Выступление на родительском собрании на тему: Сплоченная семья – надежный помощник в воспитании и обучении детей
Сплоченная семья – надежный помощник в
воспитании и обучении детей.
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы пришли для того чтобы обсудить проблемы воспитания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети».Первое и второе нам избежать не удается, а третье зависит именно от нас, взрослых. У ребенка, подростка, юноши, человека зрелого или пожилого возраста как члена одной семьи свои особые заботы, трудности, интересы, но у всех одно желание - быть понятым, любимым и счастливым в своем семейном кругу.
Трудно переоценить роль и значение родителей дома, где закладываются основы физического , духовного, нравственного и гражданского развития ребенка. «Право и самая благородная обязанность родителей – воспитывать из своих детей и здоровых, жизнерадостных, трудолюбивых и всесторонне образованных людей, сознающих свой гражданский долг»–гласит наша Конституция.
Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоциональный климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи.
Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Семья – это школа любви для взрослых и детей, в ней люди становятся личностями, особенными и неповторимыми.
Еще в Древней Греции Платон, вслед за Сократом, утверждал: все зло мира, эгоистичность людей, их сословные неравенства произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей, порождающие между ними вражду. Последующие философы и педагоги не обошли своим вниманием эту проблему, хотя и оценивали ситуацию по-разному.
Еще 15-20 лет назад бытовало мнение некоторых научных авторитетов, что государство должно взять на себя воспитание детей «от люльки до университета». В последние годы ученые изменили на это счет, потому что убедились на опыте: любовь родителей, их постоянные общения с детьми имеют для малышей не меньшее значение, чем воздух и солнечный свет.
Гармоническое развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Теперь педиатры утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трехлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит ,какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности.
Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.
Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце – матери – сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Как бы мал он ни был, а все отлично чувствуют, чутко воспринимает их лад и ссоры. Вот мнения доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: «Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Именно любовь родителей друг к другу, а не только любовь к детям. Множество ошибок совершается молодыми людьми в начале семейной жизни, но ни одна из них так не вредна, как невнимание к собственному чувству взаимной любви. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от них любви получает ребенок. Без нее – весь мир бледнеет и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка». И В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.
Родители нужны ребенку, прежде всего как «учителя любви» в самом широком смысле слова. Без родителей это бывает не под силу самому искусному профессионалу – учителю. Даже если число воспитанников, приходящихся на одного воспитателя, довести до семейного среднего уровня и тогда не будет достигнут эффект, получаемый в домашней атмосфере, потому что не будет действовать свет личностных отношений родителей между собой. Да и сами матери, и отцы очень много теряют при отторжении малышей.
Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и коллективам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Характер человека образуется «в потоке мира» (по выражению Гете), т.е. на протяжении всей жизни, а не только на основе ощущений, полученных в детские и юношеские годы в семье. И все – таки для ребенка на любой ступени его развития семья является значительнейшей частью его мира. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Например, он с ранних лет начинает воспринимать, как родители, бабушка с дедушкой, другие родственники и знакомые судят об общественно – политических событиях, о проблемах духовной жизни, бытовых вопросах, об обстановке на работе и о поступках ближних. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет.
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей – в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку – это в первую очередь решают сами родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе.
Родители должны знать, с кем общаются их дети, как складываются их отношения с ровесниками, старшими и младшими по возрасту, какие качества характера проявляются в их отношениях; родителям следует интересоваться коллективом, в котором растут их дети. Важно знать, хорошо ли дети чувствуют себя в коллективе, активны ли они и какое место в коллективе они занимают; родители в полне могут помочь детям утвердиться в коллективе, не раствориться в нем безлико, а быть ему полезным благодаря индивидуальным особенностям личности; необходимо развить в ребенке чувство ответственности за коллектив, его неразрывной связи с ним; родители должны позаботиться о разнообразном общении своих детей для того , чтобы личность ребенка могла развиться полностью; родителям необходимо всерьез принимать друзей своих детей, стараться узнать и понять и осторожно влиять на детскую дружбу.
Дети должны знать, где работают родители, что конкретно они делают, каков результат их хорошей или не вполне хорошей работы на предприятии. Они должны знать проблемы и трудности родителей. Таким образом дети учатся решать свои собственные проблемы. У детей пробуждается гордость за родителей, родительский авторитет растет, когда дети видят рабочее место родителей и знакомятся с их коллегами. Дети начинают понимать, почему родители иногда не могут уделить им много времени.
Несмотря на всю свою занятость, родители должны все же находить время и для детей. Активная профессиональная деятельность не может быть оправданием упущений в воспитании. Некоторые родители говорят, что дети должны жить лучше, чем сами они жили в юности, и что, в конце концов, нет никакой необходимости в детском труде. При всех благих намерениях родителей эта точка зрения вредна.
С раннего возраста надо приучать детей к домашней работе! С самого начала воспитывайте в детях самостоятельность в труде, возлагая на них ответственность за порученное дело. Приучите их уважать любую хорошо сделанную работу. Учеба и работа тесно связаны друг с другом. Но не каждый школьник, который хорошо и охотно учится, так же охотно работает. В то же время часть школьников, особенно старшеклассников, с большим упоением будет трудиться, чем, например, учит слова или решать математические задачи. Это зависит от воспитанных семьей, школой и жизнью в целом умений, физических сил, интересов и отношения к работе и учебе.
Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Учителя поддерживают это желание, когда поощряют первые успехи детей. Желание понять окружающий мир с его загадками, стремление понимать надписи, читать книги и детские газеты, побольше узнать о своей стране и мире поддерживают и развивают потребность в учении. Но родители знают по своему опыту, что уже в 4-5 классах это желание затухает. Интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?
Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с этими растущими требованиями. Но у некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Причин может быть много.
Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из – за постоянных неудач теряют интерес к учению и вследствии этого интерес к школе вообще. Незамеченные трудности в учебе приводят в дальнейшем ко многим воспитательным проблемам, дети скучают на занятиях и начинают заниматься посторонними делами. При возникновении трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: « Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки.
Родители должны насторожиться, если какими – то школьными предметами дети занимаются так, между прочим. С помощью учителя следует выявить причины такого положения дел. Нормально, что ребенок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Но нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребенка.
У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе могут им пригодиться дома. Иногда бывает достаточно сказать: «Подумать только, как здорово починил ты радио! Не зря вас там учат!» Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, родители должны задумываться о следующем:
Как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности?
Как объяснить детям, что и сейчас и потом и всегда им будут нужны знания, усвоение которых сегодня дается с таким трудом?
Как в самих себе воспитать чуткое отношение к проблемам детей, чтобы их вопросы не иссякали и никогда не были некстати?
Есть истина в старой поговорке: «Как старики поют, так молодежь чирикает». Однако в жизни эта взаимосвязь осуществляется в сложных проявлениях. Дети берут пример с родителей, знакомых, друзей. Поведение всех взрослых оказывает разнообразные педагогическое воздействия на детей.
Некоторые родители полагают, что им только тогда следует начать следить за собой, когда дети начинают понимать. Что хорошо и что плохо, что справедливо, и что не справедливо. И это якобы происходит только в возрасте 10-12 лет. «В действительности фундамент воспитания закладывается до пяти лет, и то, что вы сделали до пятого года жизни – это 90% всего воспитания. Позже это воспитание продолжается», - подчеркивал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям и призывая их не упустить благоприятного для воспитания детей времени.
Достойная жизнь наших детей, а также конституционное право и обязанность родителей воспитывать детей вырастают священный долг – претворить любовь к детям в собственное примерное поведение.
Напомним еще раз:
Сегодняшняя молодежь тоже любит примеры исторических, литературных героев, но прежде всего на нее влияют живые люди нашего времени. На них молодежь ориентируется, подражая или отдельным качествам или всему поведению людей, которых она уважает.
От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспитании.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов.
В заключение следует подчеркнуть: мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно, чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Никогда не следует забывать: Воспитание – это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и конечно соответствующая организация жизни детей.
15