Потенциал ТРИЗ в формировании и оценивании метапредметных и личностных результатов школьников на различных этапах урока


«Потенциал ТРИЗ в формировании и оценивании метапредметных и личностных результатов школьников на различных этапах урока»
Учебно-методический комплекс (УМК) «Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ» предназначен:
Для реализации модели урока по ФГОС, так как:
-реализуется системно-деятельностный подход к построению урока;
-преобладает взаимодействие в форме учебного сотрудничества
2. Для повышения познавательной мотивации учеников за счёт интеллектуального, эмоционального, личного вовлечения, развития творческого мышления и воображения.
3. Для развития творческой инициативы учителя
Модель УМК «Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ» представляет собой обобщённую систему из шести (по этапам урока) вложенных в друг друга элементов следующих в определённой последовательности по этапам:
Общая характеристика организационного этапа

Действие учителя Действие ученика
Организация начала урока Организация внимания
Установление дисциплины Возникновение познавательного интереса
Формируемые УУД
Регулятивные- волевая саморегуляция
Личностные- смыслообразование: «Я должен посмотреть…»
Коммуникативные
Мотивационно-целевой этап
Общая характеристика мотивационно-целевого этапа
Действие учителя Действие ученика
Постановка учебных задач Принятие предлагаемой учителем ситуации обучения
Использование внешних стимулов, побуждающих учащихся к решению учебных задач Собственное формулирование учебной цели
Формируемые УУД
Регулятивные-целепологание
Личностные-смыслообразование: «Я знаю, зачем это надо здесь и сейчас»
Коммуникативные

Проектировочный этап
Общая характеристика проектировочного этапа
Действие учителя Действие ученика
Организация учебного проектирования Ученик сам планирует свою деятельность
Формируемые УУД
Регулятивные-целепологание, планирование-определение последовательных промежуточных целей с учетом конечного результата и его временных характеристик
Личностные-выбор образовательного маршрута
Познавательные-поиск и выделение необходимой информации
Операционно-деятельностный этап
Общая характеристика операционно-деятельностного этапа
Действие учителя Действие ученика
Сопровождение, консультирование Выполнение учебного задания в процессе индивидуальной учебной деятельности, определение источников информации
Организация коммуникации в процессе групповой и учебной деятельности(внутри микрогрупп, а также в группах «Группа-учитель», «Ученик-учитель») Выполнение учебной задачи в процессе групповой учебной деятельности, способов взаимодействия в группах
Определение путей преодоления затруднений Решение учебных задач, развитие способов коммуникации
Формируемые УУД
Регулятивные-контроль в ходе решения задания
Познавательные-постановка и формулировка проблемы
Коммуникативные
Логические-выстраивание причинно-следственных связей
Общеучебные- выбор наиболее эффективных способов решения
Контрольно-оценочный этап
Общая характеристика контрольно-оценочного этапа
Действие учителя Действие ученика
Выбор системы оценивания результатов решения учебных заданий Принятие системы оценивания результатов решения учебных заданий
Обсуждение критериев оценивания с учащимися Развитие умений самооценивания и взаимооценивания
Формируемые УУД
Регулятивные-контроль, самооценка результатов учебно-познавательной деятельности
Познавательные-умение осознанно и произвольно строить высказывания
Рефлексивный этап
Общая характеристика рефлексивного этапа
Действие учителя Действие ученика
Стимулирование учащихся к рефлексии Оценивание себя как субъекта учебно-познавательной деятельности
Формируемые УУД
Регулятивные-самооценка
Познавательные-переработка информации, выводы
Коммуникативная