Сценарий утренника, посвященное празднику Дню матери музыкальная сказка Волк и семеро козлят в разновозрастной группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5
«Аленький цветочек»
Проектная работа
«Моя любимая мама»
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Малова Альбина Александровна
г. Чистополь – 2015 г.
Педагогический проект в разновозрастной группе
«Моя любимая мама»
Музыкальный руководитель
Малова Альбина Александровна
Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье, сплочению коллектива родителей.
Участники: дети среднего, старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель группы, родители воспитанников.
Сроки проведения: с 1 ноября по30 ноября 2015г.
Итоговое мероприятие: театрализованное представление, посвященное ко дню матери «Волк и семеро козлят».
Цель детей: Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев. Воспитывать любовь и уважение к матери.
Раздел
Содержание
Тема «Моя любимая мама»
Проблемное поле Преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.
Тип проекта Творческий, игровой, групповой, краткосрочный
Актуальность С самого раннего возраста ребенок должен помнить о том, что где бы он ни находился и чем бы ни занимался, самым дорогим и любимым человеком для него остается мама. Мама - это доброта и ласка, любовь и понимание, забота и поддержка. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает. В результате, на начальном этапе формировании личности ребенка, на дошкольные учреждения возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Конечной целью воплощения проекта является знакомство с праздником “День матери”. Дети не только познакомятся с данным праздником, но и смогут в нем поучаствовать. Поймут, что доставлять радость так же приятно, как и получать подарки. Научатся различать нравственные качества через художественную литературу, реализовать свои желания и возможности в изготовлении подарков, утвердятся во мнении, что МАМА – это всегда тепло, уют, радость.
Цели -формирование углубленного представления о семье, как о самом святом и надежном, что есть в жизни человека. Знать и хранить свои семейные традиции, предавать их из поколения в поколение;
-воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери; совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей.
Задачи 1.Обобщить знания детей дошкольного возраста о международном празднике «День матери»;
2. Развивать инициативность и творчество у детей дошкольного возраста;
3. Воспитывать доброжелательное общение детей в совместной деятельности между сверстниками и взрослыми;
Методическое обеспечение проектной деятельности
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ.
- Непосредственно-образовательная деятельность наборы открыток, альбомы, иллюстрации, сюжетно-ролевые игры, библиотека научно-популярной и художественной литературы.
- Аудио-видеозаписи по теме проекта.
- Консультационный материал для родителей и педагогов.
Виды деятельности
Игровая, театрализованная, двигательная, творческая художественно-эстетическая.
Материальные ресурсы необходимые для выполнения проекта Познавательный центр. Игротека
Медиаресурсы: интернет, как источник необходимо и
информации
Microsoft Office Word, - Microsoft Office PowerPoint – как средство структурирования, оформления и систематизации информации
Материально-технические: сканер, компьютер, принтер, проектор
Временные: ноябрь 2015
Кадровые: педагоги ДОУ
Участники проекта Воспитанники разновозрастной группы, родители, педагоги
Этапы и сроки Реализация проекта планируется в течение 30 дней.
Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа: подготовительный этап, практический этап и осуществление замыслов.
1 этап – подготовительный включает в себя:
-подбор методической литературы; разучивание стихотворение о близких людях; консультация с родителями.
Цель: подготовка к празднику ,сотрудничество с родителями по подготовке к итоговому развлечению.
2 этап - практический этап включает в себя:
. Подготовить концертную программу к празднику мам.
Изготовить своими руками подарки для мам.
Оформить фотовыставки.
3 этап – осуществление замыслов включает в себя:
- Чтение художественной литературы.
- беседы с детьми;
-Заучивание стихов, пословиц, отработка дикции, выразительности речи.
-Репетиции инсценировок, танцев, песен.
Презентация проекта:
1. Оборудование, материалы: оформление фотовыставки с семейными фотографиями детей, нарисованные детьми портреты мам, поздравления, шарики для оформления помещения, поделки.
-Использование информационно-коммуникативных технологий: хотелось бы использовать ноутбук… Для показа презентации «Мама моя» необходимо собрать материал (фото детей с мамами в электронном виде)
2. Мультимедийная презентация (демонстрация слайдов)
План реализации выполнения проекта 1 неделя:
-Беседы: «Моя семья», «Моя мама», послушать рассказ М. Зощенко «Показательный ребенок». Цель — Знать фамилию, имя, отчество своих родителей, где работают, общие интересы в семье. В ходе беседы дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.
-дидактические игры «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши», «Кому что подарить? »
- Чтение художественной литературы Чтение рассказов: Емельянов Б. «Мамины руки», Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе», сказок «Кукушка» (ненецк.)
На музыкальных занятиях:
- заучивание стихотворений;
-прослушивание песен о маме;
-подготовка к театрализованному представлению « Волк и семеро козлят» просмотр мультфильма « Волк и семеро козлят»;
- Разучивание подвижных хороводных игр для совместного проведения их с мамами.
- разучивание танцевальных движений;
-подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев.
Взаимодействие с родителями:
1.Ознакомление родителей с темой недели, нацелить на сотрудничество
2.Анкетирование.
2 неделя:
1. Беседа о празднике «День матери», беседа на тему « Мамы разные нужны, мамы разные важны».
2. Чтение стихов о маме.Э. Мошковская «Я маму свою обидел» ,В.Берестов «Праздник мам»,Г.Демыкина «Мама», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»3.НОД рисование «Портрет моей мамы»На музыкальных занятиях:
- продолжать заучивание стихотворений;
-прослушивание песен о маме; разучивание песен о маме;
-подготовка к театрализованному представлению « Волк и семеро козлят» просмотр мультфильма « Волк и семеро козлят»;
- Разучивание подвижных хороводных игр для совместного проведения их с мамами.
- разучивание танцевальных движений; постановка танца по сказке « Танец бабочек»
-подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев.
- разучивание правильного и эмоционального произношения речи; распределение ролей в сказке;
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей: «Роль матери в воспитании детей»
3 неделя:
Знакомство детей с пословицами и поговорками о маме.
Сюжетно –ролевые игры: «Мама заболела», «Семья»
Оформление фотовыставки «Мама-солнышко мое»
На музыкальных занятиях:
-Разучивание и повторение песен, танцев к празднику.
-Оформление музыкального зала к празднику.
-Проведение театрализованного представления, посвященное ко дню матери.
Предполагаемый результат 1. Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
2. Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.
3. Совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей:
-развитие начал словотворчества,
-развитие художественного вкуса детей и взрослых,
-развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности,
Итоговое мероприятие Театрализованное представление - музыкальная сказка
« Волк и семеро козлят»
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Хотели бы вы, чтобы с вашим ребенком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?
2. Считаете ли вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?
З. Готовы ли вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада? В чем вы видите это сотрудничество?
4.Привлечь родителей к осуществлению проекта.
Приложение 2
Сценарий театрализованного представления, посвященноеко дню матери
сказка « Волк и семеро козлят»
Цель :-Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздниках. Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду.
-Формировать представление о традиционном празднике «День Матери, вызвать у детей чувство радости от общения с гостями, праздничное настроение, желание исполнять песни о маме, плясать под весёлую музыку.
-Учить детей театральной культуре, участию в сказочных постановках.
-Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле — маме.
Ход праздника.
Зал празднично украшен декорациями к сказке «Волк и семеро козлят».Пришли мамы и бабушки.
Предлагается презентация » Моя мама сама лучшая», составленная из высказываний детей группы о своих мамах.
Ведущая :
Звучит нежная мелодия. В зал входят нарядно одетые дети. Они встают возле полукругом и читают стихи
1 Чтец:
Ноябрь шагает по дворам
В лучах прохлады, света.
Сегодня праздник наших мам,
И нам приятно это
2 чтец: Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце — одно на свете!
Только мама — одна на свете!
3 чтец :Мамочка милая,
Мамочка добрая,
Я о тебе спою.
Мамочку добрую,
Мамочку славную
Очень я люблю.
4 чтец :Мама, мама — самый лучший друг.
Понимает мама всех людей вокруг.
Мама все простит,
Мама все поймет,
И на помощь мама вовремя придет.
5 чтец :Мама все простит,
Мама все поймет,
И на помощь мама вовремя придет.
6 чтец :Мама, мамочка, мамуля!
Больше всех тебя люблю я!
Ты — красавица моя,
На тебя похожа я!
7 чтец :Прочитаю книжек уйму
И такой же стану умной.
Языки все изучу,
Честно — честно — не шучу!
8 чтец :Если буду спать спокойно,
Стану я такой же стройной,
Если только на обед
Я не буду есть конфет.
9 чтец :Научусь всему я быстро,
Стать смогу даже министром,
Нет, не образования —
Министром воспитания!
10 чтец :Удивятся все и спросят:
«Как такой я стала взрослой?
Или я была такой —
Рассудительной, большой? «
11 чтец:
«Не была такой, а стала,
меня мама воспитала».
Спросят журналисты с «Эха»:
«Как добилась я успеха? «
12 чтец :Я отвечу гордо, прямо:
«У меня пример есть — мама! «
Много зададут вопросов,
Я на все отвечу просто.
И вопрос последний самый:
«Кем хотите быть вы? » -Мамой!
Исполняется песня « Мама, мама, мамочка»
13 чтец :А сейчас сюрприз особый,
Мы в честь праздника подарим,
Но не танец и не песню -
Еще лучше, интересней!
14 чтец :Раньше мамочка бывало,
Сказки на ночь вам читала
Поменялись мы ролями,
И расскажем сказку сами!
15 чтец :Представленье начинается,
В гости сказка к нам является!
Дети рассаживаются на места, одеваются шапочки.
Начинается сказка Евгения Груданова «Волк и семеро козлят (но совсем на новый лад)
Ведущий:
Как у речки на опушке
Жила козочка в избушке.
И красива, и мила.
Мамой козочка была.
У неё росли ребятки –
Очень милые козлятки.
Мама деточек любила
И хозяйничать учила:
Козлятки выбегают, танцуют
Дом и дворик убирать,
Пол метлою подметать,
Зажигать на кухне свет,
Печь топить, варить обед.
Делать всё могли козлятки –
Эти чудные ребятки.
Мама деточек хвалила,
Мама деткам говорила:
Коза :– Вы козлятушки мои,
Вы ребятушки мои,
Знаю, верю, что сейчас
Всё получится у вас!
Ведущий :Утром козочка вставала
И детишек поднимала,
Их кормила и поила,
И на рынок уходила.
А козлятки её ждали.
Но без мамы не скучали:
Песни пели, танцевали,
В игры разные играли.
Музыкальная игра
«ПОМОЩНИКИ» (Железнова Е. С.)
Дети выполняют подражательные движения всоответствии с текстом песни.
Ну-ка за дело скорее, Стоят в кругу, держась за руки. Раскачивают
ими, стараясь попадать в такт.
Работа пойдёт веселее,
Узнают взрослые сейчас,
Как трудится каждый из нас.
Пыль мы везде протираем,
Мы даже под стол залезаем,
И тут протрём и там протрём,
Ещё под диваном найдём.
Дружно цветы поливаем,
И это мы не забываем:
Цветок один, цветок второй
польём мы прохладной водой.
Пол подметать обожаем,
И два раза в день подметаем,
Метём, метём, метём, метём,
Ни капельки не устаём.
Мама сказала, посуду
Мыть я без помощи буду,
Вот так, вот так, вот так, вот так,
Жду не дождусь я никак.
(Козлятки продолжают кружиться в парах.)
Ведущий :Жил ещё в лесу густом
Хмурый серый волк с хвостом.
Он один, без мамы, жил.
Ночью часто громко выл
И скучал. В лесу ему
Было грустно одному:
Волк :– У-У-У, У-У-У.
Ах, как грустно одному.
У-У-У, У-У-У.
Ах, как грустно одному.
У-У-У-У-У-У.
Ведущий :Как-то волк в лесу гулял
И козляток увидал.
Пели песенку козлятки,
Быстроногие ребятки:
Козлятки :– Мы – веселые ребятки,
Целый день играем в прятки,
И танцуем, и поём,
И танцует с нами дом!
Скоро мамочка придёт,
Нам гостинцев принесёт!
Каждый день и каждый час
Очень весело у нас!
Ведущий :Волк за деревом сидел
И во все глаза глядел.
Он не смог себя сдержать,
Начал громко хохотать:
Волк :– Вот бы мне таких козлят,
Я бы был ужасно рад!
Ведущий :Быстро волк во двор вбежал,
И козляток привязал
(дети держаться за ленточку)
Всех к верёвочке одной
И повёл к себе домой.
Вот он по лесу идёт,
За собою всех ведёт,
А козлятки ловко
Путают верёвку.
Игра « Перетяни канат»
Волк устал козлят тянуть,
Захотел передохнуть.
Вдруг навстречу три опёнка –
Три прекраснейших ребёнка:
Опята :– Что ты сделал, волк-злодей?
У козы украл детей!
Вот она домой вернётся,
Тяжело тебе придётся!
Будешь ты, бесстыжий, знать,
Как детишек воровать!
Танец бабочек с крыльями.
Бабочки:
– Что ты сделал, волк-злодей?
У козы украл детей!
Вот она домой вернётся,
Тяжело тебе придётся!
Будешь ты, бесстыжий, знать,
Как детишек воровать!
Ромашки:
А с полянки – две ромашки,
А с кусточка – три букашки,
Трое сереньких зайчат
Все кричат, кричат, кричат:
Все вместе :– Что ты сделал, волк-злодей?
У козы украл детей!
Вот она домой вернётся,
Тяжело тебе придётся!
Будешь ты, бесстыжий, знать,
Как детишек воровать!
Ведущий :Волк ужасно испугался,
Покраснел и растерялся:
Волк :– Не хотел я их обидеть,
Я хотел их чаще видеть,
Не хотел я их пугать,
Мне бы с ними поиграть.
Ведь в моём пустом дому
Очень скучно одному.
Игра с мамами « наряди маму»
Волк :Вы, козлятушки, простите!
Вы домой к себе идите,
Провожу до дома вас.
Очень стыдно мне сейчас!
Козлята :– Ладно, серый, мы прощаем.
В дом наш в гости приглашаем,
С нашей мамой познакомим,
Ужин праздничный устроим!
С мамочкой мы всё умеем,
С нею мы везде успеем.
Каждый день и каждый час
Наша мама есть у нас.
Как тебя мы понимаем!
Мы-то уж прекрасно знаем,
Что без мамы в доме пусто,
Что без мамы в доме грустно.
Если будем мы дружить,
Будешь часто к нам ходить –
Веселее станет жить,
Перестанешь ночью выть!
Ведущий :И весёлою гурьбой
Все направились домой.
Видят – мама у ворот
Их с большой тревогой ждёт.
Козлята :– Мама! Мама! Мы пришли!
Гостя в дом к нам привели!
Он один на целый свет,
У него ведь мамы нет.
Коза:
– Так и быть, — сказала мама, –
Пусть и он играет с вами.
Здесь для всех открыта дверь,
Если ты не страшный зверь!
Ведущая :Улыбнулся серый волк!
Засмеялся серый волк!
Он нашёл себе друзей –
С ними будет веселей!
А ещё, важней всего
Мама есть и у него!
Все герои встают вместе полукругом и поют песню «О маме»
Ведущая :Не болейте,
Не старейте,
Не сердитесь никогда.
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда.
16 Чтец. Обниму покрепче мамочку,
Маму милую свою.
Дам я ей подарок праздничный
И тихонечко спою.
Звучит фонограмма песни о маме, дети вручаю свои подарки и остаются с мамами.
Ведущая:
Дорогие мамы! С праздником Вас! Пусть дети вас радуют! Пусть будет больше момент, когда вы будете чувствовать их внимание и любовь! С праздником! С Днём Матери!
Приложение 3
Консультация для родителей
«Роль матери в воспитании ребенка»
Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся жизни), к отцу ребенка, к самой беременности.
Специалисты в области детского развития считают, что первичные отношений с одним человеком — обычно с матерью — являются идеальными для полноценного развития ребенка. Такие отношения отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. У матери и ребенка появляется «привязанность», подразумевающая отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями. Ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.
Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно.
Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал причиной неврозов.
Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре, в конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Во время прогулки расскажите, что находиться на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах
Приложение 4
Стихи о маме
Эмма Мошковская« Я маму свою обидел»
Я маму мою обидел,Теперь никогда-никогдаИз дому вместе не выйдем,Не сходим с ней никуда.Она в окно не помашет,И я ей не помашу,Она ничего не расскажет,И я ей не расскажу...Возьму я мешок за плечи,Я хлеба кусок найду,Hайдy я палкy покpепче,Уйдy я, yйдy в тайгy!Я бyдy ходить по следy,Я бyдy искать pyдyИ чеpез бypнyю pекyСтpоить мосты пойдy!И бyдy я главный начальник,И бyдy я с боpодой,И бyдy всегда печальныйИ молчаливый такой...И вот бyдет вечеp зимний,И вот пpойдёт много лет,И вот в самолёт pеактивныйМама возьмёт билет.И в день моего pожденьяТот самолёт пpилетит,И выйдет оттyда мама,И мама меня пpостит.
Эдуард Успенский
«Если бы я был девчонкой»
Если был бы я девчонкой -Я бы время не терял!Я б на улице не прыгал,Я б рубашки постирал,Я бы вымыл в кухне пол,Я бы в комнате подмёл,Перемыл бы чашки, ложки,Сам начистил бы картошки,Все свои игрушки самЯ б расставил по местам!Отчего я не девчонка?Я бы маме так помог!Мама сразу бы сказала:"Молодчина ты, сынок!"
Заключение
День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ - образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет, и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
Цель праздника - поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека- Матери.
И хотя этот праздник отмечается совсем недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.
Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.В этот день мы от всей души поздравляем дорогих мам с их праздником. Пусть светом и добром отзываются в душах детей ваши бесконечные заботы, терпение, любовь и преданность.
Как ребенок дошкольного возраста может выразить и показать свою любовь маме? Какой подарок он может приподнести самому дорогому человеку?Чтобы помочь детям выполнить такую сложную задачу, педагогический коллектив нашего детского сада старался организовать образовательную деятельность так, чтобы каждый воспитанник смог осознать значимость этого Дня, и порадовать своих любимых мам.На протяжении ноября в каждой группе проводились тематические беседы, дети разучивали стихи, песни, танцы, рисовали, лепили, делали аппликации.Сила материнской любви! Кто измерит ее? Есть старая поговорка: "Мать носит дитя девять месяцев под сердцем и всю жизнь в сердце". Без бескорыстной материнской любви не было бы человеческих отношений. "Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира- от Матерей!" - М.Горький.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Гербова В. В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. : Просвещение.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
3. Сахипова З. Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987.
4. О маме. Стихи и рассказы. – М. : Детская литература, 1988.
5. Наталия Зарецкая « Праздники в детском саду»
6. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание» в соответствии ФГОС.
7. Калинина О.Н. « Прекрасный мир танца» ( 1.5 -7 лет) 2012.