ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КНИГОЙ
Девять заповедей юного читателядля самостоятельной работы с книгой
«Всегда остается то, что тобой самим
передумано и перечувствованово время чтения книги и по поводу книги.
Ползать глазами по буквам, да словам, да страницам – не чтение. Видеть да запоминать – это тоже еще не чтение.
Надо пережить – надо чувствовать, одевать чужие слова в плоть и кровь так, чтобы они становились как бы самой жизнью».
Н. А. Рубакин
Заповедь 1. Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) расскажет тебе эта книга. А закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.
Заповедь 2. При чтении обращай внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, о чем рассказано в книге.
Заповедь 3. Во время чтения постарайся представить себе и обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно (используя книги-справочники, иллюстрации, прочитанное ранее).
Заповедь 4. Читая, старайся все непонятное сразу же выделять. Задавай себе вопросы, стремись, прежде всего, найти на них ответы самостоятельно, без посторонней помощи.
Заповедь 5. Большую (объемную) книгу читай по частям (по главам, по разделам).
Заповедь 6. Закрывая книгу или делая перерыв в чтении, всякий раз, даже прочитав только часть ее, старайся припомнить и обд
·умать только что прочитанное:
– что запомнилось тебе,
– что взволновало тебя,
– что заставило затаить дыхание,
– что испугало тебя,
– что обрадовало тебя,
– что рассердило тебя,
– что поразило тебя при чтении.
Заповедь 7. Привыкай сравнивать свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что было испытано при чтении вчера.
Заповедь 8. После прочтения книги (или части, главы, раздела) бывает полезно возвращаться к прочитанному, перечитывать отдельные интересные или важные места, отмечать такие места закладкой, а иногда даже выписывать в свою специальную тетрадку.
Заповедь 9. Завершив работу с книгой, дочитав её до конца (и прежде чем подумать о другой (следующей) книге для себя), бывает очень полезно перед расставанием с книгой:
– еще раз подумать над содержанием прочитанного в целом;
– воспроизвести в памяти образы героев книги и постараться определить (для себя), хороша ли книга и чем именно хороша;
– перечислить эти хорошие стороны, чтобы потом уметь порекомендовать её другому читателю.