Научно-исследовательская работа В гостях у Бабы Яги
МАУО « Лицей № 28 имени академика Б.А.Королева
Научно-исследовательская работа
« В гостях у Бабы Яги»
Выполнила: Шишонкова Юлия
Ученица 3 «Б» класса
МАОУ « Лицей №28 имени академика Б.А.Королева
Руководитель: Овчинникова С.В
Город Нижний Новгород
2011
Вступление
Бабу Ягу я знала с детства. Из сказок. Она мне всегда была интересна: таинственная, умеющая делать волшебство – яркий, запоминающийся герой. И совсем не страшный.
В подготовительном классе музыкальной школы я стала знакомиться с «Детским альбомом» П.И.Чайковского. У своего преподавателя я спросила, какая пьеса в сборнике самая сложная. Учитель сказал: «Баба Яга», но она для пятого класса, не для тебя».
Это меня не устроило. И я самостоятельно упрямо стала ее разучивать. Потому что там очень яркая, захватывающая музыка, полная экспрессии. Баба Яга в полете:
Кто
Там?
Кто там летит в вышине?
Кто
Там
В темной ночной глубине?
Кто там воет, кто там стонет,
Кто метлою тучи гонит?
Кто там кружится над черною чащею,
Кто там свистит над деревнею спящею?
Кто там совою за окнами ухает?
Кто там по крышам ножищами бухает?
Кто там не прочь
Целую ночь
Птичек шугать,
Деток пугать?
Кто
Там?
Кто там летит над землей?
Чей
Там
Слышится хохот и вой?
Это Баба Яга, костяная нога
Над землею кружит,
Темный лес сторожит.
Это баба Яга, костяная нога.
Ей кружить под луной
Очень грустно одной,
Потому-то она
Всю-то ночку без сна
Заунывно поет
И из дома зовет
Всех
Нас.
Мне разрешили взять пьесу в свой репертуар. Для меня это была огромная радость! Потом я с нею выступала много раз и в Нижнем Новгороде, и в других городах, на конкурсах и фестивалях. «Бабе Яге» я была благодарна.
Меня всерьез заинтересовала эта тема. Кто же она все-таки такая, Баба Яга? Почему она – «Яга»? И почему «Баба»? Почему у нее костяная нога? И зачем ей длинный нос? Что это у нее за странное жилище? И почему про нее так много сказок и таких разных?
Я стала собирать информацию о Яге везде: и дома, и в библиотеках. То, что я узнала, меня очень захватило и просто поразило.
Образ Бабы Яги с давних пор вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.
А.С.Пушкин посвятил ей стихи в поэме «Руслан и Людмила».
Кроме П.И.Чайковского, композитор М.П.Мусоргский посвятил ей пьесу в фортепианном цикле «Картинки с выставки».
Ни одной русской женщине не посвящалось столько произведений, сколько Бабе Яге. Объяснение этому одно: у Яги есть характер. Яркий, самобытный, неоднозначный.
Существует множество сказок, песен, стихов, дразнилок, посвященных Бабе Яге. Создано много фильмов, мультфильмов, книг и пьес о ней. А в Санкт-Петербурге даже существовал специальный театр для Баб Яг. Ученые писали о ней научные труды.
Баба Яга в сказках
Баба Яга существует и у восточных, и у западных, и у южных славян. И даже у немцев. В Польше – это Ендза, в Чехии – Ежибаба, у греков – Геката, у индийцев – Кали.
Согласно сказкам, у Бабы Яги демонический облик, это злая безобразная старуха – колдунья. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела, она может быть слепой на один глаз, хромой (у нее «костяная нога»), черной, лохматой, растрепанной, с длинным носом.
Сказки подчеркивают огромность этого существа: «Баба Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок врос». «Баба Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок уткнула». «Лежит на лавке, зубы – на полке, а нога костяная – на печи».
Обитает Яга вдали от людей в густой непроходимой лесной чаще в избушке на курьих ножках, которая сама поворачивается. И вид, и образ жизни Бабы Яги противопоставлены человеческим: в сказках она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет».
Забор вокруг ее избушки – из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа. Вместо засова у нее – человеческая нога, вместо запоров – руки, а вместо замка – рот с острыми зубами.
В печи Баба Яга жарит (или старается изжарить) похищенных детей, а при случае губит и взрослых, попавших в ее владения.
В сказках ездит она в железной ступе (т.е. колеснице самокатной), погоняя ее пестом и заметая следы помелом. Она может оборачиваться вихрем или бурей, змеей. кобылой или коровой, деревом, птицей (совой), любым животным или предметом. И даже может оборачивать людей в предметы или животных.
В избушке у Яги спрятаны многие волшебные существа и предметы: огнедышащие кони, сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-самосек и скатерть-самобранка.
Служат ей черти, вороны, черные коты, змеи, жабы, совы и сычи, мыши, а также фантастические существа: сказочный Кот Баюн.
В ее владении находится и живая, и мертвая вода, и молодильные яблоки, и прочие чудеса.
Вообще, сказки знают три разные формы Яги. Во-первых, это «Яга – похитительница», уносящая детей, которых она потом пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Второй тип – «Яга – дарительница». Она принимает героя. Выспрашивает его, иногда испытывает и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги- скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец). Она зла и страшна только тем, кто ее не почитает, а добра и верный помощник – обращающихся к ней почтительно. Может помочь советом или указать дорогу, накормить, напоить, баньку истопить.
Третий тип – это «Яга – воительница». Она сражается с героями и побеждает многих из них (прилетев в избу и застав в ней постороннего человека). Побеждает ее только богатырь, одаренный особой силой, хитростью и умением.
Редко в сказках встречаются у Бабы Яги сыновья – Змеи или дочка Маринка или упоминается дочь Ягишна.
Вообще, сегодня о Бабе Яге нам рассказывают в основном сказки. Но это отголоски разных древних легенд и мифов.
Баба Яга в славянской мифологии
Мифы от сказок отличаются тем, что в мифы когда-то давным-давно люди верили и считали их самой настоящей правдой. Они еще не знали, как устроен мир с научной точки зрения, очень любили природу и одновременно ее боялись, потому что она бывала к ним сурова. И видели богов во всем, что их окружало. Чтоб жить с природой в ладу, люди старались дружить с богами и никогда не гневить их.
Мы знакомы хорошо, например, с греческой мифологией благодаря трудам античных авторов, дошедших до нас в целости и сохранности.
А вот славянская мифология никем не была систематизирована и собрана в письменных источниках.
К тому же, в период христианства шла борьба за искоренение язычества в народе и все древние мифологические персонажи, герои и сюжеты мифов были переработаны и измене церковью. Всем богам, в т.ч. и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.
Мы не можем сейчас оценить весь масштаб фигур, которые позже стали основой для сказок. Всем известные Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие герои – лишь осколки огромного мифологического «зеркала», лишь пародии на древних славянских Богов.
В мифологии Баба Яга – это могущественная богиня, хозяйка леса и зверей. Ее называли Берегиней, ей поклонялись. Берегини – это добрые духи, охранительницы людей. В переводе на современный язык бабу Ягу можно было бы назвать Богиней Экологии.
А у древних славян «баба» - прародительница, изначально положительное божество, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций.
Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, совы, филины, вороны и змеи – все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
В результате изучения древних славянских мифов Баба Яга уже встает перед нами не как отдельный персонаж, а как часть большого родословного дерева, где все боги тесно связаны друг с другом.
У меня получилась следующая картина (Схема №1. Боги мифологии древних славян).Сначала бог Род, Причина всех причин, спал внутри мирового яйца, дремал себе под золотой скорлупой, а вокруг ничегошеньки не было. Долго росло волшебное яйцо в пустоте и набирало силу, пока однажды не решил Род, что пришло его время: родилась Любовь в его душе, и он полюбил все, что выдумал.
И родил Род небесное царство Правь, потом царство срединное Явь, а следом – темное царство Навь.
Из дыхания Рода вышла Лада – богиня любви, богиня – мать, обратилась в птицу Сва. Кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, - Сварога могучего и дал ему не одну голову, а четыре, чтоб мог он за всеми четырьмя сторонами света присматривать.
От Сварога и Лады в Прави родились боги: Жива, - богиня жизни, Леля – богиня весны, Лель – бог влюбленности, Морена – богиня смерти, Перун – бог грозы.А в царстве Нави зародился Чернобог – Черный Змей, хозяин подземного мрака, бог уничтожения и зла. И, расколов железное яйцо железным клювом, выбрался Василиск, чудище Нави, от взгляда которого каменело все вокруг.
У Чернобога родилось четыре сына: старший – Вий Чернобогович, стал он воеводой подземного мира, правителем срединного царства Нави; второй сын – Горын Змеевич – подземный огнедышащий змей; третий сын – Кощей Чернобогович – бог зла, не имеющий смерти, хозяин самого глубокого царства Нави; и четвертый, младший сын – Скипер – самое жуткое подземное чудище, зверь лютый, родившийся из злобы Чернобога. Девица Яга Виевна была дочкой Вия Чернобоговича. Носила она кольчугу и жила в заповедном уголке самого глухого и темного бора в избушке заветной на курьих ногах. Дверь ее всех входивших смертных проглатывала. Вокруг избушки был тын с черепами, и горел огонь в каждом черепе. Внутри избушки стояла ступа огненная, и лежали в сундуках под запорами разные самоцветы – сокровища и волшебные вещи: меч, что сносит головы с плеч, сапоги – надевай и беги, самотканый ковер, что подымает тебя в небесный простор и множество разных разностей.
В самом темном углу лежал черный камень – валун. Под ним была пропасть тайная, бездонный провал – вход в подземное царство Нави.
Яга Виевна дала отцу своему Вию зарок, что пойдет замуж за того, кто сумеет ее победить.
Это сделал Велес – бог скота и богатства, сын небесной кормилицы Коровы Земун, всем небесным коровам коровы. Премудрый Велес был изгнан из Прави, царства богов. Попав в царство Нави, Велес бился с подземной девицей Ягой Виевной всю ночь, и обессилевшая Яга, наконец, сказала: «Быть тебе, Велес великий, мужем моим, видно, так нам Родом завещано!».
У Яги было еще три брата – великаны Горыня, Дубыня и Усыня. Папа Вий велел им день и ночь стеречь выход из царства Нави – глубокую цель в Черной горе, чтобы мертвые не могли оттуда сбежать. И чтобы светлые воины не смогли через тот черный ход в Навье царство пробраться.
Саму Ягу Виевну в мифологии почитали как привратницу между миром живых и мертвых. Избушка ее – врата в подземное царство Нави из Яви. Герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья, попадал к Яге и она решала, достоин ли он стать посвященным в тайные знания или должен умереть.
Со временем, под влиянием христианства, народ забывал своих главных богов, вспоминая только мифы с персонажами житейских потребностей. Так, Баба Яга из мощной богини превратилась в злую старуху колдунью. Большую часть времени проводит на печи Злая старуха, как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет кота. И о Бабе Яге, бывшей девице Яге Виевне, остались только следы в народных сказках.
Баба Яга в исследованиях ученых
Ученые считают, что Яга, как и другие одноногие или хромые существа, с древности связывались с образом змеи. Так, в сказках она не ходит, а летает, как мифический змей, да еще однонога или хромает («костяная нога»). Возможно такое развитие представлений: змея – человек со змеиным хвостом – одноногий человек – хромой. Еще в палеолите у первобытных людей существовал культ змей как существ, связанных со страной мертвых. В Бабе Яге остался отголосок звероподобного или змееподобного облика, когда верхняя часть фигуры от человека, а нижняя от змеи.
На священном языке Древней Индии слово «ahi» означает змей. В сказках некоторых европейских народов (албанцев, болгар) Бабу Ягу заменяет драконида, летающая змея. Как дракон, Бабаб Яга сторожит колодец с живой водой.
В русском языке слово «змея» не является первоначальным названием этого пресмыкающегося. Предполагают, что сначала названием змеи было «яга». Позднее слово «змея» возникло по связи со словом «земля» - «ползающая по земле».
Баба Яга находится между миром живых и миром мертвых. Именно поэтому нога у нее костяная (одной ногой находится в царстве мертвых). А ее знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в тот мир. Поэтому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. С Ягой – вахтершей трудно справится. Ученые даже считают, что избушка ее – это гроб, поэтому такая тесная.
Она выглядит как домовина – погребальное сооружение в виде человеческого жилища. Поэтому и бывает окружена человеческими останками: на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.
Охраняя вход в царство мертвых, Баба Яга одновременно мать и хозяйка зверей. А смерть у древних понималась как превращение в животных. Поэтому именно хозяйка животных охраняет вход в царство мертвых (в царство животных) и дает это превращение.
Но Баба Яга в народном воображении связывалась не просто со смертью, а еще и с обрядами перерождения, с идей умирания и воскрешения. В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи. Это напоминает известный обряд «перепекания ребенка». Он совершался над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился уже другим человеком. Сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники. Подростков, мальчиков 10-12 лет уводили из селения на различные испытания, как экзамен по охотничьим умениям. Юноши как бы «умирали» для племени, чтобы «родились» мужчины, воины и охотники. В древнейшие времена матриархата этим ритуалам руководила жрица, женщина – ведунья. Она символически представляла Великую Мать, богиню – повелительницу и прародительницу животных, связанную с миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины - основа для сказочного образа Бабы Яги. Она приходит из леса, похищает детей (уводит их для обряда) и стремится изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»). А также дает советы и помогает героям, выдержавшим испытания.
Т.е., ученые считают, что Баба Яга – древнейшая богиня смерти – измененный образ древнего божества, главного в первобытных обрядах посвящения еще в палеолите.
Заключение
Я собрала самое интересное о Бабе Яге, этой удивительной, таинственной, сказочной женщине.
Баба Яга всегда была хранительницей народной мудрости настоящий кладезь знаний. Она, как и сама природа, никогда не раскрывает всех своих тайн и остается вечной загадкой для человека.
Мне очень захотелось самой придумать и записать сказку. Итак:
Волшебное происшествие.
Катя и Саша, как обычно, вместе возвращались из школы.
- Ты знаешь, - сказала Катя, - я прочитала одну сказку про Бабу Ягу. Она там была страшная-престрашная, злая-презлая. Мне что-то не верится, что она на самом деле такая.
- Баб Яг вообще не бывает! Это все выдумки! – твердо ответил ей Саша.
- Как это не бывает? С древних времен, в разных местах люди не могли бы выдумывать одну и ту же небылицу! Вот я, к примеру, сочинила сказку про Мумов. Так никто, нигде и никогда больше про них не сочинит, потому что они выдуманные, согласен? А про Бабу Ягу сотни сказок есть, а может, и тысячи! И знают про нее все-превсе. Значит, она действительно существует!
- Ну, может, Бабы Яги и водились когда-то давным-давно, да все вымерли. В Красную книгу их вовремя не внесли. Сейчас-то их точно нету!
- А я считаю, что есть! – возразила Катя.
- Конечно, нету! Я в это никогда и ни за что не поверю! – разгорячился Саша.
В это время они проходили по привычной дорожке в парке, и Катя вдруг сказала:
- Смотри, а ведь этого пенька здесь раньше не было!
Она с удивлением подошла к пеньку поближе.
- Какой-то странный. Откуда он мог взяться? Деревьев такой толщины здесь не росло, да и это не свежеспиленный пенек. Цвет у него какой-то…
Катя в это время встала на пенек и, не договорив, взмахнула руками, будто поскользнулась и… исчезла! Саша не поверил своим глазам. Позвав Катю, он тоже залез на пенек, и тут же почувствовал, что куда-то опрокидывается…
Когда он очнулся и почувствовал твердую землю под ногами, то обнаружил, что находится в каком-то лесу, вообще в непонятном месте. Ничего не понимая, он увидел рядом такую же растерянную Катю.
- Где это мы? – прошептал ей Саша.
- Не знаю, - тоже шепотом ответила Катя. – Но надо что-нибудь придумывать, как выбираться.
- Да. Нужно найти, где север, - приободрился Саша. – Вот смотри, с этой стороны на дереве мох, значит север – там! Идем в эту сторону! – скомандовал Саша.
- Подожди. Во-первых, мы не знаем, в каком полушарии находимся. Во-вторых, и это главное, зачем нам идти на север? Может быть нам со всех ног нужно бежать от севера?
Тут Катя обернулась назад и подняла голову вверх. Оказывается, они стояли под огромным указателем. На нем крупно было написано:
«ТРИДЕВЯТЫЕ ЗЕМЛИ.
ТРИДЕСЯТЫЙ ЛЕС».
А ниже еще табличка:
«Усадьба Бабы Яги. 100 метров».
И стрелка показывала влево.
- Вот это да! – протянули потрясенные Саша и Катя.
- Что ж, пойдем по стрелке, - предложила Катя.
- К Бабе Яге? – ужаснулся Саша.
- Это здесь единственное место, которое мы определенно знаем. Все равно идти больше некуда.
И они пошли.
Скоро ребята оказались у забора. На воротах было три кнопки. Под первой было написано: «По личным вопросам», под второй – «По вопросам Тридесятого Леса», под третьей – «По вопросам Вселенского масштаба».
Саша потянулся рукой к третьей кнопке.
- Подожди, - остановила его Катя. – Давай все-таки на первую.
Они позвонили. Ворота распахнулись, можно было входить. Во дворе стояла знакомая по картинкам маленькая избушка на курьих ножках. Дверь в нее тоже сама перед ними открылась.
«Прямо как на фотоэлементе», - подумал Саша.
Но чудо! Войдя в низенькую дверь, Катя с Сашей вдруг оказались в огромном зале с двумя рядами высоких колонн. Здесь сразу чувствуешь себя таким крохотным.
- Это кто тут не верит в Бабу Ягу?! – с эхом донесся грозный голос Яги из другого конца зала. – Сейчас у вас будут испытания, сложней которых на свете еще не бывало! Того, кто их не пройдет, ждет вот этот супчик моей собственной рецептуры. Из недооцененных людьми продуктов. Ха-ха-ха!
- А ты действительно совсем не страшная, как я и предполагала! – как ни в чем не бывало, воскликнула Катя.
- Это я-то не страшная?!
- Конечно!
- Вот я вам сейчас покажу «не страшная»!
- Зачем? – приветливо спросила Катя. – Это же очень хорошо, радоваться надо! Ты, наверное, еще и добрая!
- Я? Нет! Не добрая! – Баба Яга уже была не грозная, а просто по-детски упрямо отпиралась.
- Добрая, добрая! Я же знаю!
- Зачем это мне быть доброй?
- Затем, что тебя все любить будут! Тебе же хотелось бы, чтоб тебя любили?
- Ой, очень хотелось бы! – призналась Яга, напрочь забыв про свою грозность.
- Вот видишь! Как сразу хорошо стало.
- Ты, девочка, прямо колдовскими чарами какими-то меня, Бабу Ягу, околдовала!
- Да нет, это просто вежливость и доброе слово. Каждому приятно слышать комплименты.
- Ой, очень приятно! – согласилась Баба Яга. – Мне их еще никто никогда не говорил… А что, известна я там у вас среди людей?
- Да, да, очень известна!
- Всем?
- Абсолютно всем. Любой малыш тебя знает. Ты очень популярна!
- Сильнее, чем Кощей Бессмертный?
- Сильнее! Ты чаще встречаешься в сказках. Намного.
- Правда? – ласково спросила Баба Яга с очень довольным видом. – А много, что ли, сказок есть про меня?
- Не счесть! Да еще все время прибавляется.
- А-а! Значит, верят еще в меня люди!
Тут Яга нахмурилась:
- А ведь кто-то совсем еще недавно в меня не верил! – и даже стукнула кулаком.
- Ну, я же не отрицал существования вообще, я просто сомневался в твоем долгожительстве… - стал оправдываться Саша.
- Прости его, Ягусь! Теперь-то ты все всем доказала! – вступилась Катя.
- Ладно. Скажи спасибо, что я на самом деле оказалась добрая! Так и быть, прощаю. Возвращайтесь к людям и донесите им, что я еще есть!
- В форме сказки?
- В любой. Хоть в опере-балете.
- Мы уж лучше в сказке…
Баба Яга помолчала, потом сказала печально:
- Что же мне теперь делать с моим супчиком ядовитеньким высшего качества? Не пригодился. А я так старалась! Жалко выбрасывать будет!
- Ягусь, а нельзя ли его как-нибудь использовать в мирных целях?
Яга задумалась.
- Вообще-то можно. Если взять ровно 1/945-ю часть моего фирменного котелка и разбавить ведром кипяченой воды, то получится просто от-лич-но-е полоскание для горла! В сто раз эффективнее всех ваших людских средств. Один раз прополощешь – на всю оставшуюся жизнь действовать будет! А если взять 2/727 частей на ведро воды, то можно делать великолепные примочки на содранные коленки, синяки, ссадины и шишки. После одного примачивания всего этого добра – как ни бывало. И что самое главное – эта коленка уже не обдерется, сколько ни падай ею с велосипеда на асфальт. А голова в помазанном месте станет «противоударной»: шишки тут больше не растут!
- Вот это да!! – в один голос восхищенно выпалили Катя и Саша.
Баба Яга была явно довольна собой.
- Но тут есть одна неразрешимая проблема, - вдруг, погрустнев, сказала она.
- Какая? Какая тут может быть проблема?
- Я не знаю дробей, - тихо произнесла Баба Яга, опустив глаза.
- Ну, эта проблема как раз разрешимая! – весело сказал Саша.
- Правда?
- Конечно! Я тебе оставлю свой учебник математики. Там так хорошо рассказывается про дроби! – Саша достал из ранца математику. – Вот, кладу тебе закладку на нужную страницу.
- Ну, спасибо!
- Но как же мы найдем дорогу домой? – спросила Катя.
- Ладно, я отвезу вас обратно, - раздобрилась Баба Яга.
- На чем?
- В ступе, конечно, на чем же еще?
- Но как мы туда все поместимся?
- А сейчас увидите!
Яга подвела Катю и Сашу к своему транспортному средству и, сжав в руке ручку метлы, что-то прошептала. Ступа на глазах вдруг стала раздвигаться и приняла вытянутую форму.
- У тебя прямо какая-то телескопическая модель! – восхитился Саша.
- Влезай! – скомандовала Баба Яга.
Катю она поставила перед собой, а Сашу – позади себя.
- Эх, прокачу с ветерком!
И ступа рванула с места. Скорость становилась все больше и больше, «ветерок» в лицо постепенно превращался в ураган. Наконец, стало невыносимо смотреть и даже трудно дышать. Катя с Сашей изо всех сил зажмурились…
Когда все кончилось, и они открыли глаза, то поняли, что стоят в парке.
- Мы что, уже дома? – спросил Саша. – Быстро она нас доставила!
- Да-а. Даже самим теперь не верится, что мы только что побывали у настоящей Бабы Яги! – воскликнула Катя.
- Но только нам ведь никто-никто не поверит, - грустно протянул Саша.
- Послушай, а где наши ранцы, Саш? – вдруг опомнилась Катя.
- Мы же их забыли у Бабы Яги! – расстроился Саша.
Они бросились искать волшебный пенек. Но его там не было… Зато на этом месте лежали их целехонькие ранцы! Ребята очень обрадовались и бросились к ним. Катя тут же открыла свой ранец и с удивлением воскликнула:
- Смотри, Саш, что у меня здесь лежит!
Она вынула необычного вида флакончик. На нем было написано: «Лучшие средства Бабы Яги. Эликсир №1. Полоскательный».
Тогда Саша тоже полез в свой ранец.
- И у меня есть сюрприз! – и, тоже вынув такой же флакончик, вслух прочитал – «Лучшие средства Бабы Яги. Эликсир №2. Противоударный». Ничего себе! – только и смог произнести восторженный Саша.
- Она уже все рассчитала! Разве это возможно? – удивилась Катя.
- Конечно, возможно! У нас же разные временные потоки, - уверенно объяснил Саша.
- Сплошные чудеса с нами происходят, правда? – с радостью спросила Катя.
- Правда! – также радостно ответил ей Саша.
И друзья вприпрыжку побежали домой…
Сейчас они были самыми счастливыми на свете!
Содержание
Введение.
Баба Яга в сказках.
Баба Яга в славянской мифологии.
Баба Яга в исследованиях ученых.
Заключение.
Сказка « Волшебное происшествие».
Библиография:
-народные сказки о Бабе Яге;
-литературные сказки о Бабе Яге;
8.Этимологический словарь.
9.Список литературы.
Этимологический словарь
Аспиды - подземные змеи, порождения Нави.
Берегини – добрые духи, охранительницы людей.
Василиск – чудище Нави, от взгляда которого каменеет все вокруг.
Ведьмы – женщины, по своей воле ставшие прислужницами Морены и Яги.
Вий Чернобогович – воевода подземного мира , правитель срединного царства Нави.
Горын Змеевич (Чернобогович) – подземный змей, сын Черного Змея, похититель девиц.
Горыня – сын Вия, охраняющий выход из царства Нави.
Дажьбог – бог белого света, податель всех благ.
Доля – рожаница,богиня счастливой судьбы.
Дубыня – сын Вия, охраняющий выход из царства Нави.
Земун – небесная корова, мать Велеса.
Кощей Чернобогович – бог зла, бессмертный хозяин самого глубокого царства Нави.
Лада – главная рожаница, богиня – мать, жена Сварога.
Ладо – бог супружества, брат Лады.
Лель – сын Лады, бог влюбленности.
Леля – дочь Сварога и Лады, богиня весны.
Люди – обитатели срединного царства Яви.
Морена – дочь Сварога и Лады, богиня смерти.
Навь – подземное царство, невидимый людям мир теней и непознанного.
Огненный Змей – главный наследник Горына Чернобоговича.
Пан Виевич – младший сын Вия, родоначальник племени панов.
Паны – подземное племя.
Правь – небесное светлое царство богов.
Род – изначальный единый бог родивший Вселенную из яйца.
Рожаницы – воплощения женского начала бога Рода.
Сварог – бог – творец, мужская ипостась Рода.
Совы – птицы Нави, воплощения Яги Виевны.
Усыня – сын Вия, охраняющий выход из царства Нави.
Хорс – бог солнечного диска.
Чернобог( Черный Змей) – бог Нави, хозяин подземного мира.
Явь – срединное царство, явленное людям, действительный мир.
Яга Виевна – богиня природных аномалий, берегиня, хозяйка нежити ,жена Велеса, богиня леса, мать зверей, лесная хозяйка.
Палеолит – самый древний период каменного века, время существования ископаемого человека, который занимался охотой и собирательством. Продолжался с возникновением человека(более 2 млн. лет назад) до 10 тысячелетия до н.э.
Использованная литература:
Шарапова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии.
Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эскимо, 2003. – 608 с.
Сказочная энциклопедия. Составитель Н. Будур. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2005. – 608 с.
Детская энциклопедия. М.: «Аргументы и факты», 1996, №4.
Языческие боги, былинные герои, русские святые. – М.: Дрофа – Плюс, 2006. – 320 с.
Кайсаров А. С. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов, «Надежда», 1993. – 320 с.
Соловьев В. М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 736 с.
Ален Дж. Фэнтези: Энциклопедия/Пер. с англ. У. В. Сапциной. – М.: ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2008. – 144 с.
Грушко Е. А. Словарь славянской мифологии. – Н. Новгород: «Русский купец», 1995. – 368 с.
Калашников В. И. Боги древних славян. М.: «Белый город», 2001. – 47с.
Я познаю мир: Нечистая сила: Детская энциклопедия./Автор – составитель Е. В. Прокофьева. – М.: ООО «Издательство АСТ» с ООО «Издательство Астрель», 2004. – 392 с.
Ионайтис О. Р. Русские суеверия. – М.: «Благовест» ТОО. – 1992. – 14 с.
Усачев А. Про Бабу Ягу. М.: «Астрель». – 2003.
Усачев А. Большая книга Бабы Яги. – ОНИКС 21 век. – 2004. – 255 с.
Буйнова Т. Ю. Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян). – М.: Проект. – Ф: Аквилегия. – М, 2008. – 256 с.
Пропп В. Я. Русская сказка. М.: 2001.
Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – С. – Пб.: Азбука, 2000. – 672 с.
Орлова С. Славянская мифология.