Конспект урока русского языка по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (7 класс) 
Урок русского языка по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. 
Тема урока: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Цели урока: 
 1)образовательная: создание условий, при которых учащиеся сконструируют способ определения гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
 2) развивающая:
  - формирование умений и навыков учебной деятельности;
  - развитие познавательной активности, мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение, самоанализ), речи, воображения,  памяти;
 3) воспитательная:
  - формирование умений построения отношений в группе, определения своей роли; 
  - воспитание интереса к познанию; 
  - воспитание толерантности.
  Формы работы: индивидуальная, групповая.
  Основной вид учебной деятельности – поисковая  деятельность.
  Тип урока: этап  постановки и решения учебной задачи.
Ход урока.
Создание «ситуации успеха». 
     Проверка владения способом определения залога причастий настоящего времени. 
Задание: записать  под диктовку словосочетания, определить залог причастий (выделив суффикс). Учащиеся  работают самостоятельно, один ученик – с обратной стороны доски.
Поющую иволгу; едва различимый шорох; одетый в плащ прохожий; мост, висящий над рекой; прочитанная книга; колышущийся тростник; хвалящийся своими успехами. 
   - Проверка. Открывается работа на обратной стороне доски, ученик, выполнявший работу, объясняет.
Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыва).
  В двух последних словосочетаниях дети по-разному написали гласные в суффиксах:
  Колышущийся и колышащийся    /  хвалящийся и хвалющийся 
 Учитель: 
- Можем ли мы на слух определить, какую гласную надо писать в этих словах?
 Ученики:
- Нет, эти гласные находятся в слабой позиции. Это орфограмма.
 Учитель:
- Где находится орфограмма?
 Ученики:
- В суффиксе.
 Учитель:
- Есть ли у нас способ определения гласных в суффиксах?
 Ученики:
-Да, по сильной позиции.
Учитель:
- Можем ли мы применить этот способ к данным словам?
Ученики:
- Нет, не можем. У нас есть два слова – поющую и висящий, эти слова не помогут нам, т.к. в них разные буквы в суффиксе. 
III. Формулировка учебной задачи учащимися и учителем.
 Учитель:
- Значит, какая задача стоит перед нами?
Ученики:
- Как узнать, какая буква пишется в суффиксах действительных причастий настоящего времени?   (Запись вопроса на доске и в тетрадях).
 Учитель:
- Как будем действовать?
  Учащиеся выдвигают  свои гипотезы. Учитель предлагает для анализа группу действительных причастий настоящего времени: 
    зовущий, берущий, поющий, смеющийся, молящий, стремящийся, кричащий.  
IV.Этап решения учебной задачи. Конструирование понятия (способа решения учебной задачи).   
   В группах или индивидуально (по желанию) с помощью учителя дети пытаются изобрести новый способ решения задачи. Результаты вывешиваются на доску и обсуждаются всем классом. 
 В результате обсуждения ученики приходят к такому выводу: так как причастия образуются от глаголов, надо найти глаголы, от которых образованы данные причастия (сделать словообразовательный анализ): 
зовущий                              зовёт
берущий 	берёт	глаголы I спр.
поющий 	поёт
смеющийся 	смеётся
молящий	молится
стремящийся	стремится	глаголы  II спр.
кричащий	кричит
В причастиях, образованных от глаголов I спр.,  пишутся суф.  –УЩ-/  –ЮЩ-                                                                                                        
                                                                        II спр. -              суф. –АЩ-/   – ЯЩ-                                                                                         
V.Сравнение своих выводов с правилом в учебнике. Озвучивание учащимися и запись  в тетрадь темы урока: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
VI. Выработка способа действия (составление алгоритма), фиксация способа в тетрадь-справочник. 
 1.Определить, от глагола какого спряжения образовано причастие.
 2.От глагола I спр.                                От глагола IIспр.		
             -ущ-/-ющ-                                              -ащ-/-ящ-
   VII.Возвращение к заданию I, объяснение правописания слов колышущийся ; хвалящийся, знакомство со способом обозначения орфограммы.  
 VIII. Рефлексия. 
  Учитель:
 - Что нового вы узнали на уроке?
 - Как определить гласную в действительном причастии настоящего времени? 
 IX. Домашнее задание: проверка способа действия – выполнение упражнения по учебнику.
15