Сценарий утренника для детей разновозрастной группы  По лесу осень идет золотая 
       Сценарий экологического утренника для детей     
                            разновозрастной группы 
                     «По лесу осень идет золотая»
                                                          Выполнила: воспитатель
                                                                         1 квалификационной                
                                                                           категории
Плотникова О.И
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВЕДУЩАЯ ,ОСЕНЬ – взрослые
МЫШКИ, БЕЛКА,  ЕЖ, БОБРЫ, МЕДВЕДЬ,  ПТИЦЫ - дети. 
На сцену, украшенную осенними ветками, цветами, гроздьями рябины и желудями (можно натуральными или вырезанными из бумаги), под музыку вальса выходят дети и встают полукругом. 
ВЕДУЩАЯ: 
Вьется, петляет тропинка лесная, 
По лесу осень идет золотая. 
Желтый орешник и куст бересклета 
Возле тропинки стоят, как букеты 
Ярких и пышных осенних цветов. 
Осень бредет вдоль речных берегов, 
Осень касается листьев рукой 
Льется с небес тишина и покой. 
Дети поют песню «Осень в лесу»
1.Осень,осень,осень                                                   
Снова к нам пришла
Осень, осень, осень
Чудная пора
В золотом наряде 
Парки и сады
Осень, осень ждали 
С не терпеньем мы. 
Припев: Парам-пам-памПарам-пам-пам2.А в лесу чудесно
Просто красота
И тропинка тянется
Прямо вдоль пруда
Наберём калины
Ягоды висят
За пенёчком прячутся
Шляпки у опят.         
Припев: Парам -пам-памПарам-пам-пам3.Белка на поляне
Шишечки грызёт
Ёжик босоногий
По лесу идёт 
На спине у ёжика  
Яблоки, грибы
Ёжик правда любишь?
Осени дары.
Да, да люблю 
Да, да люблю
Припев: Парам пам-памПарам-пам-пам.
Входит Осень (на ней длинная золотистого цвета юбка, украшенная ,листьями, на голове корона, в руках туесок с грибами, орехами, шишками, желудями. 
Осень не спеша под пение детей обходит зал и останавливается в стороне. После того как закончилась песня, звучит музыка , во время которой дети садятся на стулья, несколько детей в костюмах птиц отходят в глубь зала, а Осень медленно обходит зал и останавливается в середине. 
ОСЕНЬ: 
Слышно, как листик шуршит в тишине. 
Тихо пройду по родной стороне, 
И постою возле темной реки, 
И загляну я во все уголки: 
В рощи, дубравы и в чащи лесные 
Я загляну в уголки потайные, 
Пусть мне расскажут и звери и птицы, 
Что на родимой сторонке творится. 
Звучит музыка, выбегают дети в костюмах птиц и останавливаются на середине. 
ПТИЦА ПЕРВАЯ: 
Осень! Осень золотая!
Собираемся мы в стаи! 
ПТИЦА ВТОРАЯ: 
Улетаем в теплый край,
 Говорим тебе: "Прощай!" 
Танец птиц
Звучит музыка дети легко на носочках бегут по кругу, размахивая руками«крыльями». 
1-2 такты - делают два взмаха руками. 
3-4 такты - кружатся и опускают руки. 
5-8 такты - движения повторяются. 
При повторении музыки движения те же,  немного покружив, улетают. 
ОСЕНЬ (машет им вслед): 
Что ж! Счастливого пути!
Стайка быстрая, лети, 
Вместе с теплою весной 
Возвращайся в край родной! 
Звучит музыка осень обходит зал и раскладывает грибы. Навстречу ей выходит барсук. 
БАРСУК: 
Я работник, я барсук
Нанизал грибок на сук, 
А под соснами в бору 
Вырыл я себе нору. 
Утеплил нору листом 
И душистым мягким мхом. 
Танец барсука
 Звучит музыка
1 часть - идет, ищет гриб и в конце находит. 
2 часть - танцует с грибом, используя знакомые движения (укладывает гриб в лукошко, снова вынимает его, показывает зрителям). 
3 часть - кладет гриб перед собой (в корзину) и хлопает в ладоши. 
При повторении музыки опять идет искать и находит два гриба. Движения те же. По окончании танца Осень может спросить детей, какие это грибы и где они растут, предложить прочитать про грибы стихотворения. 
Снова звучит музыка  осень идет по залу, провожая барсука, и встречает двух бобров. В руках у них игрушечные топорики. 
БОБРЫ: 
Мы строители - бобры.
Взяли пилы, топоры. 
Мы умеем строить хаты, 
Мы привыкли жить богато! 
Рубим ивы и осины 
Строим на реках плотины. 
Исполняется «Зарядка» 
1-8 такты - идут друг за другом вперевалку шаг в шаг, затем выстраиваются в линейку и останавливаются. 
9-10 такты - делают махи топорами в сторону. 
11-12 такты - обходят воображаемое дерево с другой стороны.
13-14 такты - махи топорами. 
15-16 такты - вытирают пот со лба. 
Дети быстро замыкают круг, и при повторении музыки движения повторяются, но теперь малыши рубят как бы одно дерево. 
Звучит музыка  осень идет по кругу и разбрасывает листья. Останавливается. Под музыку появляется еж. Его костюм украшен листьями клена, дуба, липы, березы. Он суетливо бежит мелкими шажками в такт музыке и собирает листья. 
ОСЕНЬ: 
Что за маленький клубок,
Словно пестрый колобок, 
Катится навстречу? 
ВЕДУЩАЯ: 
Я тебе отвечу! 
Золотым клубочком стал 
Хитрый ежик колкий: 
Листья клена нанизал 
На свои иголки. 
Листья он несет домой, 
Стелет на кроватку, 
Чтобы долгою зимой 
Спать под елью сладко. 
ЕЖ: 
Спасибо, Осень золотая, 
Что ты даришь листья нам! 
Ведь они нам помогают 
Утеплить дом к холодам! 
Ведущая просит ежика показать свои листья и предлагает детям назвать деревья, на которых они выросли, после чего все танцуют вальс с листьями (движения танца показывает Осень). 
Звучит быстрая веселая музыка появляется белка с корзинкой и кидает в детей шишки. Дети разбегаются. 
БЕЛКА: 
Я - белка шалунишка. 
Люблю орехи, шишки, 
Прячу их в свое дупло. 
Там уютно и тепло! 
Пухом я заткнула щели, 
Чтобы снежные метели 
В дом зимой не залетели. 
Белка предлагает детям поиграть вместе с ней в шишки. 
Подбросить и поймать. Пронести на голове. Забросить в корзину. 
Звучит музыка выбегают мышки, в лапах у них колоски. 
МЫШКА ПЕРВАЯ: 
Осень! Ясное приволье! 
Теплые стоят деньки! 
Мы собрали в чистом поле 
Золотые колоски. 
МЫШКА ВТОРАЯ: 
Зерна отнесем домой, 
Испечем лепешки, 
Будут долгою зимой 
Сыты мышки-крошки! 
Теперь можно провести с детьми какую-нибудь игру на восприятие, быстроту реакции, например: 
«Солнышко и дождик»
Звучит музыкальный фрагмент (радостная, игривая мелодия, которая может ассоциироваться с солнышком) - дети прыгают, скачут, танцуют. 
Звучит музыкальный фрагмент (мелодия, имитирующая дождь) - дети прячутся в домик либо под зонтик. 
«Игра с погремушкой»
Проигрываются  3 музыкальных фрагмента: 
1 - дети идут (бегут) с по гремушкой . 
2 - стоя на месте, стучат погремушкой. 
З - кладут погремушку на пол и на носочках, крадучись, идут по кругу. А на последнем аккорде берут погремушку. 
«Мыши»
Дети, взявшись за руки и подняв их верх, поют (в ритме вальса): 
Как нам мыши надоели: 
Все погрызли, все поели. 
Вот поставим мышеловку, 
Переловим все их ловко. 
А в это время «мышки» бегают между играющими, то забегая, то выбегая из круга. При последних словах все опускают руки и закрывают «мышеловку». Пойманные «мыши» либо выбывают из игры, либо встают в  круг. 
Звучит громкая музыка. Появляется медведь и с важным видом выходит на середину. 
МЕДВЕДЬ: 
А я не запасаю 
Грибов и ягод впрок, 
За лето нагуляю под шубою жирок.
 Забуду я тревоги 
И там, где бурелом, 
Улягусь спать в берлоге 
Под сваленным стволом. 
ОСЕНЬ: 
Мед янтарный и густой 
Вот подарок мой лесной. 
Сладкий мед, мишутка, пей 
И зимою не болей. 
Медведь берет бочонок, благодарит Осень и танцует. 
Танец с медведем
Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот» 1-8 такты - медведь с бочонком идет вперевалочку и останавливается в центре. 
Повторение 1-8 тактов - он ставит бочонок, вытирает пот со лба и обмахивается. В это же время дети, взявшись за руки, от своих мест идут по залу, делая большой круг.
9-16 такты - медведь садится на пол и раскачивается из стороны в сторону. Дети и по кругу дробны шагом. 
17-20 такты (тихо) – медведь спит. Дети маленькими  шажками осторожно  подходят к нему 
в конце один раз хлопают в ладоши. 
21-24 такты (громко) - медведь просыпается и встает. Дети отбегают назад. 
25-32 такты - дети хлопают. Медведь танцует вприсядку. 
(Повторяется мелодия ) 9-12 такты - все на 9-й такт делают "ковырялочку", 
на 10-й - З притопа. Движения повторяются. 
13-16 такты - топающим шагом один раз поворачиваются вокруг себя и в конце подпрыгивают и разводят руки в стороны: «Все!» 
Дети читают по очереди стихотворение: 
Осень мы благодарим 
За узорную листву, 
За янтарную траву, 
За лесное угощенье 
За орехи и коренья. 
За бруснику, за малину 
И за спелую рябину 
Мы спасибо говорим. 
Осень мы благодарим! 
Звучит  музыка
 Осень кланяется, прощается и уходит. Музыка продолжает звучать. Ведущая объявляет, что праздник закончен. Дети выходя из зала.