Конкурсная работа «Оазис — 2014» Номинации: Ландшафтный дизайн Учебно-опытный участок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сима Ашинского района Челябинской области
Конкурсная работа
«Оазис - 2014»
Номинации: Ландшафтный дизайн
Учебно-опытный участок
Директор школы: Мартынова Марина Германовна
Заведующие участком: учителя биологии
Чистякова Татьяна Сергеевна,
Тимофеева Ольга Владимировна
Сим 2014
Содержание:
Общие сведения о территории МОУ СОШ №1:
Год сдачи в эксплуатацию;
Общая характеристика территории;
Графический план;
Многообразие способов цветочно-декоративного оформления;
Ассортимент древесно-кустарниковых насаждений и цветочно-декоративных растений;
Значение озеленения в учебно-воспитательном процессе.
Характеристика учебно-опытного участка:
Планировка учебно-опытного участка;
Площадь учебно-опытного участка;
Материальная база, отделы участка;
Ведение опытнической работы и её результативность;
Отдел лекарственных растений.
1.Год сдачи в эксплуатацию;
Учреждение сдано в эксплуатацию в августе 1963 года.
2.Общие сведения о территории образовательного учреждения.
Общая площадь территории составляет 1,5 га, полностью ограждена и включает в себя несколько учебных площадок: здание школы, хозяйственные постройки, спортплощадка (0,5 га), учебно-опытный участок (0,7 га).
3.Графический план.
Задачей планировки пришкольного учебно-опытного участка является рациональное распределение территории между всеми структурными звеньями. Поэтому наиболее целесообразными участками и отделами являются:
Производственный отдел:
участок плодово-ягодных культур
участок полевых культур;
участок овощных культур
участок лекарственных растений
участок опытнической работы
Коллекционный отдел:
многолетники и двулетники;
многолетники, не зимующие в открытом грунте;
однолетники;
участок морфологии;
участок систематики
участок начальных классов
участок пряных и листовых культур
Декоративный отдел:
многолетники и двулетники;
многолетники, не зимующие в открытом грунте;
однолетники
альпийская горка
дендрарий.
Графический план изображения территории.
Участок №1
Производственный
отдел
спортплощадка
Участок №3 Цветочно-декоративный отдел
Учебно-опытный участок прекрасен в любое время года.
Весна
Лето
Осень
Многообразие способов цветочно-декоративного оформления
В цветочно-декоративном оформлении использовались клумбы различной формы и размеров, рабатки, композиции, рокарий, древесно-кустарниковые насаждения, малые архитектурные формы.
Ассортимент древесно-кустарниковых насаждений
Древесно-кустарниковые насаждения включают широкий ассортимент растений: белый тополь, чёрный тополь, тополь дрожащий (осина), клён остролистный, клён американский, ель обыкновенная, берёза бородавчатая, сирень, вишня ашинская, яблоня домашняя, калина, жимолость, бузина, барбарис, жасмин, смородина.
Цветочно-декоративные культуры представлены следующими растениями: ирис, флоксы, аквилегия, лилия, астра, цинния, календула, василёк, аллисум, гвоздика, мальва, люпин, дельфиниум, рудбекия, сальвия, лаватера, пиретрум девичий, ландыш ,тагетис, пион, эшшольция, клещевина, виола, иберис, гладиолус, арабис, агератум, нарцисс, шнитт-лук, физалис, настурция, ипомея, дикий виноград, спаржа, амарант, кана,космея, лилейник, папоротник, петунья, георгина, барвинок.
Всего на территории пришкольного участка насчитывается более 70 видов растений.
Значение озеленения в учебно-воспитательном процессе.
Территория вокруг нашей школы является одним из красивейших мест нашего города благодаря творческой работе учащихся и преподавателей на пришкольном участке. Силами нашего коллектива проводятся работы по выращиванию саженцев и рассады, уходу за посадками, сбору семян, обработке почвы, озеленению территории. Все виды деятельности воспитывают трудолюбие, культуру растениеводства. Практическая деятельность является ведущим фактором становления экологической ответственности школьника (окружающей среды своей местности, привлечение внимания сил общественности к улучшению местной экологической ситуации). Это обеспечивает формирование экологической культуры, экологического мышления.
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Актуальность организации пространства пришкольного участка послужила идее обучения учащихся основам проектирования ландшафтного дизайна.
Проектирование является творческой практической деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний и выдается готовый продукт-проект. Применение знаний в новой ситуации, моделирование элементов трудовой деятельности специалистов развивает творческий потенциал учащихся, креативные качества личности. Процесс усвоения знаний при создании проекта включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по алгоритму и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях..
.Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна. Процесс проектирования подразумевает анализ данных предпроектной оценки, организацию общего пространства участка с конкретным зонированием, подбор ассортимента растений с целью создания устойчивой экосистемы, составление композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизайна и в конечном итоге – создание генерального плана и сопутствующей документации
Общение с природой способствует развитию национальной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности.
Озеленение школы учащимися усиливает их контакты с окружающим миром и создаёт оптимальные условия для осознания ими своей роли в качестве ответственных деятелей, участвующих в улучшении окружающей природной среды. В процессе озеленения территории развивается эстетическое чувство - чувство красоты, любви к родной школе, родному городу, Уралу.
Таким образом, работа по озеленению способствует трудовому, нравственному, экологическому, эстетическому, патриотическому воспитанию личности.
Пришкольный участок – это многофункциональная система, которая широко используется, как в учебном, так и воспитательном процессах.
Учащиеся приобретают конкретные знания:
о строении и жизнедеятельности растений;
о видовом многообразии растений;
экологических взаимосвязях между живыми организмами и неживой природой;
о практическом значении культурных растений (пищевые, декоративные, кормовые, технические, лекарственные, средства защиты от пыли, шума, поедания).
Приобретают практические навыки:
обработки почвы (перекопка, рыхление, внесение удобрений, полив);
агротехнике возделывания культур (сроки посева, глубина заделки семян, способы вегетативного размножения, выращивание рассады, пикировка, прищипывание, окучивание, прополка, прореживание);
сбора растений и изготовление гербария.
Каждый отдел нашего участка используется для решения определенных задач.
Декоративный отдел:
Формирование навыков работы с информационными ресурсами, литературой при разработке дизайна.
Эстетическое воспитание - формирование чувства прекрасного.
Экологическое воспитание-
на участке имеются зоны естественного ландшафта, на примере которых изучается видовое многообразие, взаимосвязи в экосистемах,
изучение растений разных климатических зон, материков,
природоохранная деятельность: развешиваем кормушки, скворечники,
показывает применение озеленения с целью защиты от выхлопных газов, шумовых раздражителей, так как здание школы расположено рядом с центральной дорогой с автомобильным движением.
Формирование и развитие умений и навыков фенологических наблюдений.
Формирование практических навыков агротехники: перекопка, рыхление, подкормка, полив , посев, выращивание и высадка рассады декоративных культур.
Коллекционный отдел:
Главное применение – это изучение растений разных систематических групп, жизненных форм, растений с разной продолжительностью жизни.
На данном участке имеется питомник для выращивания растений, которые используются в декоративном отделе.
Формирование навыков агротехники: разбивка грядок, сбор семян.
Производственный отдел:
Формирование умений и навыков опытнической, исследовательской работы: целеполагания, постановки опыта, наблюдения ,сбора информации, анализа полученных результатов, обобщения, формулирования выводов.
Экономическое воспитание – выращенная продукция реализуется через столовую, продается населению, полученные деньги в дальнейшем используются на приобретение семян.
Изучение важнейших продовольственных культур нашего региона.
Формирование основных навыков агротехники ухода за овощными культурами, кроме того навыков компостирования вегетативного размножения, окучивания; умений и навыков обрезки, формирования кроны плодово-ягодных культур.
Кроме этого растения всех отделов используются для изготовления коллекций, гербариев.
Экскурсии и практические работы.
1-4 класс:
Экскурсии:
«Овощные огородные растения»
«Весенние явления в природе»,
«Плодово-ягодные растения»,
«Осень в природе».
Практические работы:
«Сбор семян цветов»,
«Посев фасоли, гороха, моркови, свеклы»,
«Высадка рассады томатов».
5-9 класс:
Экскурсии:
«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
«Зимние явления в жизни растений.»
«Природное сообщество и человек.»
«Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.»
Практические работы:
«Вегетативное размножение растений»,
«Посев семян.»
«Насекомые - вредители».
10-11 класс:
Экскурсии:
1. «Компоненты экосистемы»
2 «Причины многообразия видов в природе.»
Практические работы:
«Морфологический критерий вида»,
«Изменчивость»,
«Фенотипы местных сортов растений»,
«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»,
«Приспособленность к среде обитания».
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Охранять и привлекать птиц, изготовить и развесить скворечники, отремонтировать старые.
Сделать и развесить кормушки не менее 2 на каждый класс.
Провести утренник «Птицы наши друзья».
Охранять насаженные деревья и кустарники, и наблюдать за их развитием.
Выращивать цветы в цветнике. Уход за растениями.
Пополнить дендрологический отдел новыми породами деревьев и кустарников.
Вести фенологические наблюдения за растениями.
Посадить комнатные растения.
Собрать гербарный материал «культурные растения нашего района».
Оформить коллекцию «Вредители сада, поля, огорода, территории.
Организовать сбор лекарственных растений.
Оживить работу «Зеленого патруля».
Праздник, посвященный Дню Земли.
2.Характеристика учебно-опытного участка.
Отделы учебно–опытного участка
Число представленных видов и сортов растений
Полевых культур
15
Овощных культур
30
Плодово-ягодных культур
В том числе:
- сад
- ягодники
16
10
6
Лекарственных растений
17
Цветочно-декоративных культур
60
Дендрарий
16
Биологии растений
100
.
.
Планировка учебно-опытного участка.
При планировании участка не следует придерживаться стандартов, а в зависимости от его размеров, конфигурации, возможностей водоснабжения и контингента учащихся нужно педагогически обоснованно и агрономически правильно расположить все отделы и постройки.
В целях правильного использования земельной площади, повышения плодородия почвы, рациональной борьбы с сорняками и получения высоких урожаев во всех основных отделах пришкольного участка необходимо организовать севообороты. Их схемы и ротации, по возможности, должны быть такими же, как в производственных хозяйствах данной зоны. Севооборот обязан стать организационной формой опытнической работы учащихся и приучать их к правильному использованию земли как главного фактора производства в сельском хозяйстве.
Учебно-опытный участок должен иметь прежде всего познавательное и воспитывающее значение. Поэтому к организации участка и постановке работы на нем следует привлечь весь учительский и ученический коллектив школы, его комсомольскую и пионерскую организации, родительский комитет. Дирекции школы вместе с учителем биологии надо тщательно продумать, как будет использован участок, какую площадь займет каждый из его отделов и каждая культура в отделе, где будут размещены учебные и вспомогательные помещения и др. Все это отмечается в общем плане участка, который следует вычертить в крупном масштабе.
Далее составляется тематический план опытной работы на участке, размещения опытных делянок для работы по классам и для кружка юннатов, график работы учащихся в летний период, потребность в инвентаре, семенах и посадочном материале, удобрениях и т.д.
План работы на учебно-опытном участке как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы
1.Производственный отдел
Лекарственные растения
Производственный отдел
Овощной отдел
Опытный участок Плодово-ягодный отдел
и питомник
2.Коллекционный отдел
Отдел семенной семейство семейство семейство
Генетики отдел крестоцветных сложноцветных лилейных
Семейство Семейство Семейство
Розоцветных бобовых паслёновых
Семейство Семейство
маревых зонтичных Многолетники Многолетники
3.Декоративный отдел.
Цветочно-декоративный отдел Цветочно-декоративный
Цветочно-декоративный отдел Рокарий
Дендрарий Дендрарий
Цветочно-декоративный Цветочно-декоративный
Дендрарий
Площадь участка 0,7 га;
Материальная база:
- Хозяйственные постройки - 1 единица (склад для инвентаря);
- Инвентарь: лопаты - 5 штук;
лейки - 4 штуки;
грабли - 4 штуки;
рыхлители - 4 штуки;
носилки - 3 штуки;
вёдра - 5 штук;
огребалки - 3 штуки;
ящики для рассады - 10 штук;
удобрения минеральные - 3 кг
Шланг поливочный -2 штуки
Разбрызгиватели-1 штука
За последний период комфорт, удобство, безопасность работы значительно возросли: весенняя обработка почвы производится с помощью мотокультиваторов (с привлечением родителей учащихся), полив участков- с применением шлангов и разбрызгивателей
План работы на 2014 год.
№
Содержание работ
Срок
Ответственный
1.
Подготовка к сезонным работам
март
Учителя биологии
2
Составление плана работы на учебно-опытном участке
апрель
-. -
3
Разборка и приобретение семян, подготовка к посеву
апрель
- . -
4
Посев семян в ящики
апрель
- . -
5
Ремонт инвентаря
апрель
Учителя трудового обучения
6
Приобретение оборудования
апрель
Зам. директора по АХЧ
7
Подготовка посадочного материала
май
Учителя биологии
8
Составление плана участка
май
- . -
9
Подбор тем опытов
май
- . -
10
Уборка территории школы
Май
Учителя трудового обучения
11
Подготовка почвы к посеву
май
Учителя трудового обучения
12
Составление графика работ учащихся
май
Учителя биологии
13
Посев полевых и овощных культур, цветов
май
- . -
14
Посадка картофеля
май
- . -
15
Посадка теплолюбивых культур
июнь
- . -
16
уход за растениями
В течение лета
Классные руководители
17
Наблюдение за опытами
В течение лета
Учителя биологии
18
сбор лекарственных растений
август
Классные руководители
19
Сбор посадочного материала
август
Классные руководители
20
Сбор экспонатов для уроков биологии
сентябрь
Учителя биологии
21
Проведение осенних работ на участке
сентябрь
- . -
22
Оформление дневников опытнической работы
сентябрь
- . -
23
Реализация продукции
сентябрь
- . -
24
Подготовка к выставке
сентябрь
- . -
25
Оформление отчёта
октябрь
- . -
Характеристика отделов
Производственный отдел
Производственный отдел включает в себя сельскохозяйственные культуры уральского региона, знакомит с многообразием сортов, основами агротехники.
1.Овощной отдел
В этом отделе мы выращиваем основные растения в открытом грунте в условиях севооборота. В соответствии с программами по биологии и технологии с ними работают учащиеся 5-8-х классов.
Схема овощного севооборота:
кабачки
капуста
помидоры
лук
морковь
фасоль
свекла
В овощном отделе учащиеся выращивают однолетние и многолетние зеленые культуры для школьной столовой.
Однолетние зеленые культуры.
1. Листовые салаты: Берлинский желтый, Московский тепличный, Лолла – Росса, кресс – салат. Шпинат. Горчица листовая. Укроп. Кинза. Огурец.
Двулетние культуры.
1. Капуста.
2. Морковь.
3.Свекла.
Многолетние зеленые культуры.
1. Петрушка корневая.
2. Щавель грибовский.
3. Фенхель.
4. Сельдерей яблочный.
5. Пастернак.
Луковичные зеленые культуры.
Различные сорта лука, чеснок зимний и весенний.
На опытной части отдела учащиеся 6-х -7-х классов проводят с овощными растениями различные опыты.
2. Плодово-ягодный сад.
В октябре 1997 года на учебно-опытном участке был заложен плодово-ягодный сад, в котором высажены косточковые, семечковые, и ягодные культуры. Ежегодно площадь сада расширяется и пополняется новыми растениями. В настоящее время в саду произрастают следующие культуры:
Косточковые – вишня, слива.
Семечковые – яблоня, айва.
Ягодные – смородина черная и красная, крыжовник, малина.
Ягоды, выращенные в саду, используются для приготовления компотов в период работы летнего оздоровительного лагеря.
В плодово-ягодном саду работают учащиеся 8-х классов.
Трудовая практика
№ п/п
Срок
Класс
Руководитель практики
·1.
01.06-07.06
5 а
Тимофеева О.В.
2.
08.06-15.06
5 б
Тимофеева О.В.
3.
16.06-23.06
6а
Тимофеева О.В.
4.
24.06-1.07
7а
Тимофеева О.В.
5.
2.07-9.07
7б
Васильева А.Т.
6.
10.07-17.07
8а
Васильева А.Т.
7.
18.07-25.07
8б
Васильева А.Т.
8.
26.07-3.08
9а
Васильева А.Т.
9.
август
10а-11а
Чистякова Т.С.
ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда.
Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программой по биологии, которые актуальны в наших условиях и обеспечены семенами.
Задача любого опыта может быть решена путем сравнения. Поэтому для каждого опыта мы берем как минимум 2 делянки: опытная и контрольная. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений и на опытной и на контрольной делянках были одинаковы. Чтобы данные опыта могли считаться достоверными, площадь каждой делянки должна быть не менее 2м2. Далее мы составляем и вычерпываем схему расположения делянок на площади и приступаем к закладке опытов.
Тематика и результаты опытов.
Опыты проводят учащиеся 5 класса.
Опыт 1.
Тема: «Влияние прищипки главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого».
Цель: определить влияние прищипки верхней части главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого.
Бархатцы (Тагетес)
Латинское название: Tagetes.
Категории: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Семейство: сложноцветные(Compуsitae), или астровые (Asterбceae).
Родина: Центральная Америка.
Форма: травянистые растения.
Описание:
Бархатцы (тагетес) – очень распространенные растения. В природе существует более 30 видов. Стебли бархатцев прямые, более или менее разветвленные, высота 15-100 см (в зависимости от вида и сорта бархатцев). Листья бархатцев перисторассеченные, с зубчатыми ланцетовидными дольками. Чашечка колокольчатая. Цветки бархатцев одиночные на цилиндрических и несколько раздутых на верхушке цветоносах, состоят из лучистых язычковых цветков по краю и трубчатых в центре. Окраска соцветий бархатцев желтая, оранжевая, буро-красная и коричнево-бурая. Цветут бархатцы с июня до морозов. Всему растению свойственен специфический запах.
Для выращивания бархатцев место желательно выбирать солнечное, хотя они переносят полутень. К почве бархатцы нетребовательны. Размножать лучше семенами рассадным способом или прямым посевом в открытый грунт.
Варианты опыта.
Опыт – при прореживании всходов проводили прищипку главного побега.
Контроль – прищипку не проводим.
Схема опыта.
1
0,5м 1 м 0,5 м
1,5
Результаты опыта
Прищипка главного побега тагетиса привела к увеличению числа соцветий в среднем на 2 и к предварительному уменьшению высоты растений. Начало цветения тагетиса на контрольной делянке отмечено 10 июля, а на опытной - 16 июля, и продолжилось оно до заморозков. Массовое цветение, отцветание и созревание семян наступили у опытных растений позднее, чем у контрольных, в среднем на 6 дней.
Результаты работы показали, что прищипка главного побега тагетиса во время прореживания всходов при посеве семян в открытый грунт приводит к более обильному цветению.
Опыт 2.
Тема опыта: Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай.
Цель опыта: Установить какие сроки прореживания подходят к нашим условиям.
Культура – морковь
Сорт – Шантане
Биологические особенности культуры, хозяйственной значение.
Морковь двулетнее растение, травянисто, из семейства зонтичных: в первый год жизни образует корнеплод, а во второй год выгоняет цветоносный стебель и дает семена.
Морковь много сахаров, минеральных солей, витаминов. Семена моркови прорастают медленно: температура почвы 18 єС –через 8 дней, 11 єС – через 16 дней, а при 8 єС – лишь через 25 дней. Морковь теплолюбива. Всходы моркови выдерживают заморозки до 4єС. Однако, лучшая температура для развития моркови 18 – 20 єС. Из всех корнеплодов морковь наиболее отзывчива к обработке почвы, но менее прихотлива к питательным веществам. Для развития моркови нужно много влаги, особенно в период прорастания семян и в первые 3 – 4 недели после появления всходов. Недостаток влаги в почве снижает урожай и ухудшает качество корнеплода: он утрачивает сочность, становится деревянистым. В условиях излишней влажности корнеплод часто заболевает.
Морковь светолюбивое растение. Недостаток света приводит к вытягиванию растений и значительно снижает урожай. Поэтому своевременная прополка сорняков в рядах и прореживание растений совершенно необходимы для получения высоких урожаев. Площадь питания регулируют одно – двукратным прореживанием растений. В первый год роста и развития морковь больше берет из почвы азота и калия. Фосфора вначале она берет немного, но потом резко увеличивает его потребление.
Характеристика опыта:
Выделить землянки. На первой землянке произвести прореживание при наличии одного настоящего листка, на второй – двух листков, на третьем трех настоящих листков.
1/ I
2/ I
3/ II
2/ II
3/ II
Опыт проводят учащиеся 6 класса.
Опыт 3.
Тема опыта: Влияние прищипки плетей на развитие и урожайность плодов огурцов длинноплетевых сортов.
Цель опыта: Прищипыванием плетей главного стебля ускорит появление боковых плетей и образование первых плодов и тем самым добиться повынния урожая огурцов
Культура – огурцы
Сорт – Феникс
Биологические особенности культуры, хозяйственное значение.
Огурцы – однолетние травянистые растения из семейства тыквенных. Корневая система состоит из главного стержневого корня и многочисленных боковых, располагающихся горизонтально в поверхностных слоях почвы на глубине 15 – 20 см.
Огуречные растения стелются по земле и развивают длинную плеть, покрытую крупными листьями. Стебли быстро ветвятся, образуя боковые плетни. Уже через месяц после посева огуречные растения начинают цвести.
На плетнях первого порядка образуются мужские, а на плетнях второго порядка образуются женские цветки, на плетнях третьего порядка образуются женские цветки.
Огурцы принадлежат к теплолюбивым растениям. Температура ниже 0єС, хотя бы в течение нескольких часов, губительно действует на всходы, а в продолжение более длительного времени убивает и взрослые растения. Наилучшими условиями для развития огуречных растений являются плодородные участки, теплая солнечная погода, способствующая быстрому прогреванию почвы, теплые и частые дожди, обеспечивающие влажность почвы и воздуха.
. Чертеж – схема опыта
1/ I
2/ I
1/ II
2/ II
Методика опыта: В период цветения произвести прищипку стеблей на делянках 2/ I и 2/ II, а на 1 /I и 1/ II контрольные делянки. Посев произвести в один деньв учебное время.
Коллекционный отдел
В данном отделе растения используются для изготовления гербариев, необходимых при изучении различных тем в учебное время :
1. «Морфология растений»
.
Корни.
Стержневые – клевер, соя, сурепка.
Мочковатые – злаки.
Видоизмененные –
Корнеплоды – морковь, свекла, редька.
Воздушные – кукуруза.
Придаточные – помидоры, капуста (после окучивания)
Листья.
Простые – злаки, астра, ленок, календула, бальзамин.
Сложные – люпин, бархатцы, кореопсис, эшшольция.
Стебли .
Прямостоячие – злаки.
Ползучие – земляника, лапчатка гусиная.
Вьющиеся – фасоль.
Цепляющиеся – горох.
Укороченные – подорожник большой, средний ланцетолистный,
одуванчик лекарственный.
Видоизмененные:
1. Корневище – крапива, ирис, ландыш.
2. Клубень – однолетние георгины, картофель.
3. Луковица – лук, чеснок, нарцисс, гладиолус, тюльпан.
Цветы .
Обоеполые - петуния, бальзамин, эшшольция.
Однополые – огурцы, кабачки, цукини.
Двудомные -облепиха.
Виды опыления.
Насекомые – астра многолетняя, ромашка, душистый табак,.
Ветром – кукуруза.
Самоопыление – горох, пшеница, картофель, томаты.
Виды соцветий.
Кисть – люпин, крестоцветные.
Головка – разнообразные виды клевера.
Щиток – тысячелистник.
Початок – кукуруза.
Простой колос – подорожник большой.
Простой зонтик – чистотел.
Сложный колос – злаковые.
Корзинка – бархатцы, астра, циния.
Виды плодов.
Сухие:
Семянка – подсолнечник
Зерновка – злаковые (овес, ячмень, пшеница).
Боб – бобовые (горох, фасоль, соя).
Стручок – пастушья сумка, кресс – салат
Коробочка – ленок, мак, табак душистый.
Орешек – гречиха.
Сочные.
Ягодовидные – томаты, перец, картофель.
Тыквина – кабачки цукини.
Сборная костянка – малина.
2. Систематика растений.
В подотделе систематики растений проводятся занятия с учащимися по изучению таксономических единиц. На грядках высажены различные представители важнейших семейств однодольных и двудольных растений, изучаемых в курсе ботаники. Каждое семейство представлено как культурными, так и дикорастущими растениями.
1) Семейство Крестоцветные.
Алиссум, маттиола, кресс-салат, горчица, пастушья сумка, сурепка.
2) Семейство Бобовые.
Люпин, соя, горох нут, фасоль овощная, клевер.
3) Семейство Пасленовые.
Душистый табак, петуния, томаты, картофель, перец, баклажаны,
4) Семейство Розоцветные.
Земляника садовая, шиповник, малина, гравилат городской, манжетка обыкновенная.
5) Семейство Сложноцветные.
Астра, бархатцы, календула, циния, гайлардия, ромашка аптечная, василек синий.
6. Семейство Злаковые.
Пшеница, овес, ячмень, мятлик.
7) Семейство Лилейные.
Ландыш, тюльпан, лилейник, различные виды декоративных луков.
3. Экология растений
В подотделе экологии растений из крупных камней, песка и почвы сооружена альпийская горка, на которой высажены засухоустойчивые и светолюбивые растения: молодило, различные виды седумов, заячья капуста, примулы, алиссум, дернистые флоксы.
В данном учащиеся знакомятся с происхождением культурных растений, здесь на грядках высажены разнообразные цветочно – декоративные растения. Рядом с Картой мира зерновые и овощные культуры посажены на делянках в соответствии с их происхождением.
Северная Америка – гайлардия, рудбекия, люпин, эшшольция, кларкия, флоксы.
Южная Америка – настурция, петуния, циния, космея, душистый табак, бархатцы.
Центральная Америка – георгины.
Африка – гладиолус, резеда, бальзамин.
Европа – львиный зев, маргаритки, виола, нарцисс, тюльпан, календула.
Азия – астра, василек.
Австралия – гелихризум, аквилегия, лаватера.
Северная Америка - подсолнечник, фасоль, перец, табак, тыква.
Южная Америка – кукуруза, картофель, помидоры, земляника, баклажаны.
Африка – венечное сорго, клещевина.
Европа – капуста, лук, морковь, свекла, редька, пшеница.
Азия – рожь, овес, ячмень, горох, просо, соя, огурец, гречиха.
Декоративный отдел
Декоративный отдел включает в себя газоны и цветники, расположенные на всей территории школы. При организации отдела следует учитывать размещение древесно-кустарниковых пород, освещенность территории.
Использование и размещение цветочно-декоративных культур производить с учетом современных достижений цветочно-декоративного искусства.
Дизайн цветников
Клумба может быть круглой, прямоугольной, овальной, квадратной, многоугольной формы. По краю клумбы можно сделать небольшую полосу (10-20см.) газона или бордюра (от франц. bord - край) из низкорослых растений.
При подборе растений необходимо учитывать:
-требования гармоничного цветового сочетания;
-характер роста и высоту отдельных растений (чем выше растения, тем ближе они должны располагаться к центру клумбы);
- в центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно;
-избегать излишней измельченности и сложности рисунка.
Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения – низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком, декоративно-лиственные или длительно цветущие, устойчивые к неблагоприятным условиям внешней среды (виды функии, хосты, камнеломки, маргаритки, анютины глазки, низкорослые бархатцы).
Рабатка – прямоугольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожек по одной или двум ее сторонам или по центру. Она строится по принципу сменности цветения, составляется из нескольких растений. Рабатка может быть односторонней, растения высаживаются в ней в два или три ряда (более высокие растения на заднем плане). При устройстве двусторонней рабатки растения подбирают одинаковые по высоте или в центре высаживают высокие, а по краям более низкие, по внешнему краю бордюр из более низких растений. Наружные края ее ограничиваются газоном, мелкой плиткой, плоским камнем, дробленым кирпичом.
Миксбордер, или смешанный бордюр, создается из многолетников, двулетников и однолетников, расположенных в виде живописных пятен. Используется посадка равномерно цветущих растений. Наружный край ограничивается газоном, цветным песком, мелкой плиткой в виде каймы.
Модульный цветник – прием цветочного оформления, при котором на площади многократно повторяется в определенной системе пропорционально соразмерная фигура (модуль). Площадка цветника разбивается на модульную сетку, в основе которой определенная фигура – многоугольник, прямоугольник и т.п. В такие фигуры высаживают цветы, укладывают плитку, гальку, гравий и т.п. Рядовые посадки – вдоль дорожек (пионы, астильбы, лилии, георгины, тюльпаны, нарциссы, астры, бархатцы,сальвии). Красиво выглядят растения, посаженные по одному на фоне газона (пион, астильба или лилии, тюльпаны, астра).
2013 год
2014 год
Партер – это сложный цветник, включающий в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.
2012 год
2014 год
Газон
Каждому пришкольному участку присущ свой особенный облик. Отдельные элементы сада необходимо отделить друг от друга. Для этого лучшим решением является создание травянистого газона. Газон – это участок почвы, засеянный образующими плотный дерн злаками. Травянистую поверхность газона необходимо регулярно стричь. Таким образом, главные свойства газона – это ровная поверхность, плотный однородный дерн, устойчивость к вытаптыванию и, конечно, эстетичный вид.
Уход за газоном включает следующие обязательные виды работ:
-регулярная стрижка (не менее 20-30 раз за сезон);
-регулярный полив;
-подравнивание краев газона;
-внесение удобрений каждый сезон весной или в начале лета;
-прочесывание газона специальными граблями;
-уничтожение сорняков и мха по мере их проявления;
-проветривание газона прокалыванием
-регулярное подметание газона;
-прикатывание газона, в случае необходимости, газонным катком.
Чтобы сеять семена или укладывать дерн, нужно, в первую очередь, подготовить землю. Этапы подготовки участка следующие:
-очистка земли от мусора и сорняков;
-корчевание пней и лишних деревьев;
-тщательное выравнивание поверхности;
-прокладка дренажной системы;
-насыпка плодородного слоя с необходимыми удобрениями и подкормками;
-тщательная перекопка;
-удаление камешков и комьев земли, которые невозможно разбить и тщательно разрыхлить;
-утрамбовка плодородной почвы катком и придание ей идеально ровной поверхности;
-выдерживание участка под паром, чтобы избежать от спящих семян сорняков;
-рыхление верхнего слоя почвы;
-посев семян или настилка дерна;
-обильный полив;
-стрижка и уход за всходами.
Солитер – одиночные посадки цветочных или декоративно лиственных видов (мальва, амарант, пион, клещевина и т.п.)
Вертикальное озеленение
Наши традиции в формировании дизайна пришкольного участка
1.Субботник
В течение двух лет учащиеся школы выходят на уборку территории пришкольного участка и спортивной площадки.
2. Практическая работа «Семенное и вегетативное размножение растений» позволяет обеспечить нас посадочным материалом
Практическое задание выполнено!
Рассада ждет срока высадки в грунт.
3.Проектная деятельность учащихся.
Разработка проекта
Учащиеся 9 А класса обсуждают варианты дизайна пришкольного участка
Сначала рисуем модели будущих композиций
Реализация проекта
1. Готовые работы учащихся
«Черепаха» Бурдастых Юля 11 А
«Каникулы в Простоквашино»
- 9А,Б
«Домовенок» -Ткачева Катя 11
«Тропинка»- 6 Б
2.Аллея ветеранов заложена учителем литературы в 1974году при выходе на пенсию. Это начинание было поддержано другими педагогами Кузнецовой Валентиной Федоровной, Барановой Верой Ивановной, Фоминой Тамарой Дмитриевной.
В этом году аллея ветеранов пополнилась новыми кустами пионов
Харина Надежда Михайл
Буравцова Валентина Николаевна
- учитель математики
Зорина Нина Алексеевна
- учитель английского языка
3.Аллея выпускников.
В этом году в школе появилась новая традиция- заложена липовая аллея выпускников 25мая 2014 года.
Спустя 3 месяца
4. Летняя практика. Основной объем работ выполняется учащимися во время трудовой практики.
5.День птиц- внеурочная деятельность начального звена
13PAGE 15
Участок №2 Коллекционный отд Ш К ОЛ А
К
О
К
О