Занятие по профориентации От зернышка до булочки (1- 4 классы)
Лылова Елена Тимофеевна,
воспитатель ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Кохма, Ивановская область.
Занятие с элементами ручного труда. Данное занятие является продолжением занятий о последовательных этапов выращивания и производства хлеба. Обучающиеся совершили экскурсии на пекарню, в хлебный магазин, где встретились с людьми разных специальностей, наблюдали за их работой, познакомились с продуктами их труда; просмотрели документальный фильм о хлеборобах. Дети читали и обсуждали книги «Колосок» (украинская народная сказка), «О девочке, которая наступила на хлеб» (по сказке Г.Х. Андерсена.), главная идея которых – хлеб не бывает лёгким. Был проведён конкурс рисунков «От зёрнышка до булочки».
Тема. От зёрнышка до булочки.
Цель: познакомить детей с профессиями мельника и пекаря.
Задачи:
- систематизация, закрепление знаний о хлеборобах, сельскохозяйственных машинах, об этапах получения хлеба от зерна до булочки;
- воспитание уважения труда хлебороба и бережного отношения к хлебу;
- развитие мелкой моторики рук, связной речи.
Оборудование: медиоаппаратура, таблички со словарными словами, выставка рисунков обучающихся, мука, зерно, тесто.
Ход занятия.
Беседа детей о хлебе.
Девочка в цветочном горшке с землей делает углубления и сажает зерна пшеницы.
Д.: А я просто сеяла, сеяла. Раз, два, три(слова сопровождаются соответствующими действиями)
Появляется мальчик, обращается к девочке.
М.:Позволь спросить, а что ты делаешь?
Д.: - Пытаюсь посадить пшеницу. Потому что хлеб, выращенный своими руками вкуснее всего.
М.: - Да ты даже булочку не сможешь сделать из того что посеяла.
Давай подумаем, что делают с зерном, после того как уберут его с поля.
Д.: - Ты знаешь, как из зерна делают муку? И как выпекают хлеб? А сколько людей задействовано в этом процессе?
К детям присоединяется ведущий.
В.: - Здравствуйте, ребята, я попытаюсь ответить на все ваши вопросы.
Огромное количество людей разных профессий принимают участие в сотворении хлеба. Вспоминайте, это и трактористы, и помогайте мне, ребята.
Дети перечисляют профессии: тракторист, сеятель, комбайнер, водитель.
В.: - Молодцы! И все эти профессии можно назвать одним словом – хлеборобы.( словарная работа)
В.: - Тяжелый труд хлебороба. Раньше никакой хлеб в домах не выбрасывался, это считалось величайшим грехом. Достаточно лишь перечислить порядок работ, связанных с рождением хлеба, чтобы стало понятно, почему наши прадеды относились к хлебу как к самому святому в жизни человека и семьи.
Игра «А что потом?».
И вспомним весь процесс выращивания хлеба. У меня в руках мяч. Я начинаю игру так. Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, сначала нужно подготовить поле, вспахать его на тракторе. А что потом? Кому я дам мяч, должен быстро сказать, что делают хлеборобы дальше.
Д.:- пашут, сеют, ухаживают за ростками, собирают, вывозят урожай с поля.
Показ слайдов: пахота, сев, жатва. Дети читают стихи к ним.
1.Снег растает в поле чистом
Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
2.Выйдут сеятели потом
Засевать поля зерном
И черны, как из печи,
Провожают их грачи.
3.Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
4.Хлеб созрел, к нам на стол
Прямо с поля не пошел
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
В: - Вырастили хлеборобы зерно и передали его людям других профессий. Давайте с ними познакомимся.
Профессии мельника и пекаря.
Выращенный урожай еще не хлеб. Надо зерно превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
И делают это на мельнице.
Показ слайдов «Мельница»
-Посмотрите, как выглядела мельница раньше: вот эта – ветряная, ей помогает работать ветер, который заставляет крутиться крылья, которые в свою очередь вращают тяжелые жернова.
Словарная работа.
Жернова – это каменные круги. Зерно, попадавшее между этими кругами, размалывалось и превращалось в муку.
-А людей, работающих там, называли – мельниками.
Проводится игра «Мелница»
Давайте включим свои жернова. Вы готовы?
Тогда повторяйте за мной следующие движения.
1.«Чтобы сделать каравай жернова быстрей вращай».
(Вращательные движения руками перед собой.)
2. «Крепче трем зерну бока, получается мука».
(Сильное потирание ладонь об ладонь.)
Детям показывается тарелка с мукой.
-Прошло время, люди придумали такую мельницу, которую можно сравнить с целым заводом. Он может намолоть муки столько, сколько не смогли бы намолоть даже тысячи ветряных мельниц.
Показ слайдов «Современные мельницы - заводы»
Д.:- А что же дальше делают с мукой? Куда ее везут?
В.:- На помощь людям опять приходят машины.
«Богатырь – муковоз
На завод муку привез»
На заводе, где и выпекают хлеб другие мучные изделия.
Проводится дидактическая игра.
Где дети вспоминают хлебобулочные изделия.
Ребята встают вкруг. Ведущий детям по очереди кидает мяч. Поймавший, участник игры мяч, называет хлебобулочное изделие.
Детям показываются слайды с изображением: кулича, пряника, медовика, сушек, пирогов и др.
В.:- Профессия людей, изготовляющих хлеб и другие хлебные изделия, называется – пекарь (словарная работа).
-Ребята, давайте продолжим с вами играть, представим себя в роли пекаря. Чтобы испечь хлеб, булочки, коврижки нужно замесить тесто.
-Какие продукты нужны для этого?
Д.: - Чтобы испечь хлеб, нужны следующие продукты: мука, дрожжи, масло, сахар, яйца, соль. Показ слайдов.
В.: - А чтобы булочки получились еще вкуснее, в тесто добавляют разные пряности: ваниль, лимонную цедру и др.
Проводится игра «Пекарь».
В.: - Для начала наденьте фартуки и пекарские колпаки, вымойте руки.
(Дети вступают в игру, повторяют движения за воспитателем под следующие слова).
Движения.
-Дрожжи воздух собирали, глубокий - вдох
Дрожжи тесто раздували. резкий - выдох
Вдох и выдох, вдох и выдох: плавный – вдох, плавный - выдох
Пух! Пух! Ох! Ох! через нос - вдох, на выдохе произносят слова
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь руки - в стороны, затем - вверх
Разрастись и поднимись.
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох! плавный вдох,
Тесто зрело и толстело - Ух! Ух! на выдохе произносят слова
Мы его слегка помяли сжимают и разжимают кулачки
И веселкой по взбивали. быстрые круговые движения
В.:- Вот мы и замесили тесто? Как вы думаете, сложно замешивать его?
Д.: - Да.
В.:- Действительно месить тесто нелегко, ведь его надо много. Поэтому вымешивать хлеб на хлебозаводах помогают специальные машины. Затем, хлеб выпекают в специальных печах. Давайте посмотрим слайды « Как выпекают хлеб».
В.:- Ребята, скажите, как из бесформенного теста получаются разные по форме хлебные изделия?
Д.:- Форму придают руками, а на заводе хлеб выпекают в специальных формах.
В.:- Вот, ребята, мы и узнали какой длинный путь проделывает зерно , прежде как стать хлебом.
Практическая часть занятия.
На столе, на одноразовых тарелках, лежит заранее приготовленное тесто; бумажные салфетки.
-Пришло время заглянуть под салфетку, где лежит приготовленное нашими руками тесто. Вы видите, какое мягкое и пластичное оно? Ему можно придать любую форму. Сейчас, одни ребята будут делать булочку в виде «колоска», а другие – в виде «улитки».
Воспитатель показывает, как выполняется « колосок». Тесто делится на три одинаковые части. Затем, каждую часть, раскатывают в одинаковой длинны «веревочки». Потом, их переплетают как косу. «Улитка» - выполняется из одного длинного «жгутика». Его закручивают из центра по спирали.
Дети выполняют задание разной сложности. Готовые изделия раскладываются на противень. После работы дети руки вытирают влажной салфеткой.
-Ребята, какие замечательные булочки у нас получились. Дети рассматривают свои изделия, сравнивают. После занятия, отнесем наши булочки в столовую и поставим их выпекать. И обязательно попьем чай с ними.
Рефлексия.
- Прежде как закончить наше занятие, давайте вспомним, о каких новых профессиях вы узнали?
Д.: - мельник, пекарь.
- Что делает мельник с зерном? Как называется предмет, который перетирает зерно?
Д.: - превращает зерно в муку; жернова.
- Достаточно ли одной муки для выпекания хлеба?
Д.: - нет; добавляют масло, дрожжи, яйца
-ребята, я познакомила не только с профессиями мельника и пекаря, но и показала процесс превращения зерна в хлеб. Надеюсь, вы меня внимательно слушали и сможете выполнить следующее задание.
Из данных слов выберете те, которые наиболее подходят профессиям мельника и пекаря.
Скучная, тяжелая, бесполезная, интересная, полезная, ответственная, требующая специальных знаний, важная.
(Дети отбирают нужные слова).
«За чашкой чая» ребята с удовольствием ели свои булочки и продолжали вести разговор о бережном отношении к хлебу.
- Хлеб на столах мы видим каждый день, но порой забываем о труде тех людей, которые его выращивали, убирали с полей, перемалывали зерно и выпекали. Не забывайте об этом никогда, не бросайте хлеб. Помните, что это труд многих людей.
Использованная литература:
1.Н.Н.Кокорева «Любить труд на родной земле»
Москва, изд. «Просвещение»,1987 г.
2.А.К. Бондаренко «Дидактические игры»
Москва, изд. «Просвещение»,1991 г.
3.А.Г.Глущенко «Трудовое воспитание младших школьников во внеурочное время»
Москва, изд. «Просвещение», 1995г.
4. «ПедСовет», газета для учителей начальных классов, № 11,2009 г.
Canon Inc.
·
·
·
·
·sRGB v1.31 (Canon)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
°°°°#! #)%$" $.-R71)&$,.$#&)8`@=2)""'&#WB<.(!&$!$#3+*7+83416?841+ ARV¬n`NG?IK<541#IVsМѓ|cP?;B//16$@FOє‰z\P@7C?,661C67=/:6737@841*Ma`¬m_MF?IJ;540"U^}НѓzaN>;A//05$CISЅ‰z\O?7A=+43,/)(##"&