Урок русского языка в 6 классе Повторение изученного по теме Морфемика и словообразование

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Цели: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
Необходимо: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра»
В. Песков.

Ход урока.
Организационный момент. Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня на уроке я желаю всем успехов!
Формулирование темы и целей урока
- Мы с вами изучили большой раздел русского языка.
- Давайте вспомним, как этот раздел называется. Словообразование и морфемика.
- На прошлом уроке мы закончили изучать этот раздел. Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Повторять изученное по теме «Морфемика и словообразование.
- Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока Повторение по теме «Морфемика и словообразование».
- Подумайте и сформулируйте цели урока.
Обобщить и углубить полученные знания по теме «Морфемика и словообразование». Повторить орфограммы, связанные с этим разделом.
Работа с эпиграфом. Слайд 3
- Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
- Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?
4. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка и один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
- Ребята, а что же такое морфема? Это значимые части слова.
- Какие морфемы вы знаете?
- Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете морфемы, проведем теоретический диктант. Я читаю определение морфем, а вам нужно записать только их название.
1. Изменяемая часть слова. окончание
2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. суффикс
3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. корень
4. Часть слова без окончания. основа
5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. приставка
- Проверка.

- Молодцы. С теоретическим заданием вы справились. Посмотрим, как вы справитесь с практическим заданием.

Перед вами на партах лежат карточки - приложение № 1, ответьте на вопросы в карточках.

Вопрос
Ответ


1
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________


2
Какое окончание в слове “увлекательный”?


3
Какой корень в слове “прыгнешь”?


4
Какое окончание в слове “уснул”?


5
Какой суффикс в слове “глотка”?


6
Какой корень в слове “выбрать”?


7
Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?


8
Какой корень в слове “учитель”?



- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5, 4, 3
- Сложные были задания? Нет.
- Напомните еще раз для чего служат такие морфемы, как суффикс и приставка? Для образования новых слов.
6. Способы образования слов.
Морфемы повторили, теперь давайте вспомним все изученные способы образования слов.
Какие вы знаете способы образования слов? Приведите примеры.
1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочно-суффиксальный
4. сложение (основ или целых слов)
5. сложение сокращенных основ
6. переход одной части речи в другую
- Молодцы, теорию повторили. Приступаем к практике. Сейчас вам предстоит выполнить задание на слайде.
Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются.
Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1)Читательский
2)Опилки
3)Пододеяльник
4)Переход
5)Самоварный
6)Госбанк
7)Раненый солдат
Перевязать раненого
8)Исследователь
9)РФ
10)генерал-майор
11)Лесоруб
12) Завхоз
13)Пришкольный
14)Спецназ
- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

Проверка. Ученики читают вопросы и ответы.
Оцените свою работу. Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3.
Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Что ж посмотрим, что будет дальше.

2) Следующее задание мы выполним у доски. К доске идут 3 человека. Вам необходимо выполнить морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: раскрасавец, доледниковый, паровоз.
Остальные работают в тетрадях по вариантам.
- Чем отличается морфемный и словообразовательный разбор слов?
Физминутка
7. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
1) Корни с чередованием гласной.
- Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?
- Когда пишется корень -кос-, -кас-?
- Когда пишется корень -гар-, -гор-?
- Когда пишется корень –зар-, -зор-?
Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.
- С теорией мы справились, приступаем к практике.
Задание: Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.
1. В ночном небе бл..стят далекие, недостижимые звезды.
2. Остров Мадагаскар распол..жен в Индийском океане..
3. В окошке соседнего дома заг..релся свет.
4. Мама приучает детей по утрам заст..лать кровать.
5. Детей из школы заб..рает бабушка.
6. В нашем городе очень много отр..слей промышленности..
7.Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.
- Проверяем по цепочке, выставляем оценки.
- Нужно ли при выполнении этого задания уметь определять морфемы? Почему?
В целях повторения запишем 1 предложение и выполним его синтаксический разбор. К доске пойдет (если будет время)
- Являются ли однокоренными словами слова гореть и нагорный? А косить и коснуться? Почему? Какой раздел нам в этом поможет? Лексика.
2) Гласные в приставках пре- и при-.
Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.
- Итак, с теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и

прспокойный



пртворить дверь



пррвать



прклонить колени перед мамой



прспокойный



првращение



прчудливый



- Проверка с объяснением.
- Молодцы! Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет
- Что не повторили еще? Правописание Ы- И после приставок
3) Буквенный диктант
1)Предыстория, 2)сверхизысканный, 3) розыгрыш, 4)предыдущий, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюльский.
Проверка. Один человек у доски.
4) Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах?
Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.
Специалист по разведению садов. садовод
Локомотив с паровым двигателем. паровоз
Канал для выхода дыма из трубы. дымоход
Лес, поваленный бурей. Бурелом
Отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на производстве мяса птицы и яиц. Птицефабрика
8. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
основные способы словообразования.
морфемный и словообразовательный разбор.
орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).
Какой можно сделать вывод? Что такое словообразование? Нужно ли нам знать способы образования слов? Для чего?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
- Оценки за урок сегодня получают и объясняю.
Домашнее задание: повторить материал (если это необходимо), выполнить упражнение 238.











Приложение 1. «Запиши правильный ответ»


Вопрос
Ответ


1
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________


2
Какое окончание в слове “увлекательный”?


3
Какой корень в слове “прыгнешь”?


4
Какое окончание в слове “уснул”?


5
Какой суффикс в слове “глотка”?


6
Какой корень в слове “выбрать”?


7
Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?


8
Какой корень в слове “учитель”?




Приложение 1. «Запиши правильный ответ»


Вопрос
Ответ


1
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________


2
Какое окончание в слове “увлекательный”?


3
Какой корень в слове “прыгнешь”?


4
Какое окончание в слове “уснул”?


5
Какой суффикс в слове “глотка”?


6
Какой корень в слове “выбрать”?


7
Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?


8
Какой корень в слове “учитель”?



Приложение 1. «Запиши правильный ответ»


Вопрос
Ответ


1
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________


2
Какое окончание в слове “увлекательный”?


3
Какой корень в слове “прыгнешь”?


4
Какое окончание в слове “уснул”?


5
Какой суффикс в слове “глотка”?


6
Какой корень в слове “выбрать”?


7
Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?


8
Какой корень в слове “учитель”?




Приложение 2. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и

прспокойный



прдумать



прплыть



прбрежные



пртворить дверь



пррвать



прклонить колени перед мамой



прспокойный



првращение



прчудливый





Приложение 2. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
е
и

прспокойный



прдумать



прплыть



прбрежные



пртворить дверь



пррвать



прклонить колени перед мамой



прспокойный



првращение



прчудливый





17. Анализ результативности урока.

Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.
Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса:7 пятерок, 16 четверок, 3 тройки. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.
2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)
3. Актуализация изученного материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе работа на интерактивной доске.
5. Подведение итогов урока .
6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;
2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.
Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.

15