Урок русского языка в 5 классе на тему: Повторение изученного по теме Морфемика 
Автор урока: Потапова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ  «Манинская средняя общеобразовательная школа».
Тема  урока:  «Повторение  изученного по теме «Морфемика».
Цели  урока:  повторить  и  закрепить  знания  учащихся  о  значимых  частях  слова,  различении  однокоренных  слов  и  форм  одного  и  того  же  слова;  орфограммах  в  приставках;  правилах  выбора  а – о  в  корнях  -лаг- - - лож-,  -раст- - - рос-;  условиях  выбора  и – ы  в  корнях  после  ц,  ё – о  в  корнях  после  шипящих;
с помощью рисунков развивать  интерес  к  предмету,  память,  внимание,  сообразительность;
воспитывать  чувство  коллективизма,  ответственности  за  труд,  взаимовыручки,  аккуратности,  уважения  к  труду  товарища.
Оборудование:
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.  Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006.
Комплект рисунков с подсказкой для закрепления орфографических правил, изученных в теме «Морфемика».
Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы в группах.
Опорная таблица для проверки домашнего задания.
Презентация урока.
Компьютер и мультимедийный проектор.
                                         Ход  урока:
Вступительное  слово  учителя.
 Настраиваемся  на  хорошую  работу,  садитесь.
Наш  урок  сегодня  немного  необычен.
Сегодня  вы  будете  работать  в  группах.  Я  напоминаю  преимущества  этой  работы:  работайте  сообща,  помогая друг  другу,  внимательно  слушайте  командиров  своих  групп.
Итак,  тема  нашего  сегодняшнего  урока – «Повторение  изученного  в  разделе  «Морфемика».  (Слайд 1). Ваша  задача – повторить  правила,  изученные  в  этом  разделе,  закрепить  свои  знания,  доказывая,  что  вы  хорошо  владеете  навыками  морфемного разбора  слов,  умеете  правильно  обозначить  орфограмму  в  приставке,  корне,  окончании. 
А  начнём  мы  наш  сегодняшний  урок  с  лексико – орфографической  работы.
Лексико – орфографическая  работа. (Слайд 2).
Учитель  читает  лексическое  значение  слова  и  показывает  рисунок – подсказку.  Ученики  должны угадать слово, записать его, обозначить  все орфограммы в этом слове, графически и устно объяснить  их выбор.
 Бесчувственный  человек,  не  испытывающий  жалости. (Безжалостный). (Слайд 3).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву з, так как приставка без- стоит перед буквой ж, которая обозначает звонкий согласный; орфограмма в корне, пишу непроизносимый согласный т, проверочное слово жалости.
Тихая  погода,  полное  отсутствие  ветра.  (Безветрие). (Слайд 4).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву з, так как приставка без-  стоит перед буквой в, которая обозначает звонкий согласный.
Вид театрального искусства, объединяющий выступления клоунов, акробатов, дрессировщиков. (Цирк). (Слайд 5).
  Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву и, так как после ц в корнях слов пишется буква и, слова- исключения:  «Цыган на цыпочках на цыплёнка цыкнул: «Цыц!»
Собрание  каких – либо  однородных  предметов,         расположенных  в  определённой  системе.  (Коллекция).
 (Слайд 6).
Образец рассуждения: орфограмма в слове на - ция, пишу букву и, так как после ц в словах на –ция пишется буква и; орфограмма в корне, пишу две буквы лл, это словарное слово.  
Молодой  стебель  растения,  показавшийся  из – под  земли.  (Росток). (Слайд 7).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -раст- - -рос- перед ст, щ пишется безударная а, но слово росток –  исключение.
Число,  которое  складывается  с  другим  с  помощью  сложения.  (Слагаемое). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK15" \a \r 14(Слайд 8).15
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву с, так как это приставка первой группы, которая пишется всегда одинаково; орфограмма в корне, пишу букву а, так как в корне -лаг- - -лож- в безударном положении перед г пишется а, о - перед ж.
Разместиться  в  определённом  месте.  (Расположиться). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK15" \a \r 14(Слайд 9).15
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву с, так как приставка рас- стоит перед буквой п, которая обозначает глухой согласный; в приставке по пишу букву о, так как это приставка первой группы, которая пишется всегда одинаково;  орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -лаг- - -лож- в безударном положении перед ж пишется о, а - перед г; орфограмма в глаголе на –тся и – ться, пишу с буквой ь, так как этот глагол отвечает на вопрос что сделать?
 Сладкая  плитка.  (Шоколадка). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK15" \a \r 14(Слайд 10).15
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу две буквы о, так как это словарное слово; в корне слова пишу букву д, проверочное слово – шоколада.
Тихая  речь,  при  которой  звуки  произносятся  без  участия  голосовых  связок.  (Шёпот). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK11" \a \r 14(Слайд 11).15
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву ё, так как после шипящих под ударением в корне слова пишется буква ё, а не о, слова- исключения:  крыжовник, шорох, шов, капюшон, шомпол.
Многоэтажная  постройка  с  множеством  квартир.  (Здание).  (Слайд 12).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву з, так как в этом слове нет приставки, а з входит в корень.
А  теперь  первое  задание  для  групп:  выделить  во  всех  записанных  словах  окончания. (Ребята могут советоваться, обращаться за помощью к командиру группы).
- В каких словах было сложно выделить окончание?
- На значение или форму слова указывают окончания?
- Можно ли по окончанию догадаться, какой частью речи является каждое слово?  
- Какую функцию выполняет окончание?
Проверка  домашнего  задания.
1.Индивидуальный  опрос  (4  ученика). (Слайд 13).
Дома  вы  должны  были  выучить  наизусть  несколько  строк  из  стихотворений,  наиболее  понравившихся  вам  на  уроках  литературы.  Условие:  в  этих  стихотворениях  обязательно  должны  быть  слова  с изученной  орфограммой.
Итак,  выходите  по  очереди  к  доске,  выразительно  рассказывайте  стихотворение,  заполняйте  таблицу,  обозначая  орфограммы.
Учитель может сам предложить выучить следующие отрывки из стихотворений:
Они, к полудню прилетев                                 2. Божьи дни коротки,
С прогулок утренних по нивам,                           Солнце светит мало, - 
Качались на верхах дерев                                     Вот пришли морозцы -
В расположении сонливом.                                  И зима настала
         А.М.Жемчужников. Грачи.                                     И.З.Суриков. Зима.
3. Взбесилась ведьма злая                                      4. Уж тает снег, бегут ручьи,
И, снегу захватя,                                                     В окно повеяло весною
Пустила, убегая,                                                     Засвищут скоро соловьи,
В прекрасное дитя                                              И лес оденется листвою!    
Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится»                        А.Н.Плещеев. Весна.        
Чередующиеся  гласные.
Гласные  после  шипящих и  ц.
Буквы  з  и  с  на  конце  приставок.
Гласные  и  согласные  в  приставках.
Заполнив  свою  колонку,  ученик  рассказывает  правило.
 Устная разминка  «Расскажи  о  слове»
Мы  не  раз  говорили  о  том,  что  морфема – это  не  просто  буква  или  несколько  букв,   а  это  значимая  часть  слова.  Давайте  докажем  это.  Расскажите  о  слове  по  следующей  морфеме,  приводя  примеры  слов: 
-ите  -  глагол  2  спряжения,  2 –го  лица,  множ.  числа;
-о    -    наречие;
-ет   -    глагол  1  спряжения,  3 –го  лица,  единств.  числа;
-ого  -    прилагательное,  муж.  рода,  родит.  падеж,  ед.  ч.;
-л-     - глагол   прошедшего  времени;
без-   -  «отсутствие  чего – либо»;
-щик-  - «профессия  людей».
Какой  вывод  можно  сделать  из  этого  задания?
Работа  в  группах.
1.Игра  «Составь  слово».
Индивидуальное  задание:  сделать  морфемный разбор  слов,  а  из  указанных  учителем  морфем  составить  новое  слово. (Карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями).
Задание  для  групп:  из  полученных  слов  составить  предложение.
Зашифрованное  учителем  предложение для 1 группы  Лето  собирает,  а  зима  поедает. 
1 ученик – морфемный разбор слов сотрясение, забирать, читать, болеет. (Карточка №1).  Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: собирает);
2 ученик – 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK1" \a \r 14морфемный15 разбор слов зимний, писала, каменщик, единица. (Карточка №2).  13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r  \* MERGEFORMAT 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: зима);
3 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов 15потрясение, заеду, кричать, читает. (Карточка № 3). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: поедает);
154 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов15 летний, диво, дать, домик. 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK5" \a \r 14(Карточка №4).  1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: лето).
1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK6" \a \r 14Задание  для  группы: взять слово из карточки № 4 + слово из карточки № 1 , а + слово из карточки № 2 + слово из карточки № 3.  15
15 Зашифрованное  учителем  предложение для 2 группы  Книга  в  счастье  украшает,  а  в  несчастье  утешает.    
1 ученик – морфемный разбор слов книгой, трясина, удивиться, продавец. (Карточка №1).  Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: книга);
2 ученик – 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK1" \a \r 14морфемный15 разбор слов удалиться, украшаете, писать, читает. (Карточка №2).  13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r  \* MERGEFORMAT 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: украшает);
3 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов 15умыть, тешить, мечтать, рисует. (Карточка № 3). 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: утешает);
154 ученик 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK3" \a \r 14–15 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK4" \a \r 14морфемный разбор слов15 счастьем, поле, возить, дом. 13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK5" \a \r 14(Карточка №4).  1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK2" \a \r 14Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: счастье).
1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK6" \a \r 14Задание  для  группы: взять слово из карточки № 1 + в + слово из карточки № 4 + слово из карточки № 2 + а в несчастье + слово из карточки № 3.  1515
- А  как  иначе  называются  эти  мудрые  выражения?
2.Игра «Кто быстрее?»
Образуйте  новые  слова, запишите  их,  выделяя  морфему,  изменившую  слово.
Работа  со  словарными  словами,  расположенными  на  иллюстрации. (Слайд 14. Суффикс.)
Ребята, а не хотели бы вы отправиться прямо сейчас в сказку? А увидеть Елену Прекрасную? Но для этого вам самим придётся придумать новые слова. Итак, кто первым увидит улыбку Елены Прекрасной? 
Конфета        13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK7" \a \r 14–15    « а  маленькая?»
Корзина        13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK8" \a \r 14–15    « а  маленькая?»
Преподавать –   « а  тот,  кто  преподаёт?» 
Программа   13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK8" \a \r 14–1513 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK9" \a \r 14 15   « а  тот,  кто  её  составляет?»
Образец записи учеников: конфета – конфетка, корзина – корзинка, преподавать – преподаватель, программа – программист.
Вот  вы и увидели улыбку Василисы Прекрасной, а какие морфемы помогли вам в этом? Так какую функцию выполняет суффикс? 
б)  Работа  с  рисунком, на котором изображены два  весёлых   человечка. (Слайд 15. Приставка).
Запишите  слова,  которые  у  вас  получились.  Обозначьте  морфему,  с  помощью  которой  они  образовались.  Два  человечка  из  своего  дома (вышли),  по  дорожке (пошли),  через  мостик (перешли),  лужу (обошли),  к дому  (подошли), открыли дверь и (зашли).
Образец  записи  учеников: вышли, пошли, перешли, обошли, подошли, зашли.
Какие морфемы помогли вам из одного слова шли сделать целый «дорожный рассказ»?  Так какую функцию выполняет приставка? 
 в) Устная работа по иллюстрации, на которой нарисовано дерево с однокоренными словами. (Слайд 16. Корень). 
Рассмотрите этот рисунок.
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.
- Почему слово зима находится ближе к корню этого дерева, а остальные слова – на ветках?
- Почему некоторые слова расположены ближе к слову зима, а некоторые далеко от него?
- На что указывают синие стрелочки на этом рисунке?
- На значение или форму слова указывает корень?
- Какую функцию выполняет корень?
Итог  урока.
- Итак,  что  вы  повторяли  сегодня  на  уроке?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вам известны?
- Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова?
- Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова)     13 LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\ADMIN\\Рабочий стол\\Новая папка (3)\\Тема  урок1.doc" "OLE_LINK10" \a \r 14-15 Почему художник на своём рисунке изобразил морфемы как «строительные блоки»?  (Слайд 17).
Выставление  оценок,  домашнее  задание. 
13PAGE  15
13PAGE  14215
программа
преподавать
корзина
конфета
конфетка
корзинка
преподаватель
программист