Интегрированный урок : Имя существительное (закрепление). Правила поведения учащихся на улице и дороге
Русский язык. 3 класс Интегрированный урок
Составила: учитель начальных классов
Сероштан Наталья Борисовна
г.Астана СШ№ 25
Тема: Имя существительное (закрепление). Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Цель: закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме «Имя существительное»; закрепить представление детей о значении ПДД; повторить правила поведения учащихся на улице при переходе дороги.
Задачи:
обучающие: закрепить умения определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного; закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения;
развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся;
расширять словарный запас учащихся; развивать мышление;
воспитательные: воспитывать культуру поведения в классе; воспитывать взаимопонимание, умение оказывать помощь своим товарищам; воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно.
Технологии: игровая, технология критического мышления, здоровьесберегающая.
Оборудование: карточки, три разноцветных круга для физ.минутки (красный, жёлтый, зелёный),конверт, картинка с изображением светофора.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодня мы проведём урок, посвящённый правилам поведения учащихся на улице и дороге. Кто же нам поможет провести урок?
Отгадайте загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Дети. Светофор.
У. Правильно. А вот и наш «Светофорчик», который хорошо знает правила дорожного движения.
Он будет помогать нам проводить занятие.
II. Минутка чистописания.
-Выделите в слове светофор гласные буквы. Дайте характеристику этим звукам. Запишите.
-К какой части речи относится слово светофор?
Дети . Имя существительное.
III. Повторение изученного материала.
У.- Что такое имя существительное?
-Назовите постоянные признаки имени существительного.
-Назовите непостоянные признаки имени существительного.
-Каким членом предложения является имя существительное?
IV. История слова.
У. –Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нём знаете?
Д. Он помогает переходить проезжую часть, а водителям указывает, когда нужно ехать, а когда стоять.
У. –Ребята, а вы знаете, почему он так называется?
Д. –Нет.
У. Это слово составлено из двух частей:
«свет» и «фор».
«Свет»- это свет.
«Фор»- произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий», а вместе «светофор» значит «носитель света».
Светофор несёт свет трёх цветов: красного, желтого, зелёного.
Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.
-Что означают эти цвета?
Дети. Красный - стой.
Жёлтый – приготовься.
Зелёный - иди.
У. Правильно. Первый светофор появился в 1868 году в центре Лондона, в Англии. Внутри светофора стоял газовый светильник. В 1914 году в США появился первый электрический светофор. Он имел всего два сигнала: красный и зелёный. В 1929 году светофор появился в Москве.
У. -Важно ли понимать сигналы светофора? Как они нам помогают?
Д. -Они помогают нам правильно переходить улицу.
V. Словарная работа.
Учитель. «Светофорчик» приготовил вам задание. Он хочет знать, как вы помните наши беседы по правилам дорожного движения. Ответы вы запишите в тетрадь, поставите ударение и подчеркнёте безударную гласную.
1. Как называется часть загородной дороги? (Обочина)
2. Как называется место, где ожидают транспорт?(Остановка)
3. Не похож я на коня, но седло есть у меня
Спицы есть, они признаться,
Для вязанья не годятся,
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я- так и знай. (Велосипед)
4. Как называют участника дорожного движения?(пешеход)
5. Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе)
6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?
(Перекрёсток)
7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?(Тротуар)
8. На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу. (Светофор)
9. Шагаешь - впереди лежит,
Оглянешься - домой бежит. (Дорога)
У.- Молодцы. Вы правильно назвали все слова.
-Посмотрите, к какой части речи относятся эти слова?
Д. -К имени существительному.
У.- На какие группы можно разделить эти существительные?
Д.- На одушевлённые и неодушевлённые. По родам.
У. –Какое слово лишнее?
Д. – Пешеход. Потому что это существительное одушевлённое, а остальные неодушевлённые.
У. -Правильно.
VI. Физкультминутка.
Учитель показывает три круга- красный, жёлтый и зелёный. На красный- дети стоят тихо. На жёлтый – хлопают в ладоши, зелёный- топают ногами, как будто идут.
VII. Закрепление изученного материала. Работа в группах
( дифференцированно).
У. -На доске написаны слова с пропущенными буквами.
Автмобиль, г...р...д, пссжир, вгон, трллейбус, мшина,вдитель, шфёр, клесо, ост.новка, дрога, стянка, шссе, тртуар.
1 группа – спишите, вставьте пропущенные буквы.
2 группа – разделите на три группы, спишите, вставьте буквы.
3 группа – составьте с этими словами предложения, запишите.
Проверка заданий.
VIII. Развитие орфографической зоркости.
«Светофорчик» вам предлагает следующее задание: найти ошибку и прочитать с выражением. (Текст на карточках. Дети, работая в парах, находят ошибки.)
Учитель открывает текст на доске и предлагает детям проверить его
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Учитель: Что вы взяли для себя из этого стихотворения?
Дети: не торопиться, пропустить транспорт, а потом переходить дорогу.
IX. Самостоятельная работа.
Учитель: «Светофорчик» передал мне письмо. Вам необходимо вместо прочерков вставить подходящие слова и указать падеж существительных.
Возьмите карточки, вставьте слова и укажите падеж.
Широкая ________, словно разделена пополам. На каждой её половине машины бегут в одну сторону. Тебе нужно перейти _______. На перекрёстке нет ни светофора, ни регулировщика. Прежде чем ступить на ________, выбери самое безопасное место, где _________ хорошо просматривается в обе стороны. Если поблизости нет транспорта, начинай переходить ________. Переходи ________ по прямой.
Проверка задания. Дети сдают карточки на проверку учителю.
X. Итог урока. Рефлексия.
Правила существуют везде. И на дорогах тоже. Им нужно подчиняться, чтобы не случилась беда.
- Что вам понравилось на уроке?
- Чему научил вас этот урок?
Встаньте те, кто считает, что этот урок очень пригодится в жизни.
Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, помнить о «Правилах дорожного движения»
XI. Домашнее задание.
Написать рассказ «Моя дорога в школу».
Выставление оценок за работу на уроке.
15