Доклад на тему Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса у учащихся к экологической литературе


(Слайд1)
Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса у учащихся к экологической литературе

В настоящее время проблема экологии стала одной из социально-экономических проблем современности, от правильного решения которой в значительной степени зависит существование человечества. Всем нам известно определение: (Слайд 2) “Экология- это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество тоже часть этой жизни. Название экологии образовано сочетанием двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом, жилище», и «логос»- наука, изучение. Образно говоря, экология- это наука о том, как жить в собственном доме. А дом современного человечества - вся планета Земля, теперь уже с прилегающим космическим пространством.»
Не случайно, на данном семинаре затрагивается эта тема. Все вы знаете, что многие школы, в том числе и наша, работают по программе «Здоровьесберегающих технологий», а здоровье наше с вами и детей напрямую зависит от здоровья окружающего мира. (Слайд3)В послании Президента страны народу Казахстана – «Казахстан 2030 год» в одном из долгосрочных приоритетов сказано: «Обществу нашему нужны здоровые люди, умные, здравомыслящие Мы должны очистить нашу планету не только от мусора, но и от тех, кто отравляет наш организм наркотиками, табаком, алкоголем» .
(Слайд4)Главная цель, которая стоит перед школьной библиотекой в области экологического просвещения - это предоставление учащимся гарантированного доступа к экологической информации; максимальное использование потенциала новых технологий для совершенствования обслуживания пользователей; формирование и развитие экологической культуры и грамотности.
(Слайд5) С чего же следует начинать работу по экологическому образованию и просвещению учащихся в школьной библиотеке?
1. Сначала необходимо изучить фонд библиотеки по экологии. Начиная изучение фонда, необходимо учитывать, что так называемая «экологическая» литература разбросана по всему фонду. Невозможно выделить отдельные полки, стеллажи с такой литературой, так как она может находиться в самых разных разделах ББК. Ошибкой многих на первоначальном этапе является то, что библиотекари считают, что литература этой тематики может находиться только в разделах «Охрана природы», «Общая экология». Сегодня же понятие «экология» - это ещё и медицинская экология, экологическое право; экологическое образование; охрана природы; охрана животных; охрана окружающей среды; биосфера; глобальные проблемы экологии; охраняемые природные территории; природопользование; экологические программы; экология и культура; экология жилища; международное экологическое движение; экологическая информация; экологическое просвещение в библиотеках и пр.
2 (Слайд6) Здесь большим подспорьем станет вам экологическая картотека (показываем). Вся экологическая литература здесь вписана на специальных бланках, которые отмечены цветовым знаком. При выполнении запросов по экологии, прежде всего, следует обращаться к этой картотеке. При необходимости её можно проанализировать, отредактировать, добавить и так далее... Информация, полученная из периодической печати, так же систематизируется и вносится в картотеку.
3. (Слайд7)Данная картотека также поможет вам в анализе информационных потребностей, интересов читателей различных групп в области экологии. Это делается просто. На бланках картотеки делаются определённые пометки, по которым легко определить насколько данная литература востребована, кем и так далее... в зависимости от ваших потребностей в анализе.
Кроме того, мы используем и другие методы изучения информационного интереса читателей. Это изучение читательских формуляров; анкетирование и интервьюирование, опросы.
Конечно, после таких опросов, анкет, необходимо подвести итоги, сделать выводы, соответствует ли фонд библиотеки запросам читателей.
4(Слайд8) Библиотекарь сам должен быть информирован по экологическим проблемам. Поэтому важно знать экологическую обстановку в республике, области, селе. Необходимо интересоваться глобальными экологическими проблемами, для чего просто необходимо просматривать периодические издания, телевизионные передачи, интернет и другие источники.
5(Слайд9) Школьная библиотека должна стать подлинным информационным центром школы, функционировать как мост между школой и обществом. Здесь главное не замыкаться в стенах библиотеки, тем более, что ни для кого не секрет насколько беден школьный библиотечный фонд, а начинать сотрудничество с библиотеками других школ района Пример такого сотрудничества - наша работа по обеспечиванию уч-ся учебниками.
Ещё одна форма сотрудничества - это работа межбиблиотечного абонемента. Каждый желающий читатель из числа учеников и учителей школы может заказать необходимую ему литературу, при отсутствии её в школьной библиотеке, библиотекарь делает заказ в другую библиотеке и при наличии таковой предоставляет через школьную библиотеку читателю.
Конечно, в будущем желательно эту систему развить, включая в неё все школьные, районные библиотеки, а также библиотеки, находящиеся в ведомстве отдела культуры, через Центральную библиотеку, но это пока ещё в перспективе.
6.(Слайд10) Но очень реальными, к нашей радости, становятся новые формы работы с читателями с использованием потенциала новых технологий:просмотр фильмов Всем вам известно о чёрной дате в нашей истории - 1984 год - Чернобыль Об этой экологической катастрофе забывать нельзя. Информацию о ней можно получить вот из фильма, который есть в нашей библиотеке. Конечно, такая фильмотека только начала формироваться и этому помогает, конечно же, наличие интернета. Просто посмотреть мало. Мы практикуем после просмотра подготовку и написание эссе, в котором учащийся может изложить свой взгляд на проблему.
Кстати надо сказать, что все написанные учащимися рефераты, доклады, эссе и так далее так же вносятся в картотеку и любой читатель имеет к ним доступ.
7(Слайд11)Книжные выставки, тематические полки, открытые просмотры литературы являются наглядной информационной пропагандой книги. Вызывая и направляя интерес к экологической информации, можно готовить списки рекомендуемой литературы на экологическую тему по возрастным группам. Эти списки можно вывешивать на школьных стендах и досках объявлений, но гораздо действенней, когда библиотекарь сам приходит в класс с этой информацией. Подача рекомендуемой литературы может быть нестандартной, например, в виде рекламы определённой книги. Каждому классу из списка рекомендуемой литературы дают выбрать одну книгу и придумать интересную рекламу, затем учащиеся приходят с этой рекламой на классные часы друг к другу. Обычно такая реклама имеет регламент 5 минут и поэтому не занимает много времени
8(Слайд11). Одна из задач, стоящих перед школьными библиотекарями - способствовать воспитанию экологической культуры, прививать ответственность за экологически чистое будущее. И поэтому в экологическом просвещении наша библиотека старается использовать нетрадиционные виды работ, мы постоянно ищем новые, интересные формы массовой работы, только так можно увлечь ребят. В работе с учащимися мы считаем важным, ориентироваться на их возрастные особенности.
С учётом интересов все учащиеся делятся на возрастные группы
1- На этой стадии самое главное вызвать у учащихся интерес к экологической культуре. Начиная с малого:
«Путешествие по зеленой стране» мероприятие по книге В.Бианки.
«Лесная газета» (2-3 класс).
«Там на неведомых дорожках...» конкурс чтецов стихов о природе (4 класс).
Кроме того не забываем, что в таком возрасте все лучшее постигается в игре. Подвижные игры с познавательными элементами вызывают у ребят особенный интерес. Это «Зов джунглей» - игра для учащихся 2-3 классов, развлекательно-познавательный марафон «Если хочешь быть здоров...» для учащихся 3 классов и т.д., причём, призами на таких конкурсах и играх обязательно становятся книжки о живой и неживой природе. Постоянно поддерживаемый интерес к экологической литературе у младших школьников постепенно перерастает в желание познания. Это большая работа, которая проводится с учащимися среднего звена. Для того, чтобы постоянно стимулировать рост этого познания, мы опираемся на очень хорошо развитое в этом возрасте стремление к лидерству, соревновательный интерес. Этому способствуют такие мероприятия как КВН на экологическую тему (7-8 класс), турнир «Как аукнется, так и откликнется» (6-7 класс), экологическое «Поле чудес» (5 класс), круглые столы, диспуты, театрализованные представления «Свалка по имени Земля» на экологическую тему, которые проходят как в школе, так и в библиотеке. Необходимо отметить, что все экологические мероприятия проводятся по принципу природосообразности. Викторина «Знаете ли вы птиц?» планируется к моменту их прилёта, либо отлёта, мероприятия на свежем воздухе проводятся в тёплое время года и т.д., то есть мероприятие должно быть актуальным.
9. (Слайд12) Большое значение для учащегося среднего возраста имеет возможность практического применения теоретических экологических знаний, поэтому здесь просто невозможно обойтись без очень «нетрадиционных» субботников, как мы их называем. «Сохранив жизнь книге - сохраняешь жизнь планеты». Под таким девизом проходит у нас «субботник» в библиотеке, когда ребята приводят в порядок книжный фонд, ремонтируют книги, продлевая им жизнь. «Экологический патруль», когда ребята вместе с классным руководителем и библиотекарем, обходя определённый участок села, выявляют утечки чистой питьевой воды и т.д.
Не следует забывать о том, что любое разъяснения целей и задач. Здесь, как штаб, место сбора можно использовать помещение библиотеки. Ребёнку, конечно же, очень важно увидеть плоды своего труда, поэтому любое мероприятие необходимо завершать с результатом. Количество приведённых в порядок книг должно быть учтено и сообщено на линейке школы, утечки питьевой воды выявлены и подготовлен сигнал руководству села
Особенно нравятся ребятам экологические экскурсии. Именно на экскурсиях в природу учащиеся получают конкретные знания о разнообразии животного и растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, о взаимосвязи живой и неживой природы и т.д. Принесённые с таких экскурсий не только природный материал, но и мусор тут же можно использовать, организуя выставку - конкурс работ учащихся под девизом «Не засоряйте нашу планету!».
Важно, чтобы ребёнок знал, что экология планеты неразрывно связана с экологией страны, края, города и его собственного дома. Начиная с малого - собственной квартиры, мы уже способствуем улучшению экологической обстановке на Земле.
Нельзя не сказать об экологическом десанте в Боровом - Жемчужине Казахстана. Вся информация, привозимая экологическим десантом - это фотографии, сувениры, поделки, видеоматериалы, так же вносятся в каталог библиотеки и позволят устраивать периодические выставки поделок на экологическую тему, Вот здесь вы видите нашу совместно оформленную выставку поделок на экологическую тему,
10 (Слайд1)Работа в старшем звене носит исследовательский характер. Это главные помощники библиотекаря. При библиотеке можно создать экологический совет. Это координаторы работы. Они принимают участие в разработке и утверждении плана экологической работы библиотеки, проводят мероприятия для младшего звена, такие как традиционные «Громкие читки», которые можно проводить каждую неделю, принимают участие вместе с учащимися среднего звена в экскурсиях, субботниках, десантах и патрулях. Работа библиотеки со старшим звеном двусторонняя. С одной стороны библиотека оказывает информационную помощь учащимся в выборе литературы для написания рефератов, докладов, сообщений на уроках, творческих работ, подготовки к урокам и экзаменам, с другой стороны учащиеся пополняют фонд библиотеки своими работами и оказывают помощь в работе с младшим и средним звеном. Часто это оказывается гораздо эффективней, чем любая пропагандистская работа. Под руководством Экологического совета в библиотеке можно разработать «Правила поведения на природе», «Экологический календарь». Отношение к старшему звену, как к соратникам и помощникам, формирует у них ответственность, самостоятельность и серьёзное отношение к делу. Интерес молодёжи к экологическим проблемам возрастает. Убедительным подтверждением этого является увеличение количества запросов на экологическую литературу.
11. (Слайд14) Такая огромная работа по формированию интереса к экологической литературе, а в целом экокультуре не под силу одной библиотеке. Здесь огромную помощь и поддержку оказывают в первую очередь преподаватели школы Следующее направление экологической работы библиотеки - это работа с учителями. В первую очередь, это, конечно, оперативная работа по предоставлению информации, помощь в проведении экологических мероприятий школы, участие в программах оздоровления учащихся и учителей, оказание помощи в подготовке и проведении школьных и районных олимпиад, помощь в работе с родителями по экологической обстановке в селе, области.
Совместная работа с учителями по экологическому образованию и воспитанию позволяет изменить мировоззрение учащихся, создать условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию.
Систематическая работа по экологическому просвещению осуществляется, как во время освоения учебной программы, включая все предметы, так и во внеурочное время.
Таким образом, библиотека в школе становится одним из основных центров, оказывающих помощь учащимся и учителям в работе с литературой по освоению и осмыслению экологических знаний, а также грамотного экологического поведения в обществе.