«Причастие. Образование причастий. Действительные причастия настоящего времени» (5 группа)


Методическая разработка урока
«Причастие. Образование причастий. Действительные причастия настоящего времени»
(в группах с государственным языком обучения)
План урока
Тема урока:
Причастие. Образование причастий. Действительные причастия настоящего времени.
Цели урока:
Обучающие:
Дать представление о причастии как части речи;
Познакомить с образованием действительных причастий;
Выполнить упражнения на закрепление;
Уметь применять полученные знания на практике;
Развивающие:
Развивать навык определения причастия;
Развивать внимание, память;
Воспитательные:
Воспитание бережного, внимательного отношения к русском языку;
Формирование умения работать в коллективе.

Тип урока: Объяснение нового материала

Методы урока: словесный, практический, наглядный

Материальное оснащение: доска школьная, мультимедийное оснащение

Ход урока

Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся к уроку.

Опрос по пройденной теме.
Запись числа.
Словарная работа:
Красный, любимый, вкусный, любить, печеный, уважаемый, варить, вареный, профессиональный,
мастерская, рассказывающий, плавающие.

Взаимопроверка. Оценивание.
Нормы оценок:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 и более ошибки

Какие части речи были записаны вами? Докажите.
Слова любимый, уважаемый, печеный..... не относятся к имени прилагательному, это – часть речи, которая называется причастие.
Теоритическая разминка: что такое глагол и прилагательное?

Изложение нового материала.
Запись темы урока:
«Причастие. Образование причастий. Действительные причастия настоящего времени»
Чтение эпиграфа урока:
Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Пословица.)

Сказка.
Жили-были Папа –глагол и Мама-прилагательное. Родился у них малыш. Решили они назвать его именем Причастие. Причастие был внешне похож на Маму-прилагательное. Тот же вопрос, род, число, изменялся по падежам, имел краткую и полную форму, и даже в предложении выполнял функцию определения, как мама. Хоть внешне малыш-Причастие был похож на маму-прилагательное, но характером вылитый Папа-глагол. Имел лицо, число, как у Папы-глагола, возвратность, и даже время – настоящее и прошедшее – и вид. Глядя на Причастие, все в окгуге спорили, на кого же похож малыш. Вырос малыш и стал взрослой самостоятельной частью речи, которая в стране под названием «Морфология» звали его Причастием.






Показ слайда с комментированием стихотворения:

Странная, друзья, часть речи я –
Не предлог и не наречие.
И союзы, и частицы
мне не братья, не сестрицы!
Но в кого же я пошел?!!
Стать свою мне дал глагол
(Играть - играющий)
Так же основа, время, вид.
Может, я его гибрид?
Ну, а если быть внимательней,
Очень схож я с прилагательным:
(Любимый, уважаемый...)
Те же формы, окончания
Не остались без внимания.
В предложении ролью схожи,
Словно близнецы, похожи.
Вот такое я явление -
Всем имею я почтение,
Уважение, участие.
Не узнали?
Я - ПРИЧАСТИЕ!

Запись схемы в тетрадь:

Прилагательное Глагол








Например: Читать + ющ= читающий
Образование действительных причастий
Действительные причастия образуются от глаголов настоящего времени несовершенного вида
-ущ - (-ющ-) - ащ - (-ящ-): читающий, стоящий
- Чтение справочного материала по учебнику стр. 154
- Обращение к эпиграфу урока:
А) Как понимаете эту пословицу?
Б)Есть ли причастия в данной пословице?

- Умеющий= уметь+ющ+ий

Закрепительная разминка: 1. «Узнайте причастие», определите способ образования.
Например, Моросящий дождь – моросящий – причастие, так как образовано от глагола моросить, к основе слова морос прибавили суффикс -ЯЩ -.

Свежий ветер
Спящий лес
Любимая профессия
Вкусный пирог
Свежее молоко
Сидящие учащиеся

2. Каждому учащемуся дается карточка со словосочетанием, встают те учащиеся, у которых словосочетание «причастие+существительное», объясняя свой выбор:

Зимующие птицы
Зимняя дорога
Свежие семена
Желтеющие листья
Цветущий сад
Лечащий врач
Блестящий снег
Зеленеющее поле
Зеленое яблоко
Интересный человек
Любящие дети Светлая комната
3. От анимационных картинок образовать причастия. Например, Снег (что делает?) падает – снег (какой?) падаЮЩий. Девушка танцует, свеча горит, елка сверкает.



4. Работа по картине К.Ф. Юона «Волшебница-зима»
При описании картины использовать в речи причастия.
(Подобрать глаголы, от которых образовать «причастие + существительное»)
- Что изображено на картине?
- Что можно увидеть, услышать, глядя на картину?
- Каков воздух? (бодрящий)
- Что происходит с деревьями? Они спят – спящие

Подведение итогов урока.
Рефлексия. Что нового открыли для себя на уроке?
- На сегодняшнем уроке я узнал (ответы учащихся)
- Комментирование оценок
Домашнее задание. Выучить правило по образованию причастий.
Составить словосочетания «причастие + существительное» на тему «Новый год» (можно приурочить другой праздник)

Примечание: примерные анимационные картинки:
































Образуется от глагола
Лицо
Число
Род
Возвратность
Время
Пеходность
Вид
Наклонение

Отвечает на вопрос Какой?
Род
Число
Изменяется по падежам
Имеет полную и краткую форму
Согласуется с существительным
В предложении -определение и сказуемое



15