Открытый урок по музыке на тему Музыкальные образы о опере Сказка о царе Салтане Н.А.Римского-Корсакова ( 4 класс)


Открытый урок по музыке в 4 Б классе
Тема: Музыкальные образы в опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.
Цель: Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С. Пушкина и музыке Н.А.Римского Корсакова.
Задачи:
образовательные: 
- познакомить обучающихся с музыкой  русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
-  вызвать эмоциональный отклик на музыку;
- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
 - формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие:- развивать интерес к искусству;  вокально-хоровые навыки, тембровый слух;  формирование УУД                        
 воспитывающие: - воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Оснащение: компьютер, портрет А.С. Пушкина,
портреты композиторов,
презентация Power Point репродукции иллюстраций к сказкам Пушкина Билибина и др. художников.
Ход урока:
Сегодня мы открываем четвёртый листок музыкального альбома , посвящённого творчеству А.С.Пушкину.(Слайд 1)
Перед вами Палехская миниатюра. Рассмотрите внимательно, что на ней изображено и дайте название. (сказки Пушкина)
Народные умельцы села Палех Ивановской области точно подметили яркие образы сказок Пушкина.
На прошлом уроке мы говорили о том, что Пушкина с детства пленили сказки. Не даром он восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» Вспомните, кто вдохновлял Пушкина на создание сказок? (Няня – Яковлева Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал).
Жизнь русского народа, рассказы бабушки, нянины сказки – всё это запало в душу поэта. Он изумительно, с блестящим юмором изложил гибким, звонким стихом мудрые сказки русского народа. Давайте вспомним эти сказки.(Поэма «Руслан и Людмила», «сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царице и 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде».
А.С.Пушкина по праву считается лучшим  русским сказочником . Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты сказок Пушкина.
 Среди них Н.А.Римский – Корсаков, русский композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник. Будучи морским офицером его привлекала тема моря . Сказка Пушкина заинтересовала композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».  (Слайд 2)
Итак, тема нашего урока «Музыкальные образы в опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского – Корсакова.(Слайд 3)
- Каким стихами начинается эта сказка?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком?(Слайд 4)
Опера необычная , сказочная , правдиво передаёт поэтические образы Пушкина.
Давайте поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы.
Второе действие оперы открывает вступление.
 -Послушайте внимательно и постарайтесь рассказать , что вы услышали, увидели, почувствовали в музыке.(Слушание вступление ко 2 дей оперы)
-Сказочник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин нарисовал иллюстрацию, которая называется «Бочка по морю плывёт».  (Слайд 5)
-Созвучна она с музыкой и сказкой Пушкина? Подберите строчки , подходящие к иллюстрации.
-Итак, музыка передаёт и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже  то, как чудесным образом «не по дням , а по часам» растёт князь Гвидон.
-Всё это Римский – Корсаков  изобразил с помощью инструментов симфонического оркестра. Каких?
Челеста (Слайд 6-7)
Литавры, фагот, тромбон (Слайд 8)
Скрипка, флейта, кларнет (Слайд 9)
Гобой (слайд 10)
-В каждой сказке есть чудо.
Сколько чудес в сказке Пушкина?(3)
Назовите их. (белка, 33 богатыря,  царевна-лебедь).
Познакомимся с ними поближе.
Чудо  первое- белка
(слайд № 11)
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают)
Какая русская народная песня звучит в тексте Пушкина в теме белки?
Мы разучили музыкальную тему белки, давайте вспомним её. (Исполнение).
-Вот как показали это чудо в мультфильме «Сказка о царе Салтане…»
(Слайд 12)Просматривание фрагмента мультфильма) 40 секВторое чудо- 33 богатыря.(Слайд 13)
Где-то взуется бурливо
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор.
Просмотр фрагмента мультфильма.( Слайд 14)
3 чудо – царевна Лебедь. (Слайд 15) (Врубель «Царевна-лебедь).
Кто прочитает стихи Пушкина о царевне –лебедь?(дети читают)
Просмотр фрагмента мультфильма (Слайд 16)
-В настоящее время существуют произведения разных видов искусства на сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». Это и опера, и мультфильм, и фильм-сказка.
-Вы сейчас послушаете симфоническую картину «три чуда».(Слайд 17)
В этой музыкальной картине слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал Пушкин): белочка поёт «Во саду ли, в огороде…», а царевна Лебедь «речь-то говорит, словно реченька журчит…». В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей – богатырей, и шум «бурливого моря». Такое изображение героев в музыке мы называем музыкальной живописью.
Слушание фрагмента оперы Римского – Корсакова «Три чуда». 4.06(Слайд 18)
Анализ музыкального фрагмента.
-Какой характер был у музыки? Как он изменялся? Какие музыкальные инструменты звучали во фрагменте?
-Какую картину представили, слушая фрагмент оперы?
Викторина.
1.Назовите музыкальное произведение ,написанное на сюжет сказки Пушкина
«Сказка о царе Салтане»?
2.Назовите композитора?
3. Какой народной мелодией композитор
 озвучил белочку?
4.Какой музыкальный инструмент  помог создать
музыкальный образ богатырей?
5. Назовите  иллюстратора –сказочника?
Итог.
-Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательный русский композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане…”. Эта опера открывает нам целый мир сказочных сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н.А.Римского – Корсакова она стала еще живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее.
Домашнее задание.
Дома вы можете в своих альбомах нарисовать “музыкальную картинку” из этой оперы, а сегодняшнее наше путешествие в мир сказки я бы хотела закончить песней в которой тоже есть немного сказки «Эх, зима».(Слайд 19)
Исполнение песни «Эх зима».