Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике для 7 класса.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рекомендована к использованию
Протокол заседания МС МБОУ Исаковской СОШ
от 26.08.2015 № 1
ПринятаПротокол заседания ПС МБОУ Исаковской СОШ
от 28.08.2015
№ 1 Согласована
Зам. директора по УВР МБОУ Исаковской СОШ_______________
Л.И. Макарова
от 26.08.2015 Утверждаю
Директор МБОУИсаковской СОШ _______________
М.А. Николаева
приказ от 31.08.2015 № 01-01-111
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для обучающихся 7 класса
Трудко Татьяна Александровна
(I категория)
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД); авторской программой Босовой Л.Л. («Программа курса информатики и ИКТ для 5-9 классов средней общеобразовательной школы», –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013). В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, межпредметные связи.
Цель учебного курса:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развития навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Курс информатики для 7 класса является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. В настоящей программе для 7 класса учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, обучающиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, (начиная с 5-го класса), они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики для 7 класса, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение информатики в 7 классе реализуется по 1 часу в неделю, 34 часа за учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики являются:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
№ Содержание курса Всего
часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. 1 Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию.
Тема 1: «Информация и информационные процессы» 8
Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)
2 Информация и её свойства 1 3 Информационные процессы. Обработка информации 1 4 Информационные процессы. Хранение и передача информации 1 5 Всемирная паутина как информационное хранилище 1 6 Представление информации 1 7 Дискретная форма представления информации 1 8 Единицы измерения информации 1 9 Контрольное тестирование по теме «Информация и информационные процессы». 1 Тема 2: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» 7
Аналитическая деятельность:
·анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
определять основные характеристики операционной системы;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
получать информацию о характеристиках компьютера;
оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ
10 Основные компоненты компьютера и их функции 1 11 Персональный компьютер. 1 12 Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение 1 13 Системы программирования и прикладное программное обеспечение 1 14 Файлы и файловые структуры 1 15 Пользовательский интерфейс 1 16 Контрольное тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». 1 Тема 3: «Обработка графической информации» 4 Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора
17 Формирование изображения на экране компьютера 1 18 Компьютерная графика 1 19 Создание графических изображений 1 20 Контрольное тестирование по теме «Обработка графической информации». 1 Тема 4: «Обработка текстовой информации» 9
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
выполнять коллективное создание текстового документа;
создавать гипертекстовые документы;
выполнять кодирование декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8P, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
21 Текстовые документы и технологии их создания 1 22 Создание текстовых документов на компьютере 1 23 Прямое форматирование 1 24 Стилевое форматирование 1 25 Визуализация информации в текстовых документах 1 26 Распознавание текста и системы компьютерного перевода 1 27 Оценка количественных параметров текстовых документов 1 28 Оформление доклада «Из истории развития вычислительной техники» 1 29 Контрольное тестирование по теме «Обработка текстовой информации». 1 Тема 5: «Мультимедиа» 4 Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
30 Технология мультимедиа. 1 31 Компьютерные презентации 1 32 Выполнение проекта: «Мультимедийная презентация на свободную тему» 1 33 Итоговое тестирование по пройденному материалу 1 Тема 6: «Повторение» 1 34 Урок-игра «Основные понятия курса информатики для 7 класса». 1 Итого 34 № Содержание курса Общее кол-во часов Из них
теория практика
1 Информация и информационные процессы 9 6 3
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 7 4 3
3 Обработка графической информации 4 2 2
4 Обработка текстовой информации 9 3 6
5 Мультимедиа 4 1 3
6 Повторение 1 1 Итого: 34 17 17
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете.
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы.
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками.
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Учебно-методическое обеспечение курса информатики для 7 класса
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика.
7 класс».
Интернет-ресурсы:
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. - http://www.metodist.lbz.ru
Информатика в школе. Компьютер на уроках - http://www.klyaksa.netДидактические материалы по информатике и математике - http://compscience.narod.ruИнформатика и информация: сайты для учителей информатики –
http://www.inf777.narod.ru http://www.phis.org.ru/informatikahttp://www.nsportal.ru
http://www.pedsovet.su
http://www.uchkopilka.ru
http://www.uchiteljam.ru
http://www.testedu.ru
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Тип
урока Элементы содержания Требования к результату Вид контроля, самост. работы Домаш-нее задание Дата
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Урок изучения нового материала Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере. Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Актуализировать материал 6 класса. Введение 4.09
2 Информация и её свойства Комбинированный урок Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества Фронтальный опрос Записи в тетради §1.1. 11.09
3 Информационные процессы. Обработка информации Комбинированный урок Информационные процессы; информационная деятельность;
сбор информации;
обработка информации Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике Устный и комбинированный опрос, наблюде-ния учителя. §1.2. 18.09
4 Информационные процессы. Хранение и передача информации Комбинированный урок Информационные процессы; информационная деятельность;
хранение информации, носитель информации;
передача информации, источник, канал связи, приёмник. Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию Фронталь-ный опрос Записи в тетради.
Практикум §1.2. 25.09
5 Всемирная паутина как информационное хранилище Комбинированный урок WWW – Всемирная паутина; Web- страница, Web-сайт; браузер;
поисковая система;
поисковый запрос Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них Составле-ние сравни-тельных таблиц, пратикум. §1.3. 2.10
6 Представление информации Комбинированный урок Знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки
формы представления информации Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. Упражне-ния, практикум, работа с текстом. §1.4 16.10
7 Дискретная форма представления информации Комбинированный урок Дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичный алфавит; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода. Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ. Фронталь-ный опрос Записи в тетради. §1.5. 23.10
8 Единицы измерения информации Комбинированный урок Бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения Индивиду-альный опрос §1.6., глава 1 30.10
9 Контрольное
тестирование по теме «Информация и информационные процессы». Урок контроля Информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации Тематиче-ский контроль Глава 1 6.11
10 Основные компоненты компьютера и их функции Комбинированный урок Компьютер; процессор; память; устройства ввода информации;
устройства вывода информации Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора Комбини-рованный опрос §2.1 13.11
11 Персональный компьютер. Комбинированный урок Персональный компьютер; системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жѐсткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть; сервер, клиентФронталь-ный опрос Записи в тетради §2.2 27.11
12 Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение Комбинированный урок Программа; программное обеспечение (ПО); системное ПО;
операционная система; архиватор;
антивирусная программа
Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы, особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами, оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) Составле-ние сравните-льных таблиц §2.3. 4.12
13 Системы программирования и прикладное программное обеспечение Комбинированный урок Программное обеспечение (ПО); прикладное ПО; система программирования; приложение общего назначения; приложение специального назначения; правовой статус ПОПонимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь называть группы программ прикладного и общего назначения. Фронталь-ный опрос Записи в тетради §2.3 11.12
14 Файлы и файловые структурыКомбинированный урок Логическое имя устройства внешней памяти файл; правила именования; каталог; корневой каталог; файловая структура; полное имя файла Знать определение файла, возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов. Практикум §2.4. 18.12
15 Пользователь-ский интерфейсКомбинированный урок Пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой. Практикум §2.5, глава 2 25.12
16 Контрольное тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Урок контроля Компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение;
файл; каталог;
пользовательский интерфейс; индивидуальное информационное пространство Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств; типы программного обеспечения, функции операционной системы; особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) ПрактикумТематиче-ский контроль Глава 2 15.01
17 Формирование изображения на экране компьютера Комбинированный урок Пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB; глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессор; частота обновления экрана Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации, понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, рассчитывать объем графического файла. Фронталь-ный опрос Записи в тетради §3.1 22.01
18 Компьютерная графикаКомбинированный урок Графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты Фронталь-ный опрос Записи в тетради
Практикум §3.2 29.01
19 Создание графических изображенийКомбинированный урок Графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор; интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Практикум
§3.3, глава 3 5.02
20 Контрольное тестирование по теме «Обработка графической информации». Урок контроля Пиксель; графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор интерфейс графических редакторов
Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера, о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать принцип дискретного представления графической информации, форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты, создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения, рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, рассчитывать объем графического файла. Тематиче-ский контроль Глава 3 12.02
21 Текстовые документы и технологии их создания Комбинированный урок Документ; текстовый документ; структурные элементы текстового документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор. Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора, технологию создания и редактирования простейших текстовых документов Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Фронталь-ный опрос Записи в тетради §4.1 19.02
22 Создание текстовых документов на компьютере Комбинированный урок Набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; режим вставки/замены; проверка правописания; Фрагмент; буфер обмена.Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы). Практикум
§4.2 4.03
23 Прямое форматирова-ниеКомбинированный урок Форматирование; шрифт; размер; начертание; абзац; выравнивание; отступ первой строки; междустрочный интервал.Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании. Практикум §4.3 11.03
24 Стилевое форматирова-ниеКомбинированный урок Форматирование; стиль; параметры страницы; форматы текстовых файлов
Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы., форматировать символы и абзацы.Практикум §4.3 18.03
25 Визуализация информации в текстовых документах Комбинир. урок Нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки;
таблица; графические изображения Иметь представление о вставке в документ графических объектов, об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Знать виды списков (нумерованные и маркированные). Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы. Тестирование
Практикум §4.4 25.03
26 Распознавание текста и системы компьютерного перевода Комбинированный урок Программы распознавания документов;
Компьютерные словари; программы-переводчики
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста), с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате, сохранить документ, вывести на печать на принтере. Фронталь-ный опрос Записи в тетради
Практикум §4.5 1.04
27 Оценка количественных параметров текстовых документов Комбинированный урок Кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код алфавит; мощность алфавита; информационный объѐм текста Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения. Фронталь-ный опрос Записи в тетради §4.6 8.04
28 Оформление доклада «Из истории развития вычислительной техники» Комбинированный урок Информационный объѐм текста;
Сообщение; Доклад; Реферат; правила оформления доклада, реферата; форматирование. Знать примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат), основные требования к оформлению учебной публикации. Уметь создавать оглавление, планировать текст; владеть поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать цитаты и ссылки (гипертекст); использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста.), создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации. Практикум
Глава 4 11.04
29 Контрольное тестирование по теме «Обработка текстовой информации». Урок контроля Текстовый документ; структурные элементы текстового документа; текстовый редактор; набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; фрагмент; буфер обмена; форматирование; стиль; форматы текстовых файлов. Кодовая таблица; информационный объѐм текста. Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации. Тематиче-ский контроль Глава 4 22.04
30 Технология мультимедиа. Комбинированный урок Технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука;
Звуковая карта; эффект движения. Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представлении звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта Фронталь-ный опрос Записи в тетради
Практикум §5.1 29.04
31 Компьютерные презентацииКомбинированный урок Презентация; компьютерная презентация; слайд; шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффекты анимацииЗнать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию, вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора Наблюде-ния учителя, индивиду-альные карточки, тестовые задания. Практикум §5.2 6.05
32 Выполнение проекта: «Мультимедий-ная презентация на свободную тему» Комбинированный урок Компьютерная презентация; планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации Практикум
§5.2, глава 5 13.05
33 Итоговое тестирование по пройденному материалу Урок контроля Технология мультимедиа. Эффекты анимации. Планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации. Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать мультимедийную интерактивную презентацию, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране. Тематиче-ский контроль Глава 1-5 20.05
34 Итоговое повторение и обобщение. Урок повторения и обобщения Основные понятия курса информатики для 7 класса. Уметь применять на практике знания, умения и навыки, полученные за курс 7 класса. Урок-игра Глава 1-5 27.05