Методическая разработка на тему : Первый русский ученый (К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУ № 4 ДЗМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по специальности 060109 Сестринское дело 060110 Лабораторная диагностика Тема : « Первый русский ученый» 2011 год 2 авторы: Лежанкова Любовь Геннадьевна, преподаватель русского языка и культуры речи первой квалификационной категории ГБОУ СПО « МУ № 4 ДЗМ» Рецензенты: внешний – Романов а Л.К ., преподаватель высшей квалификационной категории МЭСИ внутренний – Каргинова И.А. , преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО « МУ № 4 ДЗМ» . ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией №1 ГОУ СПО МУ №4 Протокол № _ _ Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для группы специаль - ностей 060109 Сестринское дело 060110 Лабораторная диагностика от « » декабря 2011 года Заместитель директора Председатель ЦМК №1 по учебной работе Девятовская Л.Ю. Епишина Е.В. 3 Пояснительная записка. Методическая разработка внеклассного мероприят ия (студенческ ий проект) по теме : «ПЕРВЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ» к 300 - летию Михаила Васильевича Ломоносова предназначена для преподавателей общеобразовательного цикла, в том числе русского языка и культуры речи. Материал проекта отражает этапы становления русско го ученого, его вклад в развитие фундаментальных наук, русского языка и литературы, прикладного искусства. Поэтому данная разработка может быть использована как для проведения занятий по литературе, истории, химии, так и внеклассного мероприятия со студен тами 1, 2 и 3 курса, т.к. выбранная тема очень актуальна для обсуждения в связи с юбилейной датой великого русского ученого. Вне аудиторное мероприятие « Первый русский ученый » имеет следующие цели и задачи : Цели: 1. Повысить мотивацию интеллектуального развития студентов. 2. Разви ть навыки профессиональной коммуникации , активизировать формировани е компетентного специалиста. 3 . Обеспеч ить взаимосвязь социальной, культурной и языковой ориентации в поликультурной среде. 4. Формировать языковые компетенции студентов. 5. Развивать навыки устной и письменной речи, публичных выступлений. 6 . Поощр ить студентов в стремлении изучать общеобразовательные дисциплины . 7 . Формирова ть навыки работы по поиску необходим ой информации . 8. Формировать навык и использования современных информационных технологий при подготовке и презентации сообщений и докладов. 9. Воспитать в студентах чувство отзывчивости, ответственности, патриотизма. Мероприятие подготовлено в виде проекта с использованием материально - технического оснащения (экран, ноутбук, мультимедийная установка , магнитофон, музыкальные инструменты) . На экране представлен а презентация , отражающ ая см ысл текста. Текст оформлен муз ыкальным сопровождением, фрагментами документального фильма, исполнением студентами русских народных песен и отрывков классических музыкальных произведений ,чтением стихов русских и современных авторов. Методическая разработка внеклассного мероприятия с одержит: - титульный лист - рецензию ( внутреннюю и внешнюю) ; - пояснительную записк у; - содержание проекта; - этапы работы над проектом, - м еждисциплинарные связи ; - оснащение мероприятия; - методический блок ( цели и задачи, хронокарта ); - информацио нный блок (материалы проекта); - заключение - приложение (список используемой литературы, слайды мультимедийной презентации) 4 Содержание проекта. №№ п/п Раздел Стр. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Пояснительная записка Этапы работы над проектом Методический блок Информационный блок (материалы проекта) Литература Приложение - Презентация по теме. 3 5 6 - 9 10 - 20 21 22 5 Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный.  Формирование инициативной группы ( подгруппа 26 группы и студенты 32 группы, в которых работают преподаватели Лежанкова и Крючкова, всего 12 студе нтов)  Формирование творческих коллективов (докладчики, чтецы, певцы, художники, работающие с техникой и т.д.), которых объединяет инициативная группа  Определение и обсуждение темы мероприятия и тем выступлений(тема мероприятия предложена преподавателем и связана с юбилейной датой М.В.Ломоносова  Определение основных целей и задач проекта.  Разработка, редакция и репетиция проекта. 2. Планирование.  Определение источников информации ( научная, учебная и художественная литература, энциклопедические справочники, Интернет , художественный и документальный фильм ).  Определение сбора информации и ее редакция ( использование компьютерных носителей информации, ксерокопий, печатной продукции , записей музыкальных произ ведений, фрагментов фильма ). 3. Подготовка проекта.  Определение времени на каждый этап.  Поиск, накопление, редакция и анализ информации. 4. Оформление результатов.  Формы отчета – проект , сл айды мультимедийной презентации,номера художественной самодеяте льности. 5. Отчет о работе.  Общеучилищное мероприятие, на которое приглашаются представители администрации, преподаватели различных дисциплин, студенты.  Представление проекта, демонстрация презентаций, выступление студентов с докладами и н омерами художественной самодеятельности. 6. Оценка работы студентов.  Проводится после проведения мероприятия, учитывается рецензия экспертов из числа преподавателей. 6 Методический блок 7 Цели и задачи внеклассного мероприятия. Цели:  Повысить мотивацию изучения общеобразовательных дисциплин .  Показать значение науки в жизни людей.  Обеспечить взаимосвязь социальной, культурной и языковой ориентации в поликультурной среде. За дачи:  Развивать интеллектуальный уровень студентов.  Развивать навыки выразительного чтения и публичного выступления студентов.  Формировать навыки работы студентов по поиску необходимой информации на определенную тему.  Поощрить студентов в стремлении из учать дополнительные источники информации .  Формировать навыки использования современных информационных технологий при подготовке и презентации докладов .  Воспитать в студентах чувство отзывчивости и ответственности, чувство патриотизма. 8 Хронокарта п/п Содержание Докладчик Время 1. Вступительное слово Преподаватель Крючкова Г.В. 5 мин 2. Выступление ведущих на протяжении всего мероприятия Демонстрация фрагмента документального фильма «Михаил Васильевич Ломоносов» Абрамова Маргарита, Валиахметова Фарида, Горошанский Александр, Гавришкевич Дарья, Даянова Севда, Жупикова Анастасия, Люкманова Юлия, Макина Юлия, Наливайко Антон и Гераскин Алекс ей,Голошумова Настя 45 мин 5 минут 3. Заключительное слово преподавателя Лежанковой Л.Г. 5 мин Общее время: 60 мин Примечание: время демонстрации слайдов не указывается, так к ак демонстрация слайдов происходит непосредственно во время выступления студентов и не требует дополнительных временных затрат. 9 Место проведения и оформление сцены. 1. Место проведения: актовый зал медицинского училища. 2. Оформление: на сцене – экран; у стены - стеллаж с рефератами студентов по данной теме. Оснащение мероприятия. Компьютер Мультимедийный проектор Экран Микрофоны Магнитофон DVD диск со слайдами по теме проекта Пианино 10 Информационный блок ( материалы проекта ) 11 Триста лет назад родился русский самородок, ставший выдающимся ученым, опередивший с вое время на сотни лет, - Михаил Васильевич Ломоносов. Этому великому человеку, прославившему Россию, мы посвящаем наш Проект. ( Звучит духовная музыка, звон колоколов ) «Я перед ликом будущего прав… Сварлив и жел чен? Разве дело в этом?» Напудренные букли разметав, Он дышит чахлым петербургским летом. «О, сколь бледна чухонская заря, Сколь страшен дым эфирного зиянья! Но как познать натуру янтаря, Волшебный свет полярного сиянья! Материя, ты – всех жив ущих мать! Поэзия, ты мне была сестрою! Космические волны осязать Дозволено пророку иль герою». Росу роняет с голубых ветвей Казенный сад, нахмурившись убого. А может, зря, российский Прометей, Ты в человеке ищешь полубога?! Вот скачет запоздавший ген ерал. А будочник что статуя у тумбы. Откуда выйдут, как ты предрекал, Российские Невтоны и Колумбы? И тяжек Академии венец. «Уйди от зла и не желай их блага! Скопцы и немцы... И любой мудрец И глуп и туп, как мерзлая навага. Подсиживанья, сплетни... Каждый день! Ужель величье остается втуне? А помните, как в младости в Мезень Я хаживал на беломорской шхуне? Пыл юности недаром берегу. Ведь не возьмешь — стою единорогом. Вы беситесь — простому мужику Пришлось сравняться с изначальным богом!» Земля с гущает розоватый пар, Молчит Нева, похожая на Лету, Земля хладеет, как Готторпский шар, И тишина сопутствует рассвету. Он слышит шум форштевней и ветрил, Полночный грохот океанских хлябей, И высоту сверкающих светил Определяют сотни астролябий. Еще н е всё! Орлиный длится сон. 12 Алмазы в недрах плачут и искрятся, И в темных копях мечется Плутон Под острою киркою рудознатца. «Ужо! Свершится сей великий миг», — И он заре протягивает руку, Спокойный, как куростровской мужик, Постигший навигацкую науку. Вокруг легла, прекрасна и светла, Оледенев, огромная Россия... И есть еще: Небесные тела, И Вечность, и Бессмертье, и Химия. (Сергей Николаевич Марков. Ломоносов. 1936 г.) Первый русский ученый - естествоиспытат ель мирового значения родился 8 (19 ноября) 1711 года в глухой деревушке Денисовка ( ныне село Ломоносово) около села Холмогоры Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Один из самых образованных людей тех мест, он сам учился в Москве на священника. Дома у него была большая библиотека. Дочерью дьякона была мать Михаила Ломоносова Елена Ивановна, она очень рано умерла, и мальчик рос с мачеха ми. Михайло Ломоносов получил хорошее домашнее образование, но мечтал заниматься наукой в высшем учебном заведении. Отношения, особенно со второй мачехой, у юноши не ладились, она не приветствовала увлечение Михаила Васильевича чтением и хотела его как можно раньше женить. Возможно, именно тогда познакомился будущий ученый с народной песней и стал активным ее слушателем. Звучит русская народная песня XVIII века «Лучинушка», которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. Фрагмент фильм а о Ломоносове Учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х.Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга И.Генкеля. Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Студен ты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать н аучно обоснованные выводы и заключения. Возможно, в этот счастливый период студенческой жизни будущий ученый встречался со знаменитым композитором или слушал его творения 13 З вучит отрывок из произведения И.С.Баха Химия к середине 18 века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали. Ломоносов по - новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. « Широ ко распростирает химия руки свои в дел а человеческие …», - говорил великий ученый. За границей пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии, первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Ломоносов считал химию своей “главной профессией”, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. ”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком ”, - писал он. Для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только ч ерез 6 лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году. Химическая лаборатория стала местом, гд е Михаил Васильевич в 50 - ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова : в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптик ой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла. Ученому удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом. А ведь до Ломоносова «золотые рубины» умели делать только древние ассирийцы, но их рецепты были утеряны. Осенью 1752 года Михаил Васильевич преподнес императрице Елизавете Петровне изготовленный им мозаичный образ Божией Матери. Пять с половиной месяцев трудился он над произведением. Немного позже вместе с учениками было изготов лено мозаичное панно , посвященное Петру Первому и апостолу Павлу. 14 Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборато рия, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие “пробные весы в стеклянном футляре”, пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. Точность же, с какой Ломоносов производил взвешивания при своих химических опытах, достигала, в переводе на современные меры, 0.0003 грамма. В сво ей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно - техническую работу, выполняя поручения различных ведомств. Он производил анализы минералов и образцов руд, солей и других продуктов, присылаемых со всех концов России, в том числе и с нашего С евера. Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов. В труде “Первые основания металлургии, или рудных дел” (1763 г.) он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения. Доказывал органическое происхождение нефти, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из сер ных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот. Ломоносов обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в химических реакциях; изложил основы своего корпускулярного (атомно - молекулярного) учения, получившего развитие л ишь спустя столетие; выдвинул кинетическую теорию теплоты; обосновал необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название “физическая химия”, а для практической части - “техническая химия”. В своём знаменитом “Слове о пользе химии” (1751 г.), произнесённом на публичном собрании Академии наук, Ломоносов ещё раз подчеркнул, что для успеха химической науки “ требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке ...“ Ломоносов был автором первого в мире “Курса истинной физической химии” (1752 - 1754 гг.): “Ф изическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях ”. Михаил Васильевич в ерно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии. В 1752 - 1753 гг. он читал для студентов курс “Введение в истинную физическую химию”. Ломоносовым было написано много книг, касающихся химии: “Элементы математической х имии” (1741 г.), “О слоях земных” (1742 г.), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 г.), “Слово о пользе химии” (1751 г.), “Слово о пользе стекла” (1752 г.) и многие другие. Ученый изучал растворимость солей при разных температурах, исследовал в лияние электрического тока на растворы солей, установил факты понижения температуры при растворении солей 15 и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Создал различные приборы (вискозиметр, прибор для фильтрования под вакуумом , прибор для определения твердости, газовый барометр, пирометр, котел для исследования веществ при низком и высоком давлениях), достаточно точно градуировал термометры. Одним из конкретных проявлений всеобщего закона природы был открытый и эксперимен тально подтвержденный Ломоносовым закон сохранения вещества при химических превращениях, установление которого долгое время совершенно несправедливо приписывалось французскому химику Антуану Лорану Лавуазье (1743 — 1794). Предложенный Ломоносовым всеобщий закон природы включает в себя и закон сохранения энергии, вошедший в науку лишь в середине XIX века: “Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение пол учает ”. Важное для своего времени открытие электрических зарядов также принадлежит М.В.Ломоносову. Ученый был уверен, что использование электричества откроет перед наукой « великую надежду к благополучию человеческому ». Жизнь полност ью подтвердила это предвидение великого ученого. Причиной теплоты М.В.Ломоносов считал «коловратное», т.е. вращательное движение частиц, составляющих тело, а температура и степень нагрева тела является мерой интенсивности движения частиц. В диссертаци и «Размышление о причине теплоты и холода» Ломоносов обосновал молекулярно - кинетическую теорию теплоты и ряд физических принципов, в частности, существования абсолютного нуля (при котором прекращается движение частиц материи). В этой же работе ученый подве рг критике теорию теплорода, которая господствовала тогда в науке. Представление о теплоте как о виде движения стало общепринятой в науке только в 70 - х годах 19 века. На основе молекулярно - кинетической теории теплоты возникла кинетическая теория газов, ее основные положения изложены в диссертации «О рождении и природе селитры». Ученый считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Теоретические выводы по результат ам своих исследований световых явлений М.В.Ломоносов обобщил в «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющую». Подобно Декарту, ученый принимает концепцию, согласно которой мировое пространство, где происходят световые явления, заполне но эфиром. Движение мельчайших частичек эфира и создают световые явления. Взгляды Ломоносова на природу света 16 и цвета являются важным звеном в развитии учения о свете, несмотря на то, что сегодня они кажутся наивными. Ведь он впервые сделал попытку установ ить связь между тепловыми, химическими, световыми и электрическими процессами, происходящими в природе. Далеко опережая современную науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котор ом даже «камни, как вода, кипят». Загадкой его времени была и природа комет. Ученый высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительн о участвуют солнечные лучи. В 1761 году Ломоносов вместе с учеными других стран наблюдал за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Но только русский ученый сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по - видимому, более плотная, чем атмосфер а Земли. Одного этого открытия было бы достаточно , чтобы сохранить в веках имя Ломоносова. Труды Ломоносова в области литературы, филологии, мозаичного искусства ознаменовали новый подъем национальной культуры России. Трудно представить себе развит ие в России литературного языка, поэзии, русской грамматики без основополагающих трудов Ломоносова. Под прямым или косвенным влиянием Ломоносова выросло целое поколение русских людей, которые восприняли его передовые идеи и развили их дальше. О величии с воего родного языка М.В.Ломоносов писал: … в русском языке « великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка». В 40 - е годы вышла в свет «Риторика», содержащая свод правил литературного языка. Этой научной работой Ломоносов утвердил начала русской литературной речи. Деятельность ученого была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших собою литературный язык в 18 веке. Свои теоретические положения Михаил Васильевич подтверждал выдержками из художественной литературы, отрывками из собственных произведений. В 1755 году Ломоносов завершил работу над большим филологическим исследован ием под названием «Российская грамматика», в котором первым попытался установить нормы русского литературного произношения, в его основу положил «говор Москвы» .Он выдвинул три принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и исторический. На э ти принципы опирается и современная орфография. Правильность своих теоретических положений Ломоносов подтверждал своим литературным творчеством. По словам А.С.Пушкина, слог Ломоносова был « ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от 17 г лубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным». Подлинным преобразователем выступил Ломоносов и в литературно - художественном творчестве. В.Г.Белинский назвал его « Петром Великим русской литератур ы». Новаторство его как поэта опиралось на глубокие традиции русской культуры, русского народного творчества, что особенно ярко сказалось в смелом преодолении той реформы русского стихосложения, которая была предложена в 1735 г.В.К.Тредиаковским. Силлабо - тони ческая система стихосложения, в основных чертах сохранившаяся в русской поэзии до наших дней, теоретически обоснована Ломоносовым в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) и блестяще подтверждена его собственным поэтическим творчеством. Богатс тво идейного содержания, гражданская тематика и патриотическая направленность – вот те основные требования, которые предъявлял Ломоносов к современной ему поэзии. Ими пронизано все его литературное творчество, во многом обращенное к потомкам: «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать. Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». / Отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» /. О том, что знаменитый ученый «искренно любил свой народ и желал ему счастья, понимая в чем оно состоит», свидетельствуют многочисленные его статьи по вопросам общественного характера, ряд проектов, сохранившихся лишь отчасти, больше в отрывках, в черновых бумагах: «Рассуждение о размножении и сохранении российск ого народа», «О истреблении праздности», «О исправлении нравов и о большем народа просвещении», «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств», «О лучшей государственной экономии», «О сохранении военного искусства во время долговременного мира» . Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. В 1755 году по проекту Ломоносова и И.И.Шувалова был организован Московский университет, нося щий ныне имя Ломоносова. Университет был учрежден 25 января , в Татьянин день. 18 А.С.Пушкин писал : « Он создал первый университет, он, лучше сказать ,сам был первым нашим университетом». В конце 50 - х годов пришлось Михаилу Васильевичу заняться изучением русской истории. Опровергая теории иностранных историков, ученый пишет «Краткий Российский летописец с родословием», а потом и «Древнюю Российскую историю». Уже тогда Михаил Васильевич ощущал проблемы со здоровьем. А в марте 1765 года уч еный сильно простудился. Через месяц, 4 апреля 1765 года, его не стало. Но остались после него дела, во славу России совершенные. Остались ученики – ученые, художники – те, кто продолжил его начинания. Осталась вторая дочь – Елена Михайловна. Она вышла з амуж за Алексея Алексеевича Константинова, библиотекаря Екатерины П.Одна из их дочерей, Софья Алексеевна, стала женой знаменитого генерала Н.Н.Раевского. А их дочь, Мария Николаевна, правнучка Ломоносова, вышла замуж на князя Сергея Волконского, будущего декабриста и последовала за своим мужем в Сибирь. На могиле Михаила Васильевича Ломоносова, на Лазаревском кладбище Александро – Невской лавры в Петербурге, поставлен его почитателем , графом Воронцовым, памятник белого мрамора, с надписью и рисунком его произведения; другой почитатель, граф А.П.Шувалов, сочинил на французском языке оду, где воздал должное заслугам Ломоносова. Современный художник Илья Глазунов поместил изображение великого ученого в центре своего философско - исторического ху дожественного полотна «Вечная Россия» как глубокого историка, яростно критиковавшего норманнскую теорию призвания на Русь варягов - правителей из - за моря. Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках. История, конеч но, не повторяется. Вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Наука сейчас ушла далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. Но вс егда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством. Писатели и поэты трех столетий посвящали свои произведения этому г ению. Творчество и наука шли параллельно в судьбе Михаила Васильевича Ломоносова - об этом стихи Маргариты Алигер : 19 Опасен вихрей бег, но тишина страшней, — гласит строка великого помора. Прислушайся, и ты услышишь в ней шум серых парусов и скрип сн астей, гуденье беломорского простора. Седые гривы вознося до звёзд, дыша соленой горечью морскою, ломает мачты ледяной норд - ост, пропахший палтусиной и трескою. И юноша с Двины, из Холмогор, приобретает в этой грозной школе талант вставать ветрам наперек ор и навыки бесстрашия и воли. (...) Нет, ничего вокруг не проглядел могучий ум, внимательный и щедрый, Его пути — ветрам наперерез. Его стремленья — благо для народа. Жизнь человека — чудо из чудес! Всего - то пятьдесят четыре года! Нет тишины, да и поко я нет. Жизнь человека — вечное горенье. ...И первый русский университет, его надежда и его творенье. Он ликовал, он подготовил речь к открытью. А его не пригласили. Но он досаду стряхивает с плеч, — предела нет его народной силе. Не снизойдёт до мелочн ых обид и виду не покажет, не таковский! И — что уж там! — он создан, он стоит, наш первый, наш российский, наш московский. Теперь и в землю не обидно лечь. Свершён на свете под виг человека. И даже та несказанная речь не пропадёт... И минуло три века. Россией Ломоносов не забыт. (...) ( Маргарита Иосифовна Алигер Поэма «Ломоносов». 1952 г.) Заключительное слово. 20 Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому школьнику. Сегодня студенты нашего училища, в канун 300 - летия со дня рождения этого великого человека и ученого, рассказали нам о трудном пути в науку, о жизненных испытаниях, выпавших на его долю, развитии интересов и способностей человека энциклопедиче ских знаний. Мы сегодня услышали рассказ о становлении личности ученого, его вкладе в развитие мировой и российской науки. Мы вспоминаем имя Ломоносова в истории русского языка и литературы, искусства и культуры, физики и химии, истории России и эко номики, географии и астрономии. Имя ученого неразрывно связано с историей нашего города, становлением и развитием высшего образования в Москве и России. Сегодня самые трудолюбивые и талантливые студенты нашего училища своим активным участием и хороши м выступлением выразили уважение и поклонение памяти Первого русского ученого - Михаила Васильевича Ломоносова. Позвольте поблагодарить и представить этих ребят… Литература. 1. Шубинский В.И. Ломоносов :Всероссийский человек/ Валерий Шубинский . - М.: Молодая гвардия,2010. - 471с.. 2. Меншуткин Б.Н. Михаил Васильевич Ломоносов: Жизнеописание. - М. :Вузовская Книга,2009. - 140 с.с ил. 3. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников .Суждения потомков .Стихи и проза о нем./ Сост. Г.Е.Павлова и А.С.Орлов. - М.:Современник,1989. - 493 с .с ил. 4. Перевезенцев С.В.Михайло Ломоносов./Для старшего школьного возраста. Худ. Орлов Е.И. - М.: Белый город,2011. - 160 с.с ил.(Серия: Иллюстрированные словари). 5. Баландин Р.К.Сто великих гени ев. - М.:Вече,2006. - 480 с. 6. Календарь знаменательных дат 2011 год. 7. Документальный фильм «Михаил Васильевич Ломоносов». . 8. Изображения (фото и рисунки) получены из Интернета. Приложение дано на диске / 36 слайдов/