Внеклассное мероприятие по химии Экскурсия в кабинет химии 8 класс






Внеклассное мероприятие

«ЭКСКУРСИЯ
В КАБИНЕТ ХИМИИ»



Для обучающихся 8 класса





Экскурсия в кабинет химии.
Урок проводят ученики 9 класса. Перед началом экскурсии кабинет химии нужно оформить красочными тематическими стендами, тщательно подготовить экспериментальную часть и отработать технику проведения опытов.
Ход урока.
Учитель: Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Экскурсию проведут учащиеся 9 – 10 классов, которые расскажут вам о науке химии.

Представление ведущих.

I ведущий: Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе.

Входит ученик в костюме первобытного человека, внимательно слушает ведущих, рассматривает кабинет.

II ведущий: Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт.

«Самовозгорание костра».

1.)Подготовительная часть (перед уроком).
В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия KMnO4 .Аккуратно смочить кристаллы 2 мл H2SO4 конц. Фарфоровую чашку поставить на металлический поддон и замаскировать её, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки.
2) Основная часть (на уроке).
Незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костёр ярко вспыхивает и быстро сгорает.

При виде вспыхнувшего костра ученик в костюме первобытного человека вскрикивает, отбегает от него, потом подходит, греет руки. Когда огонь гаснет, ученик уносит поддон с потухшим костром в лабораторию. Во время опыта звучит негромкая таинственная музыка.

I ведущий: Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились его разводить и готовить на нём пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.

Ученик в костюме первобытного человека демонстрирует медные и железные пластинки.
II ведущий: В средние века, жили люди которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.

Входит ученик в костюме Алхимика.

I ведущий: Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали в дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.

Алхимик: Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото».

«Превращение воды в золото».

В одном стакане находится свежеприготовленный раствор иодида калия KI, в другом ацетата свинца Pb(CH3COO)2. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка иодида свинца PbI2 ярко-жёлтого цвета.
Алхимик уходит.

II ведущий: Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
Демонстрирует репродукцию картины «Сожжение на костре Джордано Бруно».

I ведущий: Но науку запретить нельзя, поэтому учёные отбросили от слова «алхимия» приставку ал- , и получилось новое название – химия. Так и сейчас называется наука изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория, на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

II ведущий: Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп».

«Превращение воды в малиновый сироп».

Для проведения опыта используют 4 стакана и кувшин из тёмного стекла. В 1 стакане – фенолфталеин, во II – сода Na2CO3 (щёлочь), в IV – гидросульфат натрия NaHSO4 (кислота), в кувшине – вода. III стакан – пустой.
В кувшине из тёмного стекла находится обыкновенная вода, нальём её в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельём обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного.
Нальём опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, раствор стал ярко-малиновым, как сироп! Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стакан. Посмотрите «сироп» опять превратился в воду. Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – щёлочь. При их смешивании образуется раствор малинового цвета.
Запомните, фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил(а) немного кислоты из 4-го стакана. Кислота нейтрализовала щёлочь, и раствор обесцветился.

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус.
Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»:
кислые – кислоты
солёные – соли

Алхимик: Теперь прошу выйти ко мне одного мальчика. Я сделаю ему моментальную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился!

Описание опыта «Цветная фотография».
На альбомном листе заранее делается рисунок – портрет мальчика – спиртовым раствором фенолфталеина.
В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, при смачивании которым появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.

Алхимик: Ребята, попробуйте сами объяснить, что тут произошло. Помните правило: фенолфталеин в щёлочах всегда малиновый.

Учащиеся объясняют опыт.

II ведущий: Теперь небольшой фокус. Вы видите на подставке стаканы с жидкостью, очень похожей на воду. Аккуратно накрываем стакан платком, говорим волшебные слова, снимаем платок – жидкость в стакане стала малиновой.

Опыт демонстрирует Алхимик.

Описание опыта «Фокус с платком».
На подставке находится стакан с раствором Na2CO3, на середину платка насыпать немного фенолфталеина. Осторожно накрыть стакан платком, чтобы фенолфталеин незаметно высыпался в стакан, сделать несколько круговых движений для перемешивания и снять платок. Жидкость стала малиновой.

Алхимик: Ребята, кто из вас может объяснить этот опыт? (фокус)

Учащиеся объясняют.

II ведущий: Давайте обесцветим жидкость малинового цвета в стакане. Для этого к щелочному раствору добавим кислоту.

Алхимик демонстрирует обесцвечивание раствора, добавляя немного соляной кислоты.

Алхимик: Я хочу показать вам интересные кристаллы

Показывает крупные кристаллы синего цвета медного купороса CuSO4*5H2O.

Посмотрите на эти красивые ромбики – кристаллы. Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этого вещества опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, т.к. многие микробы от него погибают.

I ведущий: Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы, потому что его иногда называют антиакулином. В действительности антиакулина вначале сомневались австралийские специалисты, дескать, для наших акул это вроде порошка от головной боли, он послужит лишь острой приправой к жаркому. Однако когда в знаменитом акульем заливе на Западном побережье Австралии препарат был испробован, его эффективность вынуждены были признать даже самые отъявленные скептики.

Алхимик: А вот эти красивые кристаллы – алюминиевые квасцы, их также вырастили в кабинете химии.

Демонстрирует алюминиевые квасцы KAl(SO4)2*12H2O. Это вещество используют при выделке шкур, а также при производстве бумаги.

I ведущий: Я вам покажу образцы горных пород, которые привезли с Урала. Эти камни и кристаллы созданы природой. Посмотрите, какая необыкновенная красота. Будьте внимательны, может и вам удастся найти какой-нибудь интересный минерал в природе.

Демонстрирует под музыку коллекцию минералов и горных пород.

II ведущий: Многие из вас любят сказки и фантастики. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Змей Горыныч.

Звучит музыка, демонстрируется опыт «Фараоновы змеи».
1) Подготовительная часть (перед уроком).
Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на таблетку положить 3 таблетки норсульфазола.
2) Основная часть (на уроке).
Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». После окончания опыта погасить огонь, закрыв крышкой.

II ведущий: В заключении нашей встречи я покажу опыт, который называется «вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

Показывает репродукцию картины К.Брюлова «Гибель Помпеи». Звучит музыка, выключается свет, демонстрируется опыт.

Описание опыта «Вулкан».
На подставку посыпать горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла» Cr2O3.

А теперь ВИКТОРИНА.
Проводит ученик в костюме первобытного человека.

I вопрос: Какое вы знаете самое распространённое вещество на Земле?
Ученики отвечают (вода)

I ведущий: Послушайте стихотворение о воде.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это - только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля
Но время придёт, всё растает,
И будет простая вода.
Формула этого удивительного вещества H2О (записать).

II вопрос: Какие металлы вы знаете?
Ученики отвечают.

II ведущий: Я вам расскажу немного о золоте, которое является самым пластичным металлом.

III вопрос: Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.
Ученики отвечают(ртуть).

Алхимик
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджёг случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород – шалун на боре
Мимо проскакал верхом.

I ведущий: Вот и закончился наш урок «Экскурсия в кабинет химии». Понравился ли он вам?

Звучит музыка.









13PAGE 15


13PAGE 14215