Тема урока Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени



Урок русского языка в 7 классе.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени, уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи. Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: проблемный метод, деятельностно – практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Учебник: Русский язык 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Просвещение» 2015.







Ход урока

1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это (причастие). Давайте откроем тетрадь и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. Любое исследование невозможно без теоретических знаний.
2. Актуализация знаний
1) Что такое причастие?
2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
3) Какие глагольные признаки есть у причастия?
4) Какие признаки прилагательного есть у причастия?
5) Какие причастия называются действительными?
6) Какие причастия называются страдательными?
7) От какой части речи образуются причастия?

3. Синтаксическая пятиминутка.
- На доске написано предложение: Лента р..ки видне..щаяся вдали пр..чудливо изг..балась и уб..гала за г..ризонт.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите грамматическую основу, расставьте и объясните знаки препинания, начертите схему (1 ученик у доски).
- Назовите средства художественной выразительности? («лента реки», «причудливо изгибалась», «убегала за горизонт»)
- Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе). Определите вид и время причастия?
- Давайте сформулируем тему урока: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (Слайд 1).


- Теперь попробуем сформулировать цели урока. (Слайд 2).
- Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
- Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

· - Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

4. Подготовительный этап.
Запишите слова (слова записаны на доске в столбик), вставьте гласные в окончания 3 лица мн.ч. , определите вид.
Пишут (1 спр. несов. вид)
Рисуют ( 1 спр. несов.вид)
Клеят (2 спр. несов. вид)
Лечат (2 спр. несов. вид )
- Скажите, от какой части речи образуется причастие? Каким способом? Давайте устно попробуем образовать от этих глаголов причастия при помощи суффиксов ущ, ющ, ащ, ящ.
На экране появляются образованные причастия с пропускам букв (Слайд 3).
- Какие причастия образовались? Действительные или страдательные? Определите их вид.
- Какие суффиксы будем писать в этих причастиях?
5. Постановка проблемного вопроса
Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?
- От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).
- Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).


Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: (Слайд 4)

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие


Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 48 (Все верно).
6. Закрепление материала.
1. «Эстафета» (Каждый из учеников, выполнив свою часть задания у доски, передаёт «эстафету» кому-то из одноклассников, называя его имя и фамилию):
Запишите словосочетания, выделите суффикс у причастия, объясните выбор гласной в суффиксе: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали.
2. Упражнение 108 (самостоятельно, проверка)
8. Творческое задание.
- Давайте рассмотрим картину замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 5, музыкальное сопровождение).
- Глядя на эту картину, невольно вспоминаются строки из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной



1. Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. Кому сложно, используйте причастия: сверкающая, желтеющие, трепещущие, плывущие.
2. Проверка (2-3 работы).
10. Домашнее задание: стр. 48 выучить правило, упр.107
9. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.
- Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?