Педагогический потенциал школьной библиотеки в воспитательной работе школы
Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы
Библиотека - тихий дом души…
Здесь жизнь в ином - духовном измерении.
Страничный шелест - путь на пик вершин,
С которых лишь рукой до озарений…Библиотека - мудрый дом души.
Школьная библиотека - это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваются, в основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Поэтому тема моего доклада актуальна, интересна и практически значима.
Объект исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки.
Предмет исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы.
Цель исследования - определение значения школьной библиотеки в выполнении воспитательных функций современной школы.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
определялись концептуальные основы педагогической деятельности школьных библиотек;
анализировался педагогический потенциал школьной библиотеки на основе опыта практической деятельности.
Педагогическая система - сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества, отдельного образовательного учреждения, педагога. Как любая система, педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые выстраиваются в систему, если функционируют по определенным законам, обладают общими качествами. Посмотрим, в чем выражается включенность библиотеки в педагогическую систему школы.
В основе деятельности школы и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база:
«Конвенция о правах ребенка»
Конституция РК;
Закон «Об образовании» РК
Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции.
Все правовые документы в сфере библиотечного образования равнозначны и только дополняют, а не противоречат друг другу. И образовательные учреждения, и библиотеки преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности.
В нашей школе педагогический коллектив видит школьную библиотеку как педагогическое структурное подразделение школы, что предполагает осмысление и активизацию ее педагогической деятельности.
Таким образом, включенность библиотеки в педагогическую систему школы основывается на ее специфических воспитательных функциях.
Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия с субъектами образования разные: индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.
Примером групповой формы организации педагогического процесса является урок - библиотечный урок, ставший необходимым условием воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество - суть повседневной работы библиотеки.
Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.
Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря.
И та, и другая предполагают наличие следующих умений:
Конструктивные
умение анализировать
прогнозировать конечный результат деятельности
Организаторские
умение организовать работу библиотеки в целом,
управлять отдельными ее технологическими циклами,
включать детей в различные виды деятельности
Коммуникативные
умение устанавливать контакты,
общаться с администрацией, педагогами, детьми,
тактичность, правильная речь
Проектировочные
умение планировать педагогическую деятельность
использовать дидактические материалы
И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.
Школьная библиотека имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта библиотека формирует читателя для всех иных библиотек, даже самого высокого ранга. Мы убедились, что нет больших и маленьких библиотек: существует Библиотека.
Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение имеет непосредственное отношение к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школе создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов.
Книжный фонд библиотеки представлен энциклопедиями, справочниками, научно-познавательной, методической и художественной литературой. На научно- познавательную литературу приходится – 28%, методическую – 22%, художественную – 52%.
Фонд учебной литературы.
Всего – 1567 учебников
Учебные пособия на электронных носителях – 35 наименований.
Увеличение комплектования восполняется проведением различных акций:
Акция «Подари книгу школьной библиотеке»
«Живи, книга»
Для привлечения читателей в библиотеку проводятся конкурсы: «Лучший читатель года», «Самый читающий класс». По итогам прошлого учебного года «Лучшими читателями года» были Лесовая Лилия (ученица 3 класса), Бусыгина Александра (ученица 5 класса), лучшим читающим классом стали учащиеся 5 класса.
Широко используются и такие формы: конкурсы рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы, викторины. Как веселый запоминающийся праздник проходит Неделя детской книги. Читатели могут проявить свою выдумку и фантазию, участвуя в конкурсах, выставках детских рисунков, встречах с любимыми литературными героями. Учащиеся, принимавшие активное участие в конкурсах и мероприятиях, поощряются грамотами и призами. Главное, чтобы детям было интересно, весело и в памяти осталась связь: «Праздник — библиотека — книга» и вновь, и вновь хотелось читать!
Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школы пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.
Таким образом, многие школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, и школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе.
Библиотекарь Надеждинской основной школы Сорокина С.В.