Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса школьников
МБОУ лицей №3
Педагог-библиотекарь Огородникова Н.В.
________________________________________________________________________________________
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ.
«Чтение – это окошко,
через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский
Слайд №2
В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире.
Книги играют огромную роль в жизни каждого человека.. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров, воспитывает человечность и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через них проходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Поэтому от того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Слайд№3
С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим соображением художник-читатель».
Таким образом, мы видим, что чтение – это своеобразный диалог между читателем и книгой, который требует усердия, работы ума и сердца и даёт незабываемые впечатления и знания.
Слайд №4
Это хорошо понимают и учителя словесники, и мы библиотекари. Нельзя не признать, что сегодня происходит смена чтения.
В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет мы наблюдаем снижение статуса чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Слайд №5
К сожалению, широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных школьников неумолимо падает. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Слайд№6
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Слайд № 7
Существуют разные причины такого спада:
1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)
4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
К тому же, современный ребёнок стал читать художественные произведения и с экрана компьютера. Однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный текст удерживает его внимание в среднем 15 минут.
Сегодня дети не любят читать ещё и потому, что не понимают значений многих слов родного языка, активный запас которых резко сокращается.
Таким образом, вопрос формирования читательского интереса школьников является весьма актуальным.
Как научить ребенка любить литературу?
Слайд №8
Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Слайд №9
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека
Слайд №10.
Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Школьная библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о библиотеке» и «Правилами пользования библиотекой», она имеет важное значение в учебно-воспитательном процессе.
Слайд № 11
Наша главная цель это
1. Формирование культурной, развитой личности ученика. –
2.Воспитание у учащихся любви к книге, чтению
3. Формирование потребности читать настоящую литературу.
4. Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным;
5. Формирование духовно-нравственных ценностей;
6. Развитие творческих способностей у учащихся;
7. Обучение работе с библиотечным фондом.
Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря.
К этой цели можно прийти многими путями, для реализации которой учитываются следующие факторы:
Слайд №12,13
Это современный библиотечный интерьер самого помещения, также оформление библиотеки: использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п.), организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности. Тесное сотрудничество с классными руководителями, а также с родителями школьников.
Состав фонда литературы - один из важнейших факторов успешной работы любой библиотеки, а школьный - в особенности.
Очень небольшое количество школьных библиотек может признать свой фонд богатым и хорошо обновленным . В настоящее время книжный фонд библиотеки нашего лицея насчитывает более 17 000 экземпляров (без учета учебной литературы). Мы считаем, что наш фонд можно считать не плохо укомплектованным.
Слайд №14
Сегодня мы можем предложить нашим читателям многообразие различных справочников, словарей, энциклопедий по различным направлениям. Постоянным спросом пользуются : Детская энциклопедия «Аванта +», Историческая энциклопедия «Руссика» «Башкирская энциклопедия» , «Что такое? Кто такой?» Литературная энциклопедия, Большая Советская энциклопедия, Большая Российская энциклопедия, «Все достижения человечества», «Большой энциклопедический справочник по литературе» и « Большой универсальный энциклопедический справочник для подготовки к ЕГЭ», словари Даля, Ожегова, и другие... Библиотека состоит из абонемента и читального зала на 8 мест. Все справочные и энциклопедические издания используются только в читальном зале. Слайд №15 Ребята с удовольствием посещают читальный зал, где дети могут познакомиться с новыми журналами, готовятся к различным олимпиадам, конкурсам, занимаются проектной деятельностью.
Слайд№16
Формы работы со школьниками имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей и задач. Мы используем как традиционные формы (устный журнал, читательская конференция, литературные вечера, выставки, так и интерактивные (различные игры, виртуальные выставки)
Организуя пространство детского чтения, уделяем большое внимание доступности и наглядности фонда. Используя различные формы приобщения детей к чтению, ведём индивидуальную и массовую работу. Основным методом индивидуальной работы является беседа с читателями: при записи в библиотеку, при выдаче и возврате документов. Такие беседы позволяют библиотекарю выработать дальнейшую стратегию рекомендации книг данному читателю, в зависимости от индивидуальных особенностей, и перейти к составлению рекомендательных, информационных списков чтения. Задача библиотекарей - предложить детям лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению.
Слайд№17
Записывая первоклассников в библиотеку вначале мы проводим экскурсию по библиотеке, рассказываем и показываем как и где хранятся книги, как называется библиотечная мебель и т.д. Узнаем через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, учителей. Дети знакомятся с правилами пользования библиотекой, а так же особое внимание уделяется правилам обращения с книгой (сохранность книги, реставрация печатных изданий, правила чтения). Слайд №18,19 С этой целью проводятся ознакомительные беседы с учащимися. Взяв книги на дом ребятам дается какое–нибудь задание. ( Сделать рисунок, подготовиться к викторине, рассказать о том, что прочитал.) Бывает такое, что ребенок возвращает непрочитанную книгу, тогда мы в ходе индивидуальной беседы выясняем причину (либо не устраивает шрифт, или размер текста) и стараемся в следующий раз подобрать книгу подходящего формата.. Слайд №20,21
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Поэтому начинаем мы с того, что помогаем ученику найти свою книгу, которая понравилась бы ему, задела за душу, заставила думать и фантазировать, показала, что от чтения книги можно получать удовольствие.
В библиотеке нашего лицея в повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, Во время рекомендательной беседы создается соответствующая установка на восприятие книги. Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития.
При рекомендации произведения художественной литературы читателям можно прочитать яркий эпизод из книги, или поговорить о ее главном герое, просмотреть одну-две иллюстрации.
При возвращении книги читателем провести с ним беседу для того чтобы закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу.
Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства, позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги.
Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя.
Так же пробуждению читательского интереса способствуют уроки-обзоры книг, библиотечные часы, которые мы проводим. На них мы рассказываем о книге самое интересное, читаем отрывки или показываем фрагменты фильма, мультфильма, используем музыку, картины, детские рисунки, ролевые игры. Готовим презентации по отдельным авторам ,электронные викторины. Буквально на прошлой неделе мы провели библиотечный урок-игру по сказке Аксакова «Аленький цветочек». В начале урока дети рассказали биографию писателя и историю создания этой сказки. Затем инсценировали фрагмент из сказки. После провели интеллектуальную игру с призами, предварительно поделив класс на команды (каждый правильный ответ поощрялся сладким призом), а в завершении урока просмотрели музыкальный видеоклип к этой сказке. Урок прошел на позитиве, были активны буквально все дети. А те, кто по какой то причине не прочитал сказку и не работал на уроке, а соответственно остался без сладкого приза, уже на переменке прибежали за книгами, по которой будет проведен следующий урок.
Слайд №22
Для формирования интереса к чтению мы используем разнообразные формы уроков:
урок-обзор
урок-рекомендация произведений
урок-игра
урок-конференция
Слайд №23
Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.
Так, например, нами были проведены читательские конференции по книгам Каверина « Два капитана»(это для уч-ся 8 классов),по книгам Г. Мало «Без семьи» и В. Катаева «Сын полка»,М. Карима «Радость нашего дома» В ходе конференции были использованы фрагменты из одноименных фильмов. Читательские конференции способствуют развитию интереса учащихся к книге и чтению, формируют читательские умения учащихся и традиций чтения, способствуют развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Мы « не открываем « Америку», а берем на вооружение хорошо забытое старое. Используем очень важный приём для развития интереса к чтению.Слайд №25,Это, как ни странно, чтение вслух. Мы читаем детям вслух сказки, рассказы, стихи. Иногда мы начинаем читать и просим продолжить детей. После прочитанного следует обсуждение. Слайд №26 Чтение вслух формирует культуру выражения чувств и умение слушать текст, что очень важно и вообще в жизни и для сдачи экзамена в дальнейшем на основе слушания текста. Эти уроки дают возможность формировать у учащихся интерес к чтению, учить логически выстраивать свои доводы, доказательно рассуждать, спорить.
Выставка ,как форма библиотечной работы,наглядна. 80 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, т.е. наглядное восприятие, является началом всякого познания. Поэтому выставка способна наилучшим образом решать стоящие перед ней информационные задачи. Книжные выставки раскрывают богатства фондов библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам и самостоятельному творчеству. Для того, чтобы читатели больше узнали о жизни и творчестве писателей мы подготовили цикл выставок: Слайд№ 27
Выставка одного автора « Про все на свете»( Б Заходер)
«Забавные герои Э. Успенского»
«Певец русской природы» ( М. Пришвин)
«Великий писатель земли русской» (Л.Н. Толстой)
Проведение бесед у таких выставок позволяет расширить читательский интерес к книге .Главное ребята не просто пассивно слушают рассказ, но и отвечают на вопросы викторин, выполняют творческие задания..
Выставки одного жанра мы организуем для того ,чтобы вызвать интерес у читателей к литературе определенного жанра( к сказкам, поэзии, фантастической, приключенческой литературе ) Например: «Эти разные,разные сказки»
«Путешествия и открытия»
«Читаем книги по истории» и др.
Для того, чтобы вызвать интерес у детей к навыкам ремесла, к изготовлению чего- то своими руками, мы организуем выставки-хобби, на которых рядом с книгами, демонстрируются поделки, выполненные учащимися. Например, на выставке « Для умелой руки все работы легки» были представлены украшения из бисера, вышивка, вязаные изделия, изготовленные по советам и выкройкам из представленной литературы, учениками 5-8 классов.
Творчество ученицы 4 класса Шарипкуловой Алисы было представлено на выставке « Весёлая мастерская». Она приготовила изделия из соленого теста, аппликации из ткани.
Слайд №28
После просмотра таких выставок многие ребята заинтересовались литературой по рукоделию, по изготовлению различных поделок, макетов и т.д
Выставка-совет( например, «Куда пойти учится»,
« В мире интересных профессий»,
«Ваше здоровье в ваших руках»,
« Готовимся к ЕГЭ»)
Выставка –отзыв- была оформлена после проведения читательской конференции по книге Г. Мало « Без семьи»
Выставка-викторина(предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию документов в помощь отвечающим
« Лицея день заветный»
Экспресс-выставка:( актуальная, незапланированная, но значимая по проблеме. Например: «Терроризм».)
Слайд №29- 49
В течение последних лет в нашей библиотеке организуются не совсем обычные экспозиции. Это книжно-иллюстративные выставки, выставки-вернисажи.
На выставке «Мороз и солнце!...» были представлены стихи русских поэтов, а к каждому стихотворению была подобрана иллюстрация с изображением зимнего пейзажа.
« Служительницы муз и красоты»- была оформлена к Международному женскому дню 8 Марта. Стихотворения поэтов сопровождались картинами известных художников. Такие выставки-вернисажи способствуют пробуждению интереса к поэзии, к искусству, развивают воображение.
Создавая такие выставки, мы подбираем большой иллюстративный материал: репродукции картин, фотографии и ксерокопии фотографий, иллюстрации , и, конечно же, книги. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков.
Живой интерес вызвала выставка-демонстрация «Символ 2012 года-Дракон», которая готовилась совместно с читателями. Был объявлен конкурс на самого красивого дракона, сделанного своими руками из разного материала. По окончании конкурса были подведены итоги. Подготовка и проведение таких выставок способствует привлечению родителей к совместному творчеству, развивает у детей фантазию, стимулирует других детей становиться участниками таких мероприятий.
Выставка-знакомство. « Отчизны и времени сын» ( М. Карим)
« Светлые истоки поэзии» (А. Филиппов)
« Классик башкирской поэзии» (М. Акмулла)
Такие выставки организуются для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный писатель, известный человек и т.д.).
К предметным неделям обязательно готовим выставки или просмотры литературы. Например: « К математике тропинку вы найдете без запинки», «Я б в отличники пошёл», « Учёным можешь ты не быть, но грамотным ты быть обязан». Такие выставки способствуют развитию интереса к научно-популярной литературе, расширяют кругозор, углубляют знания по предметам. Слайд №50
В течение года мы оформляем более 20 различных выставок, которые, несомненно, помогают читателям определиться в огромном книжном мире и найти для себя самое главное и интересное.
Слайд №51-54
С целью привлечения детей к чтению ,к проявлению творческих способностей мы проводим литературные вечера ,встречи, гостинные. На таких мероприятиях дети знакомятся с творчеством писателей, с интересными людьми. Одной из наиболее интересной формой массовой работы является литературно-музыкальная композиция –Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. Мы ежегодно проводим литературные-музыкальные, поэтические вечера. Например: «Моим сихам.» к юбилею Марины Цветаевой, «Звезды поэзии серебряного века», « Осень в музыке, поэзии и живописи», « Поэт небесных и душевных бездн.»(Ф.И.тютчев) и др.
Слайд №55-62
К юбилею нашего города мы провели вечер-встречу «Учалы-мой город славный». На этот вечер были приглашены Председатель Учалинского отделения Межрегионального Союза общественных объединений «Дети погибших защитников Отечества в ВОВ» Хаким Галимович Мухутдинов и его заместитель Газизов Альберт Хадыевич. Дети с удовольствием слушали рассказ гостей об истории создания нашего города, и получили наставления и пожелания от представителей старшего поколения на будущее, а также познакомились с деятельностью организации « Дети погибших защитников Отечества в ВОВ». Путём включения ребят в процесс подготовки к таким мероприятиям мы стимулируем творческую деятельность, которая развивает чувства детей, способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. А это, в свою очередь, определяет успешность учебы ребенка. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Слайд №63,64
С целью поддержания интереса к чтению проводится ежегодный конкурс «Самый читающий класс» и «Лучший читатель года». Конкурс длится с сентября по апрель, отмечаются самые читающие дети. В конкурсе участвуют школьники со 2-го класса по 9-й. В конце года на «Празднике книги» подводится итог и победители конкурса награждаются почётными грамотами. Слайд №65,66 Главная цель «Праздника книги» - приобщение детей к книге, воспитание культуры чтения и любви к литературе . Для проведения таких мероприятий мы стараемся вовлечь в действие широкого круга учащихся, что бы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Слайд№ 67 Ребята рассказывают о прочитанных книгах, рекомендуют их прочитать своим одноклассникам. Слайд №68,69,70,71.Стало традицией готовить на «Праздник книги» инсценирование отрывков из произведений детских писателей.
Такие мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому мы используем не только живой язык, эмоциональный рассказ,
но и красиво оформленные выставки, электронные презентации, музыку, видеоматериалы и номера художественной самодеятельности. Слайд №72.
В прошлом году дети нашего лицея приняли активное участие в республиканском конкурсе «Лучший читатель Республики Башкортостан». Многие прошли во второй тур, но к сожалению не вышли в финал. Проведение таких конкурсов способствуют повышению престижа книги, чтения, библиотеки, сохранению и развитию традиций семейного чтения, выявление и поощрение лучших читателей библиотек.
Конечно же всех участников мы наградили почетными грамотами.
Вообще в детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши , и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы .Формирование читателя сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за библиотекарем и учителем литературы. Хотелось бы подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с учителями предметниками, классными руководителями, родителями, а так же совместные формы работы с библиотеками централизованных библиотечных систем и детской и юношеской библиотек, которые имеют богатые фонды и квалифицированных специалистов.
Итак, можно сделать следующий вывод, что формирование
направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге ни когда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней,таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.
Мы – дети и взрослые должны любить книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!
15