Урок русского языка в 5 классе на тему: Повторение изученного по теме Морфемика

Автор урока: Потапова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манинская средняя общеобразовательная школа».
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Морфемика».
Цели урока: повторить и закрепить знания учащихся о значимых частях слова, различении однокоренных слов и форм одного и того же слова; орфограммах в приставках; правилах выбора а – о в корнях -лаг- - - лож-, -раст- - - рос-; условиях выбора и – ы в корнях после ц, ё – о в корнях после шипящих;
с помощью рисунков развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности за труд, взаимовыручки, аккуратности, уважения к труду товарища.
Оборудование:
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006.
Комплект рисунков с подсказкой для закрепления орфографических правил, изученных в теме «Морфемика».
Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы в группах.
Опорная таблица для проверки домашнего задания.
Презентация урока.
Компьютер и мультимедийный проектор.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Настраиваемся на хорошую работу, садитесь.
Наш урок сегодня немного необычен.
Сегодня вы будете работать в группах. Я напоминаю преимущества этой работы: работайте сообща, помогая друг другу, внимательно слушайте командиров своих групп.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Повторение изученного в разделе «Морфемика». (Слайд 1). Ваша задача – повторить правила, изученные в этом разделе, закрепить свои знания, доказывая, что вы хорошо владеете навыками морфемного разбора слов, умеете правильно обозначить орфограмму в приставке, корне, окончании.
А начнём мы наш сегодняшний урок с лексико – орфографической работы.
Лексико – орфографическая работа. (Слайд 2).
Учитель читает лексическое значение слова и показывает рисунок – подсказку. Ученики должны угадать слово, записать его, обозначить все орфограммы в этом слове, графически и устно объяснить их выбор.
Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. (Безжалостный). (Слайд 3).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву з, так как приставка без- стоит перед буквой ж, которая обозначает звонкий согласный; орфограмма в корне, пишу непроизносимый согласный т, проверочное слово жалости.
Тихая погода, полное отсутствие ветра. (Безветрие). (Слайд 4).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву з, так как приставка без- стоит перед буквой в, которая обозначает звонкий согласный.
Вид театрального искусства, объединяющий выступления клоунов, акробатов, дрессировщиков. (Цирк). (Слайд 5).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву и, так как после ц в корнях слов пишется буква и, слова- исключения: «Цыган на цыпочках на цыплёнка цыкнул: «Цыц!»
Собрание каких – либо однородных предметов, расположенных в определённой системе. (Коллекция).
(Слайд 6).
Образец рассуждения: орфограмма в слове на - ция, пишу букву и, так как после ц в словах на –ция пишется буква и; орфограмма в корне, пишу две буквы лл, это словарное слово.
Молодой стебель растения, показавшийся из – под земли. (Росток). (Слайд 7).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -раст- - -рос- перед ст, щ пишется безударная а, но слово росток – исключение.
Число, которое складывается с другим с помощью сложения. (Слагаемое). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK15" \a \r 14(Слайд 8).15
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву с, так как это приставка первой группы, которая пишется всегда одинаково; орфограмма в корне, пишу букву а, так как в корне -лаг- - -лож- в безударном положении перед г пишется а, о - перед ж.
Разместиться в определённом месте. (Расположиться). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK15" \a \r 14(Слайд 9).15
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву с, так как приставка рас- стоит перед буквой п, которая обозначает глухой согласный; в приставке по пишу букву о, так как это приставка первой группы, которая пишется всегда одинаково; орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -лаг- - -лож- в безударном положении перед ж пишется о, а - перед г; орфограмма в глаголе на –тся и – ться, пишу с буквой ь, так как этот глагол отвечает на вопрос что сделать?
Сладкая плитка. (Шоколадка). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK15" \a \r 14(Слайд 10).15
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу две буквы о, так как это словарное слово; в корне слова пишу букву д, проверочное слово – шоколада.
Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок. (Шёпот). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK11" \a \r 14(Слайд 11).15
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву ё, так как после шипящих под ударением в корне слова пишется буква ё, а не о, слова- исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон, шомпол.
Многоэтажная постройка с множеством квартир. (Здание). (Слайд 12).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву з, так как в этом слове нет приставки, а з входит в корень.
А теперь первое задание для групп: выделить во всех записанных словах окончания. (Ребята могут советоваться, обращаться за помощью к командиру группы).
- В каких словах было сложно выделить окончание?
- На значение или форму слова указывают окончания?
- Можно ли по окончанию догадаться, какой частью речи является каждое слово?
- Какую функцию выполняет окончание?
Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальный опрос (4 ученика). (Слайд 13).
Дома вы должны были выучить наизусть несколько строк из стихотворений, наиболее понравившихся вам на уроках литературы. Условие: в этих стихотворениях обязательно должны быть слова с изученной орфограммой.
Итак, выходите по очереди к доске, выразительно рассказывайте стихотворение, заполняйте таблицу, обозначая орфограммы.
Учитель может сам предложить выучить следующие отрывки из стихотворений:
Они, к полудню прилетев 2. Божьи дни коротки,
С прогулок утренних по нивам, Солнце светит мало, -
Качались на верхах дерев Вот пришли морозцы -
В расположении сонливом. И зима настала
А.М.Жемчужников. Грачи. И.З.Суриков. Зима.
3. Взбесилась ведьма злая 4. Уж тает снег, бегут ручьи,
И, снегу захватя, В окно повеяло весною
Пустила, убегая, Засвищут скоро соловьи,
В прекрасное дитя И лес оденется листвою!
Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится» А.Н.Плещеев. Весна.
Чередующиеся гласные.
Гласные после шипящих и ц.
Буквы з и с на конце приставок.
Гласные и согласные в приставках.






Заполнив свою колонку, ученик рассказывает правило.
Устная разминка «Расскажи о слове»
Мы не раз говорили о том, что морфема – это не просто буква или несколько букв, а это значимая часть слова. Давайте докажем это. Расскажите о слове по следующей морфеме, приводя примеры слов:
-ите - глагол 2 спряжения, 2 –го лица, множ. числа;
-о - наречие;
-ет - глагол 1 спряжения, 3 –го лица, единств. числа;
-ого - прилагательное, муж. рода, родит. падеж, ед. ч.;
-л- - глагол прошедшего времени;
без- - «отсутствие чего – либо»;
-щик- - «профессия людей».
Какой вывод можно сделать из этого задания?
Работа в группах.
1.Игра «Составь слово».
Индивидуальное задание: сделать морфемный разбор слов, а из указанных учителем морфем составить новое слово. (Карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями).
Задание для групп: из полученных слов составить предложение.
Зашифрованное учителем предложение для 1 группы Лето собирает, а зима поедает.
1 ученик – морфемный разбор слов сотрясение, забирать, читать, болеет. (Карточка №1). Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: собирает);
2 ученик – 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK1" \a \r 14морфемный15 разбор слов зимний, писала, каменщик, единица. (Карточка №2). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r \* MERGEFORMAT 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: зима);
3 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов 15потрясение, заеду, кричать, читает. (Карточка № 3). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: поедает);
154 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов15 летний, диво, дать, домик. 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK5" \a \r 14(Карточка №4). 1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: лето).
1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK6" \a \r 14Задание для группы: взять слово из карточки № 4 + слово из карточки № 1 , а + слово из карточки № 2 + слово из карточки № 3. 15
15 Зашифрованное учителем предложение для 2 группы Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
1 ученик – морфемный разбор слов книгой, трясина, удивиться, продавец. (Карточка №1). Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: книга);
2 ученик – 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK1" \a \r 14морфемный15 разбор слов удалиться, украшаете, писать, читает. (Карточка №2). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r \* MERGEFORMAT 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: украшает);
3 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов 15умыть, тешить, мечтать, рисует. (Карточка № 3). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: утешает);
154 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов15 счастьем, поле, возить, дом. 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK5" \a \r 14(Карточка №4). 1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: счастье).
1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK6" \a \r 14Задание для группы: взять слово из карточки № 1 + в + слово из карточки № 4 + слово из карточки № 2 + а в несчастье + слово из карточки № 3. 1515
- А как иначе называются эти мудрые выражения?
2.Игра «Кто быстрее?»
Образуйте новые слова, запишите их, выделяя морфему, изменившую слово.
Работа со словарными словами, расположенными на иллюстрации. (Слайд 14. Суффикс.)
Ребята, а не хотели бы вы отправиться прямо сейчас в сказку? А увидеть Елену Прекрасную? Но для этого вам самим придётся придумать новые слова. Итак, кто первым увидит улыбку Елены Прекрасной?
Конфета 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK7" \a \r 14–15 « а маленькая?»
Корзина 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK8" \a \r 14–15 « а маленькая?»
Преподавать – « а тот, кто преподаёт?»
Программа 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK8" \a \r 14–1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK9" \a \r 14 15 « а тот, кто её составляет?»
Образец записи учеников: конфета – конфетка, корзина – корзинка, преподавать – преподаватель, программа – программист.
Вот вы и увидели улыбку Василисы Прекрасной, а какие морфемы помогли вам в этом? Так какую функцию выполняет суффикс?
б) Работа с рисунком, на котором изображены два весёлых человечка. (Слайд 15. Приставка).
Запишите слова, которые у вас получились. Обозначьте морфему, с помощью которой они образовались. Два человечка из своего дома (вышли), по дорожке (пошли), через мостик (перешли), лужу (обошли), к дому (подошли), открыли дверь и (зашли).
Образец записи учеников: вышли, пошли, перешли, обошли, подошли, зашли.
Какие морфемы помогли вам из одного слова шли сделать целый «дорожный рассказ»? Так какую функцию выполняет приставка?
в) Устная работа по иллюстрации, на которой нарисовано дерево с однокоренными словами. (Слайд 16. Корень).
Рассмотрите этот рисунок.
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.
- Почему слово зима находится ближе к корню этого дерева, а остальные слова – на ветках?
- Почему некоторые слова расположены ближе к слову зима, а некоторые далеко от него?
- На что указывают синие стрелочки на этом рисунке?
- На значение или форму слова указывает корень?
- Какую функцию выполняет корень?
Итог урока.
- Итак, что вы повторяли сегодня на уроке?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вам известны?
- Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова?
- Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова) 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема урок1.doc" "OLE_LINK10" \a \r 14-15 Почему художник на своём рисунке изобразил морфемы как «строительные блоки»? (Слайд 17).
Выставление оценок, домашнее задание.








13PAGE 15


13PAGE 14215



программа

преподавать

корзина

конфета

конфетка

корзинка

преподаватель

программист