию знаний. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого обучающегося "ситуации успеха".
Предъявление требований, которые соответствуют развитию обучающихся, а затем постепенно «повышая планку». Поддерживая интерес к учебе, предмету, поощряя любой успех ребенка в достижении учебного процесса. Это поможет ребенку раскрыть способности в той или иной области.
Дифференцированный подход к обучающим обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Данный вид обучения может просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах. В нашей практике обучения биологии чаще всего дифференцируют по степени трудности проверочные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.
Если это урок изучения нового материала, то необходимо выделить три этапа.
Первый этап - объяснительно - иллюстративный - состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающими осваивают данную информацию.На втором этапе, в основу которого положен эвристический метод обучения, готовим обучающим к самостоятельному решению проблем (например, подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям, активна работа с дополнительными источниками информации по данной теме - просмотр мультимедиа, видеоопытов, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Цель второго этапа - формирование у обучающих умений интегрировать свои знания.На третьем этапе - исследовательская работа, творческое применение знаний (например, углубление изученного материала и фиксирование обучающимися данного уровня знаний - решение усложненных задач и упражнений, выполнение более сложной практической работы, и т.д.). На данном этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала - и одна из трудностей - это переход учителя на индивидуальную работу с обучающимися.Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке обучающие формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Нами предлагаются задания трех уровней. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня нами составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.
Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за взаимоотношениями педагогов, между педагогами и обучающимися, через обычаи и традиции техникума, через внешний вид образовательной обстановки. И если то, чему учат в группе не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация, получаемая на уроке будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что наша среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков.
Конечно, у каждого педагога свои методы и свои наработки с хорошо успевающими, любознательными детьми. Так же одним из методов работы, который мы используем – это дистанционное обучение. На наш взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию обучающиеся добывают своими руками. И мы стараемся, по возможности, давать им реализовывать свои творческие и исследовательские задатки, что существенно повышает мотивацию изучения предмета и повышает качество обучения.
Полноценное развертывание дистанционного образования возможно только при достаточном уровне материальной базы, методологическом и учебно-методическом обеспечении процесса. Внедрение дистанционной технологии требует формирования электронной библиотеки по предмету, подключения к сети Интернет.Обучающий, который занимается дистанционно может самостоятельно выполнить задания, предусмотренные нами в программе дистанционного обучения. По итогам самостоятельных работ по темам, обучающему будет выставлена оценка.
В процессе обучения с хорошо успевающими, любознательными обучающими нами выделены следующие факторы, влияющие на обучение:
грамотно организованный урок;
научить обучающегося спрашивать;
создание положительных эмоций;
процесс «повышая планку»;
дифференцированный подход к обучению предмета;
«скрытое» обучение;
дистанционное обучение.
Перед нами стоит сложная задача.по нашему мнению разрешить которую человек сможет при помощи составляющих:
Любовь. Чувство, которое является истинным мерилом нас, как человека. Любовь к близким, к друзьям, ко всем, кто нас окружает;
Здоровье и энергия, т.е. нормальное физическое состояние.
Самопознание и самосознание. Фраза «Познай себя, человек» восходит к античной Греции. Только поняв и приняв себя, мы можем начать двигаться вперед в остальных областях собственной жизни;
Высокие цели и идеалы. Для истинного счастья требуется четкое осознание направленности.
Это и есть наш личный жизненный план и основа нашей педагогической философии. Открытие и развитие лучших человеческих качеств, подсказка в выборе приоритетов, знания, полученные в результате нашего личного опыта и, конечно же, желание быть счастливой в окружении счастливых людей!
15