Статья Опыт использования новых технологий в работе школьной библиотеки для привлечения к чтению и развитию творческих способностей младших школьников
Филимонова Ольга Викторовна- заведующий библиотекой ГБОУ СОШ №515 с углубленным изучением немецкого языка им. И. В. Гете Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Выбор данной темы обусловлен требованиями совершенствования деятельности школьных библиотек в условиях компетентностного образования.
Проект «Наша новая школа» признаёт необходимость развития компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.
В законе РФ "Об образовании" отмечено, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Федеральные государственные образовательные стандарты(ФГОС) нацелены на инновационное образование, которое ориентировано не столько на передачу знаний, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно.
«Новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождения новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование… Инновационные технологии позволяют овладеть законами применения знаний, открывают возможности для индивидуализации обучения, способствуют развитию познавательного интереса, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь к самообразованию, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности».
Национальная программа поддержки и развития чтения признаёт чтение важным инструментом повышения интеллектуального и духовного потенциала нации, способом освоения жизненно важной информации и реальным условием повышения уровня общекультурной компетентности всего населения, создания развивающего пространства для личности учащихся, приобщение к чтению.
Программа, разработанная учеными Санкт-Петербурга при поддержке Института психологии РАН "Умное поколение", основными приоритетами обучения и образования, нацеленных на работу с одаренными детьминазывают: личностная мотивация школьника, выбор ребенком собственных образовательных маршрутов; ориентация на проектную и интеллектуально-игровую деятельность, освоение моделей и технологий демократического диалога; использование возможностей дополнительного образования и самообразования; освоение разных видов работы с текстами, предполагающие высокое качество умения читать.
Школьная библиотека всегда ставила и ставит во главу угла своей работы интересы ребенка, использует диалоговые формы общения с ним, поощряет самообразование, оказывает помощь в проектной деятельности, учит работать с текстами, понимать суть прочитанного; развивает способности делать самостоятельные выводы, организует работу с учетом интересов обучающихся и с их личностной мотивацией, использует в своей работе инновационные педагогические технологии.
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Можно назвать технологии развивающего, проблемного, коммуникативного обучения; проектные, игровые, исследовательские, диалоговые, информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического мышления, коллективной системы обучения, арт-технологии, музейные, технология творческих мастерских и др.
Многие технологии могут эффективно использоваться в работе школьного библиотекаря, например, технология творческих мастерских.
Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис.
Деятельность творческих мастерских осуществляется в свободное от основной учебы время и направлена на создание условий для личностного развития обучающихся, творческого самовыражения, самообразования.
В основе организации лежат принципы гуманизма(признание ценности ребенка как личности, уважение его достоинства); демократизма (учет мнения ребенка при выборе направления деятельности); дифференциации и индивидуализации(выстраивание индивидуальной траектории развития в зависимости от интересов, склонностей и способностей ребенка); увлекательности и творчества(приоритетность развития творческих способностей ребенка); системности(преемственность знаний, полученных ребенком в процессе образования); сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых); учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при включении его в различные виды деятельности и др.
По определению И.А. Мухиной мастерская «это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности".
«Педагог, ведущий мастерскую, выполняет больше роль советника, который помогает организовать творческую работу, вовремя осмыслить - наблюдается ли прогресс в освоении способов деятельности».
Принципы и правила ведения мастерской:
1.Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); право не участвовать на этапе предъявления результата.
5.Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества (диалоги участников мастерской; диалоги отдельных групп; диалог с самим собой; диалог с научным или художественным авторитетом.
6. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
7. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В исследовании О.В. Солнцевой и Е.В. Кореневой-Леонтьевой говорится, что в процессе взаимодействия педагога с детьми в творческой мастерской используются активные методы: ситуации творчества, проблемное обсуждение с использованием компьютерной презентации; экспериментирование; ассоциативный метод; рассказывание дидактической сказки или истории; метод наглядных ассоциаций и др.
Проектные технологии прочно вошли в практику работы школьных библиотек. В современных информационных условиях проектное обучение ведёт к перестройке познавательной сферы личности, а выполнение проекта, в свою очередь, развивает разнообразные познавательные процессы, такие как критическое, творческое мышление и т.д., формирует интеллект ребёнка». Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий – мультимедиа, технологии создания слайд-фильмов – носит коллективный характер и формирует информационно - коммуникационные компетенции учащихся. Школьники объединяются в творческие группы и решают сообща круг задач, определенных проектом.
Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической; планирование действий по разрешению проблемы (определение вида продукта и формы презентации); пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных; исследовательская работа обучающихся; выход проекта (продукт). Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Можно сказать, что "Проект – это "пять П": Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация".
Виды презентационных проектов могут быть самыми разными, например, воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), деловая игра, демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие, реклама; ролевая игра, соревнования, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия и т.д.
Проектная деятельность тесным образом связана с поисковой, исследовательской технологией. Цель ее – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В основе исследований лежат развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.
Основными этапами исследования являются: выбор темы; постановка цели и задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы.
Цели школьного исследования должны быть: диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные (достижимые, конкретные, т.е. контролируемые), побудительные (побуждать к действию), точные, с прогнозированием образовательного результата.
Разработка гипотез в исследованиях представляет собой достаточно сложный процесс. Выдвижение гипотезы требует не только теоретических знаний, воображения, творческой фантазии, но и научной ответственности. При выдвижении гипотезы следует помнить о том, что она должна иметь преемственность с имеющимися знаниями по теме изучения, содержать понятия и факты, непротиворечащие известным научным фактам, быть логически связанной с целью и задачами исследования и обеспечить возможность проверки и подтверждения фактами гипотезы исследования
Организация исследования обучающегося должна включает в себя определенные этапы: Подумать самостоятельно (Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?). Просмотреть книги и издания периодической печати по теме (записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов). Спросить у других людей (записать интересную информацию, полученную от других людей). Просмотреть телематериалы (записать, то необычное, что узнал из фильмов). Использовать Интернет (записать то новое, что узнал с помощью компьютера). Понаблюдать (записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии). Провести эксперимент (Записать план и результаты эксперимента).
Подготовка к защите исследовательской работы учащегося включает следующие этапы:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения: разъяснение посредством примера, описание, характеристика, сравнение, различие.
Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить обозначить все замеченные парадоксы.
Расставить по важности основные идеи.
Предложить сравнения и метафоры.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Подготовить текст доклада.
Подготовить средства наглядного представления доклада.
Школьные библиотеки используют инновационные технологии для достижения главной цели библиотеки на современном этапе: содействие обучающимся в становлении их активной жизненной позиции, нравственной воспитанности, самопознанию и саморазвитию на основе творческой познавательной деятельности и чтения.
Исходя из этого в школьной библиотеке ГБОУ СОШ№515 с углубленным изучением немецкого языка им. И. В. Гете была разработана программа творческой мастерской "Открываем книгу о природе". Главной целью было приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями о природе, приобретение и развитие опыта эстетического восприятия художественных произведений, развитие способностей к восприятию красоты окружающего мира.
Основные задачи, которые предстояло решить: воспитание ценностного отношения к книге, бережного отношения к информационным ресурсам библиотеки; формирование читательской культуры, литературного вкуса и художественного развития младших школьников через расширение их читательского и культурного кругозора, формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных писателей-натуралистов; развитие воображения и литературно-творческих способностей; овладение инновационными формами и методами продвижения книги и чтения.
Предполагаемый результат освоения программы к концу года обучения: развитие личности учащегося; развитие эстетического восприятия и общекультурных навыков; воспитание самостоятельного взгляда на окружающий мир; развитие коммуникативных навыков; повышение мотивации к чтению.
Занятия были организованы так, чтобы детям было интересно — читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих принципов: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал, изучаемый на литературном чтении.
Важнейшим принципом при отборе литературы для занятий был принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Использовалась различная стратегия и тактика чтения: дифференцированная в зависимости от условий чтения (индивидуальное чтение с последующим обсуждением, совместное чтение), в зависимости от вида чтения (сплошное, выборочное) и целей чтения (ознакомительное, поисковое, просмотр текстов и др.)
Программа включала три тематических блока:
Естественнонаучный (школьники знакомятся с научно-популярной и научной литературой о лесе и его обитателях, с электронными ресурсами по теме, учатся распознавать и правильно использовать художественный и научный текст).
Литературоведческий (обучающиеся изучают творчество детских писателей-натуралистов, отечественную и зарубежную поэзию о природе, создают собственные презентации - тематические и биографические).
Художественный (чтение художественных произведений о природе с использованием инновационных форм и методов продвижения книги и чтения).
Основные темы естественнонаучного блока: "Рядом с лесом жить -голодному не быть"(значение леса в жизнедеятельности человека); "Много леса- береги, мало леса- не руби, нет леса- посади!"(проблемы охраны леса); "Деревья-земли украшение"(о деревьях русского леса"); "Лес да цветы- земное царство, воздух в лесу- лучшее лекарство"( о цветах русского леса, о лекарственных растениях); " Вперед, на тихую осеннюю охоту( о съедобных грибах)", "Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в кузов кладут"( о лесных ягодах), "У каждой пташки свои замашки"(о птицах русского леса); "Животный мир русского леса"; "Про зеленые леса и лесные чудеса(необычные растения и животные леса"; "Четыре времени года в русском лесу", "Что ни страница-то зверь, то птица"(обзор детских литературоведческих журналов).
Темы литературоведческого блока: "Переводчик с бессловесного"( о В. В. Бианки); "Особый дар ощущать прекрасное в природе"(о К. Г. Паустовском); "Певец русского леса"(о М. М. Пришвине); "Искренняя любовь к природе( о Г. А. Скребицком), "В стране удивительных тайн"(о Н. И. Сладкове); "С любовью к живой природе"(об И. С. Соколове-Микитове); "Невидимые нити природы"(об И. И. Акимушкине).
Темы художественного блока: "Русский лес в поэзии"; "Стихи и загадки о сокровищах леса(о грибах, ягодах, лекарственных растениях, животных, деревьях); "Читаем рассказ С. И. Соколова-Микитова "Белки"; "Месяц белых троп"( В. В. Бианки "Лесная газета"(декабрь в лесу); чтение по выбору ребенка следующих книг:
Бианки В. В. Лесные домишки/Виталий Валентинович Бианки; художн. Чарушин Н. Е.- М.: Акварель, 2013.(Бабушкины книжки).
Паустовский К. Заячьи лапы: рассказы и сказки/Константин Георгиевич Паустовский.- М.: Детская литература, 1987-126с.(Школьная библиотека. Для начальной школы)- С.104-115
Скребицкий Г. Крылатые соседи: рассказы/Г. Скребицкий; рис. А. Келейникова.-М.: Детская литература, 1977.-32с., илл.(Школьная библиотека. «Читаем сами»)
Сладков Н. Лесные тайнички: рассказы/Николай Иванович Сладков; художн. Н. Доронин.- М.: Астрель, АСТ, Владимир ВКТ, 2010.-35ос
Снегирёв Г. Бобровая хатка/Геннадий Снегирёв; художн. Н. Устинов.-М.: Астрель, АСТ, 2005-172с(Любимое чтение)
Соколов-Микитов И. С. Русский лес/Соколов-Микитов Иван Сергеевич; художн. Виктор Васильевич Бастрыкин.- М.: ОЛИСС, Эксмо, 2010-136с., илл.-С.54-61
Цель: обучение вдумчивому чтению; развитие речи, мышления, любознательности; развитие познавательной активности, расширение кругозора; воспитание потребности, любви к чтению; воспитание любви к родной природе.
В рамках творческой мастерской "Открываем книгу о природе" осуществлен совместный проект библиотекаря, родителей, учащихся 4-5 классов для обучающихся в 1-2 классах «Читаем книгу В. Бианки «Чей нос лучше?». В рамках проекта учащиеся познакомились с биографией и творчеством В. Бианки, в научно-популярной и справочной литературе нашли информацию о различных клювах птиц, их зависимости от среды обитания и питания птиц; выполнили коллективную презентацию «Виталий Бианки «Чей нос лучше?», проиллюстрировав текст автора фотографиями из Интернета и справочных изданий; подготовили индивидуальные презентации о среде обитания и клювах птиц, о которых идет речь в книге В. Бианки(дятел, клест, пеликан, мухоловка, дубонос, козодой, кроншнеп, бекас). Готовые работы представили учащимся 1-2 классов.
В работе над проектом «Чей нос лучше?» определили, используя словари и справочники, что художественная и научная литература- разные стили литературы. Художественный текст отличает эмоциональность, сюжетность, аллегоричность и метафоричность. Главная цель научной литературы- научить, донести информацию, используя специальные термины. Научный текст отличают логичность, доказательность, однозначность и обобщенность. Для сравнения художественного и научного стилей использовались текст произведения В. Бианки и текст книги: Жизнь животных.- 2-е изд., перераб.- Т.6 Птицы/Гл. ред. В. Е. Соколов.- М.: Просвещение, 1986.
В рамках творческой мастерской "Открываем книгу о природе" осуществлен совместный проект родителей и детей: "Каждой пичужке- своя кормушка" в рамках акции " Покормите птиц зимой"- всероссийской долгосрочной экологической акции по организации «птичьих столовых» не только на пришкольной территории, но и на территории микрорайона. Ребята вместе с родителями изготовили домики- кормушки для птиц, развесили их по периметру школьного двора, принесли корм, организовали регулярную подкормку птиц, провели конкурс плакатов "Трудно птицам в день морозный".
Цель: учить детей доброте, приучать детей любить и заботиться о птицах; наблюдать за птицами и защищать пернатых в зимний период; испытывать радость осознание, что можно спасти птиц от гибели; расширить знания учащихся о птицах родного края.
Каждый желающий принять участие в работе творческой мастерской выбирал занятие по своему усмотрению: участвовать в громком чтении, в подготовке коллективной или индивидуальной презентации, в выборочном чтении на определенную тему, в конкурсе рисунков, в подготовке доклада к уроку литературного чтения или "Окружающего мира", участие в викторинах или конкурсах загадок, проведении исследовательской работы и т.д.
Ученицей 5 класса была проведена исследовательская работа "У птичьей кормушки".
Цель исследования: изучение зимующих птиц нашего города.
Задачи: найти и изучить литературу о жизни зимующих птиц нашего города; подготовить обзор книг для дополнительного чтения младших школьников о зимующих городских птицах; определить, что знают о зимующих городских птицах ученики; провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; подкармливать птиц; обработать собранный материал и оформить его.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ литературы.
В исследовательской работе были описаны птицы- посетители зимних кормушек, представлены различные виды кормушек для зимующих птиц, сроки и нормы подкормки птиц; выявлено- как подкармливать птиц зимой, что птицы пьют зимой, сфотографированы и изучены птичьи следы на снегу; представлен библиографический обзор книг по теме исследования.
Библиографический обзор "Зимующие городские птицы" представляет собой рекламу художественных и научно-популярных книг школьной библиотеки о зимующих в Санкт-Петербурге птицах - воробьях, воронах, галках, сороках, синицах и т.д.
Указатель состоит из титульного листа, на котором представлен коллаж из книг о птицах из фондов школьной библиотеки и наименования библиографического обзора.
Во введении дается краткая характеристика книг, их читательское назначение, цель библиографического пособия.
Основная часть пособия, состоящая из рекламных листов, посвященных отдельным птицам. Книги в них сгруппированы по жанрам: научно-популярная литература, художественная литература. Каждый лист содержит изображение птицы, графическое изображение обложки книг, библиографическое описание книги, краткий отзыв или цитата из книги о зимовье птиц.
Практическая часть исследования представляет анкетирование на тему "Что вы знаете о зимующих птицах", анализ анкет и выводы о необходимости разработки "Меню птичьей столовой"(чем можно и чем нельзя кормить птиц, какой корм предпочитают отдельные птицы), размещения информации на школьном стенде о каждой из зимующих птицах и их пищевых предпочтениях; проведение наблюдения( с использованием бинокля) за поведением птиц у птичьей кормушки: какие птицы и сколько в конкретный день пользуются кормушкой, их поведение, отчего зависит интенсивность посещения "зимних столовых" и т.д.
В конце работы оформлены выводы по результатам теоретического и практического исследования, составлен библиографический список использованной литературы.
Результаты работы представлены в исследовательской работе и оформлены в презентации "У птичьей кормушки" для участия в школьном туре исследовательских работ.
В творческой мастерской "Открываем книгу о природе" при работе с книгой использовались учебные, научно-популярные и научные тексты, тексты художественных произведений, которые позволяют формировать представление о различных стилях и типах речи, для которых характерны свои специфические языковые средства. При чтении книг о природе участники творческой мастерской использовали и справочную литературу- энциклопедии, справочники, словари, электронные энциклопедии, Интернет.
На занятиях творческой мастерской закладывались основы самообразовательного чтения: формирование осознанного целенаправленного выбора книги; владение алгоритмом поиска информации в книге, навыками информационно-библиографического поиска источника в библиотеке, в Интернете; владение элементарными способами свертывания информации и ее критической оценки (план, цитаты, библиографическое описание, аннотация на книгу).
Занятия в творческой мастерской позволили школьникам продемонстрировать свои знания по русскому языку, литературе, окружающему миру, по изобразительному искусству.
Использование межпредметных связей при подготовке творческих работ в рамках мастерской оказывает влияние на всестороннее развитие личности обучающихся.
Занятия в творческой мастерской создают разносторонние условия для подготовки «практико-ориентированных» детей к личностному росту. Гибкость, открытость, ориентация на пользу каждого обучающегося является условием эффективного приобщения детей к систематическому свободному чтению, способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности, привлечению к сотрудничеству родителей, педагогов, учреждения дополнительного образования.
Мастерские позволяют использовать инновационные технологии при привлечении младших школьников к чтению: технологии диалогового общения, развития критического мышления, интерактивные технологии, АРТ-технологии и др..
Список использованной литературы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»[Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: URL http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 3273-ФЗ(ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации[Электронный ресурс]/ Официальный сайт ООО «Консультант плюс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/Федеральный государственный образовательный стандарт» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик — современный учитель — современный урок : сб. метод. ст. и разработок.- СПб. - 2009. -№ 100.
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. «Развитие ключевых компетенций в проектном обучении//Школьные технологии.-2006.-№ 4
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О. Б. Даутова, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская.- СПб.: КАРО, 2014-176с.-(Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).
Тихомирова И. И. Роль библиотеки в поддержке талантливых детей// Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности: сборник статей международной научно-практической конференции/ред.-сост. Т. Г. Браже, Т. Г. Галактионова, Т. И. Полякова.- СПб.: СПбАППО, 2011-180с.-С.138-143.