План-конспект урока по литературному уроку «Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого Детство (глава Ивины )»
План-конспект урока литературное чтение
Составитель: Рахманова Ирина Александровна
Класс – 4
Предметная тема урока: «Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого "Детство" (глава "Ивины ")»
Цели урока:
1)развивающий аспект:
развитие речи учащихся;
развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
формирование действий контроля и оценки;
2)познавательный аспект:
формирование общеучебного умения анализировать часть произведения',
формирование представления об особенностях жанра повести на материале одной главы;
формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.
3)воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание чувства сопереживания героям произведения, на формирование представления о таком качестве как,жестокость, немилосердие; а также на помощь учащимся понять осо6енности творчества молодого Толстого, какие факты отбирает Толстой из жизненных впечатлений, из пережитого, чтобы показать духовное становление молодого человека. Воспитание требовательности к себе.
Задачи урока:
- знакомство учащихся с понятием героя и понятием рассказчика;
освоение позиции читателя-исследователя;
исследование особенностей повествовательного произведения;
УУД: Познавательные : определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Регулятивные :формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные :формировать умение работать коллективно, в группах.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностные :формировать умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, сценарий урока.
Ход занятия
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивация учебных действий
-Объясните эпиграф к занятию.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое.
Евангелие от Луки,6;45
Дети высказывают свои мысли и предположения. Познавательные
-формировать познавательные интересы.
Коммуникативные:
- высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
Личностные: формировать умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
2.Этап актуализация знаний
Цель:учить последовательно идти к намеченной цели.
-С какими повествовательными-эпическими произведениями мы познакомились в этом учебном году.
-Какие особенности имеют эти произведения? Дети называют изученные произведения.
На доске фиксируются ответы детей.
-повествуется о событиях;
-существует рассказчик;
- автор использует свои приемы; Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу.
3.Постановка проблемы.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.
ЦелеполаганиеДома вы п -Дома вы познакомились с главой «Ивины» из повести Л.Н. Толстого «Детство».Можно ли его считать повествовательным-эпическим произведением? Почему? Давайте назовем основные события этой главы.
Назов-Вам понравилось произведение? Как вы думаете, почему герои произведения вели себя так, а ни как-то иначе. Назовите тему урока.
-Что нам необходимо сделать, чтобы разобраться в этом.
-Что необходимо знать, чтобы достаточно полно представить героев? Повествуется о событиях,существует рассказчик. Составление плана. План записывается на доске.
Встреча с гостями.
Портрет Сережи Ивина.
Воспоминание о первой встрече Николеньки и Сережи.
Чувство бескорыстной любви.
Рождение чувства лицемерия.
Радость встречи.
Особенности характера гувернера Ивиных.
Игра в палисаднике.
Портрет Иленьки Грапа.
Обидная «шалость» Сережи.
Конфликт между мальчишками и его разрешение.
Душевные переживания героев. Рождение нового чувства.
Ответы детей.
Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого "Детство"
Необходимо определить особенности характера героев произведения
Необходимо составить портретную характеристику, определить качества характера, их поступки. Познавательные: определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать еёРегулятивные: :формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
4.Проектирова-ние и фиксация нового знания.
Цель:учить самостоятельно
находить способ решения поставленной задачи.
-Работать предстоит по группам. Каждая группа готовит сообщения с опорой на текст об одном из героев повести. Назовите героев повести. Кто, по- вашему рассказывает о происходящих событиях? Дайте ему характеристику.
-Дети работают в группах. Находят характеристику героя в тексте и определяют особенности характера.
Сергей Ивин, гувернер Ивиных, Иленька Грап.
Герой- рассказчик.
Особенности характера фиксируются на листе бумаги.
Сергей Ивин : властный, самовлюбленный, эгоистичный, смелый, любит командовать другими, легко подчиняет их себе, жестокий, безжалостный.
Гувернер Ивиных: модный, самовлюбленный, демонстративный, самодовольный, любит женщин.
Иленька Грап: спокойный, тихий, услужливый, терпеливый, добродушный.
Герй-рассказчик: добрый, искренний, способен ошибаться и признавать свои ошибки, наблюдательный, чувствительный, способен на сильные дружеские чувства, в данном случае «слепо» верит в дружбу, самокритичный, верный.Заслушиваются ответы детей. Комуникативные:
-формировать умение работать коллективно, в группах.
Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
Регулятивные:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
5. Физминутка.
Упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.
6. Включение в систему знаний и закрепление.
-Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Да, действительно, в повести есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит).
-Дайте ему характеристику.
Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» - это тоже дневник, поскольку в нем рассказывается жизнь мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому.
Какие важные черты характера имеет его герой?
.
К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему?
-Что особенно привлекало Николеньку в Сергее?
-Какое событие позволило посмотреть герою на своего приятеля по-другому?
-Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа?
По-вашему, этот поступок Сергея и детей можно назвать жестоким?
Как герой-рассказчик оценивает свое поведение? Изменил ли он личное отношение к Сергею?
-В какой момент в главе ярко звучит голос самого автора?
-Какую роль играет в этом произведении герой-рассказчик?
Главный герой повести Николенька Иртенъев рассказывает о происходящих событиях. Он наделен автобиографическими чертами, очень близок самому автору.
-Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.
-К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.
-Сергей отличался находчивостью, умением организовывать игры, смелостью, бесстрашием. Именно таки его видел Николенька.
-Когда в гости к ребятам пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко: он заставил Иленьку находиться в неудобной позе при всех.
-Они и не предполагали, что Сергей может быть не прав, да и сами были увлечены игрой.
Выслушивается мнение детей. Оно может быть разное.
-В повести сказано: «Я с участием посмотрел на бедняжку...» Николеньке было жаль мальчика. Он первым спросил Сергея о том, зачем тот это сделал. Но когда Сергей сказал о своей больной ноге, Николенька вмиг изменил свое мнение, он стал оправдывать Сергея и осуждать Иленьку за плаксивость.
-Последние три абзаца - особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение - это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.
Самому себе рассказчик задает много вопросов и делает верный вывод о том, что данное событие оставило «темные пятна на страницах ... воспоминаний».
Он повествует (рассказывает о событиях).
-Рассказчик оценивает события и поступки героев (благодаря ему читатель близко знакомится со всеми героями, особенностями их характера и внешнего вида).
-Он сам участвует в событиях (это дает ему право увидеть все «изнутри», а также по истечении времени понять, как сам он изменился).
Комуникативные:
-формировать умение работать коллективно, в группах.
Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
Регулятивные:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
7.Итог. Рефлексия
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Как вы думаете мы справились с этой задачей?
-Почувствовали ли вы себя избранным читателем? Почему? Нам нужно было понять поступки героев.
Ответы детей.
Ответы детей:
1) -Да, я считаю, что поняла главу повести Л.Н. Толстого: я так сильно переживала за Иленьку, что мне хотелось наказать обидчика. Очень хорошо, что и Николенька понял это. Он очень искренний, добрый, понимающий человек.
2)-Мне показалось, что одной главы для чтения и понимания автора маловато. Хочется прочитать все произведение. Только тогда я смогу оценить себя.
3) - Избранный читатель - это высокая оценка. Мне еще трудно так о себе говорить. Хотя в главе «Ивины» мне было все понятно, я переживал вместе с героями, вспоминал о том, что и со мной был когда-то подобный случай. Л.Н. Толстой-мудрый писатель. Он знает человека и умеет так рассказать о его характере и поступках, что и читатель чувствует себя участником событий. Я буду стараться вырасти и стать избранным читателем.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
8 Д.З.
Написать ответ на вопрос: «Почему герой не помог Иленьке?»