Методическая разработка патриотической квест-игры «Узнай своего героя»




Областной конкурс методических материалов по патриотическому воспитанию «Гордимся Россией!»


Номинация: Сценарии интеллектуальных игр патриотической тематики.









Методическая разработка квест-игры «Узнай своего героя»



Автор разработки: Базанова Екатерина Андреевна,
Социальный педагог средней школы № 83 г. Ярославля












г. Ярославль
2016 г.
Пояснительная записка

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Гражданско-патриотическое воспитание школьников определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В современных условиях особенно актуальным становится воспитание уважения  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре среди молодого поколения. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Данное мероприятие разработано мной в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Оно имеет универсальный характер, может использоваться учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классными руководителями. Может проводиться как в рамках учебных предметов: история России, краеведение, так и как самостоятельное воспитательное мероприятие.
Показателями эффективности можно считать формирование активной гражданской позиции, готовности служению людям, своему Отечеству.
Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повышение интереса у школьников к изучению истории Отечества, формирование представлений о жизненном пути и воинском подвиге российских солдат, развитие нравственной сферы личности ребёнка.
Цель мероприятия: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства долга и гордости
за прошлое и настоящее народа России.
Задачи:
Познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к старшим поколениям и чувства благодарности за их подвиги.
На примерах мужества и героизма пионеров-героев показать их вклад в победу над врагом.
Форма мероприятия: квест-игра.
Методы реализации мероприятия: практические (познавательные задания), наглядные (иллюстрации, карты) и словесные (чтение, рассказ). Возрастная группа: 8-9 классы
Место проведения: актовый зал, кабинеты школы
Оборудование: микрофон, иллюстрации и наглядные материалы к
заданиям, карта Российской Федерации.
Оформление: в актовом зале на сцене слова: «Великая Победа Великих Героев», георгиевская лента.
Подготовительный этап:
- подбор заданий, наглядных материалов
- оформление актового зала
- подготовка кабинетов, задействованных в игре (спрятать подсказки).
Сценарий мероприятия:
квест-игра «Узнай своего героя»

В мероприятии принимают участие 4 команды, в каждой команде по 5-6 человек.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы приветствуем вас на квест-игре, посвященной Великой Отечественной войне. Есть память, которой не будет конца, поэтому каждый год мы вспоминаем о тех великих годах. Ветеранов ВОВ почти не осталось, но память о героях жива. Давайте вспомним о трагических и героических страницах Великой Отечественной воны. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового о том непростом времени.
Сейчас я попрошу капитанов команд подойти и получить первое задание. Вы должны пройти четыре станции, на каждой из которых необходимо выполнить задание и найти подсказку, в которой будет сказано, куда идти дальше. По мере успешного выполнения заданий вы будете получать информацию о своем герое. Победит та команда, которая соберет всю информацию о своем герое, при этом использует минимальное количество дополнительных вопросов. Желаем вам удачи!

1 задание (выдается капитанам)

Задание для 1 команды:
Курская битва (начало [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1943 окончание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; также известна как Битва на Курской дуге) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.
Сложите все цифры даты начала Курской битвы и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.
Ответ: 5+7+1+9+4+3=29

Задание для 2 команды:
Сталинградская битва (начало [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  окончание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  крупное сражение между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и силами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Германии, развернувшееся в городе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также междуречьи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Битва завершилась победой Красной армии и разгромом немецких войск и их союзников.
Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, наряду со [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] стала переломным моментом в ходе военных действий, после которого немецкие войска и их союзники окончательно потеряли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сложите все цифры даты начала битвы под Сталинградом и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.
Ответ: 1+7+7+1+9+4+2=31

Задание для 3 команды:
Битва за Москву (начало [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  окончание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  боевые действия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] войск на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] направлении. Делится на 2 периода: оборонительный ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941  7 января 1942) и наступления советских войск (7–10 января  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассматривал взятие Москвы, столицы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В германской и западной военной истории битва известна как «Операция Тайфун».
Сложите все цифры даты начала битвы за Москву и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.
Ответ: 3+9+1+9+4+1=27

Задание для 4 команды:
Блокада Ленинграда  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] города [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] немецкими войсками во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Длилась с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (блокадное кольцо было прорвано [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В результате начавшийся в Ленинграде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
Сложите все цифры даты начала блокады Ленинграда и получите номер кабинета, в котором вас ждет новое задание.
Ответ: 8+9+1+9+4+1=32


В каждом из четырех кабинетов находится одна из четырех станций: Станция Блокадная, Станция Техническая, Станция Героическая, Станция Творческая.
По мере выполнения заданий на станциях участники находят подсказку (см. выше задания для команд) в какой кабинет им дальше переходить. Например, команда № 1 первой посетит станцию в кабинете № 29, в нем после выполнения заданий она найдет подсказку (которая была у команды № 2) следовательно, второй станцией для них будет кабинет № 31 и т.д. Таким образом, команды должны пройти все 4 станции и прочитать все подсказки о главных сражениях войны.

Станция Блокадная

Ведущий: Вам предлагается ответить на 3 вопроса, в каждом вопросе только один верный вариант. Из ответов у вас получится код.

1)Сколько дней продолжалась героическая блокада Ленинграда?
1. 900 дней
2. 600 дней
3. 200 дней
Ответ: 1
2) В январе1943 г. В Ленинград было завезено 4 вагона домашних животных, а в 1945 г. – 5000 этих животных. Какие это были животные и для чего их завезли?
1. Собаки, для поисковых работ
2. Кошки, для борьбы с грызунами
3. Телята, чтобы раздать голодным жителям
Ответ: 2
3) Звук какого прибора стал сигналом вражеских авианалетов?
1. выстрел пушки
2. сирена
3. колокол
4. громкоговоритель
5. метроном
Ответ: 5
Получился код: 125

Если дети не справились с заданием, то им задаются дополнительные вопросы:
Что такое «Дорога жизни»? (Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру, связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами. По этой дороге эвакуировали население, везли в осажденный город продукты, топливо, оружие)
Зачем во время войны окна заклеивали крест на крест бумагой или тканью? (Чтобы стекла не выбило ударной волной от взорвавшегося снаряда)
Что было самое ценное в городе? (хлеб)

Ведущий: как вы думаете что эти цифры (125) означали для жителей блокадного Ленинграда?
Ответ: это минимальная норма хлеба в день для одного человека.
За правильно выполненные задания ведущий дает детям кусочек информации о своем герое (см. приложение), а также хлебную карточку (см. приложение), с обратной стороны которой написано задание (ребята складывают дату и переходят в следующий кабинет).

Станция Техническая

Ведущий:
1) Перед вами лежат картинки животных: як, тигр, пантера, леопард (см. приложение). Какое отношение к ВОВ имеют эти животные?
Ответ: Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков; «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие легкие танки.
2) Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
Ответ: Иосиф Сталин

Если дети не справились с заданиями можно задать дополнительные вопросы:
Название ракетной установки, которая была изобретена незадолго до войны? («Катюша»)
Кто был верховным главнокомандующим в годы ВОВ? (И.Сталин) – подсказка для второго задания.

Ведущий выдает команде кусочек информации о своем герое и говорит:
А теперь чтобы найти подсказку, куда идти дальше вам нужно ответить на последний вопрос:
Как назывался лучший советский танк времен ВОВ?
Ответ: Т-34
Дети ищут в кабинете изображение танка (см. приложение), сзади картинки находится подсказка (ребята складывают дату и переходят в следующий кабинет).

Станция Героическая

Ведущий: сейчас я проверю хорошо ли вы знаете героев ВОВ.
Как звали рядового, стрелка-автоматчика, который в бою у деревни Чернушки закрыл своим телом амбразуру дзота.
Ответ: Александр Матросов
Летчик, который после тяжелого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать и сбил еще 11 вражеских самолетов.
Ответ: Алексей Маресьев
Ведущий: в следующем задании вам необходимо найти все города-герои нашей страны, а из оставшихся букв сложить название последнего города-героя. Внимание, могут быть лишние буквы.

Н
О
В
О
Р
О
С
С
И
Й
С
К

И
Л
Е
Н
И
Н
Г
Р
А
Д
Г
С

С
Е
В
А
С
Т
О
П
О
Л
Ь
Д

Т
Р
А
О
М
У
Р
М
А
Н
С
К

С
М
О
Л
Е
Н
С
К
Т
У
Л
А

Л
О
Д
Е
С
С
А
Б
К
И
Е
В

М
О
С
К
В
А
Н
К
Е
Р
Ч
Ь

А
М
И
Н
С
К
К
Б
Р
Е
С
Т


Ответ: Сталинград
Если дети затрудняются в выполнении заданий, в качестве дополнительных вопросов можно попросить их перечислить улицы города, названные в честь героев ВОВ.
Ответ: ул. Батова, ул. Кривова, ул. Максимова, ул. Маланова, ул. Новожилова, ул. Талалихина, пр-т Толбухина, ул. Труфанова, ул. Жукова, ул. Щапова, ул. З. Космодемьянской.
Ведущий выдает команде кусочек информации о своем герое и продолжает: Чтобы найти подсказку, куда вам идти дальше необходимо показать на карте город-герой Сталинград.
Так как сейчас Сталинград называется Волгоградом дети должны догадаться, о каком городе идет речь и правильно показать его на карте (карта Российской Федерации из кабинета географии). С обратной стороны карты находится подсказка (ребята складывают дату и переходят в следующий кабинет).

Станция Творческая

Ведущий: перед вами отрывки из песен военных лет, как они называются?
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Ответ: «Священная война»
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любил,
Про того, чьи письма берегла
Ответ: «Катюша»
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.
«День Победы»
Ведущий выдает команде кусочек информации о своем герое и продолжает: Чтобы найти подсказку, куда вам идти дальше необходимо ответить на вопрос – Что является символом праздника Дня Победы и стало ежегодной акцией в память о людях, ценой своей жизни ковавших победу в этой страшной войне?
Ответ: Георгиевская лента. Команда должна найти символ Победы – изображение Георгиевской ленты (см. приложение), с обратной стороны которой находится подсказка (ребята складывают дату и переходят в следующий кабинет).

Когда команды прошли все станции, они возвращаются в Актовый зал и зачитывают информацию о своих героях. Подводятся итоги.


Список используемых источников:

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11163.htm



















Приложения

Приложение 1

Каждая команда должна собрать информацию о своем герое.


Леня Голиков (1926-1943)
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны. Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами. Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Гитлеровец с портфелем в руках отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.







Зина Портнова (1926-1944) Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала пионерку на территории Белоруссии в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и 16-летнюю Зину избрали членом ее комитета.
Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные. В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.


Зоя Космодемьянская (1923-1941)
Зоя Космодемьянская родилась в сентябре 1923 года в Тамбовской области, село Осино-Гай. Отец был священником. Младший брат получил награду Героя Советского Союза. В 1930 году семья поселилась в Москве. Здесь Зоя окончила девять классов средней школы. Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи. Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить. Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.




Марат Казей (1929-1944)
Казей Марат родился 10 октября 1929 года в д. Станьково Дзержинского района. Родители будущего героя были убежденными коммунистами – активистами, его мать Анна Казей входила в число членов комиссии по выборам в Верховный Совет СССР. Сын был назван в честь балтийского линкорна «Марат», на котором его отец Иван Казей прослужил 10 лет.
Военная биография Марата Казея началась сразу после смерти матери, когда он вместе со старшей сестрой Ариадной вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября, где стал разведчиком. Бесстрашный и ловкий, Марат много раз проникал в немецкие гарнизоны и возвращался к товарищам с ценной информацией. Также юный герой был задействован во многих диверсиях на важных для гитлеровцев объектах. Участвовал М. Казей и в открытых боях с противником, в которых проявлял абсолютное бесстрашие - даже будучи раненым, поднимался и шел в атаку.
Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.
За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.











Приложение 2


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]












[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]











[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

N023 719 6-28-07 Заголовок 315