Тема: Клеточное ядро. Ведущая роль ядра в наследственности. Особенности клеток прокариот и эукариот.
Дата: Класс: 9 Урок: 9 Учитель: Юсупова А.Т.
Тема: Клеточное ядро. Ведущая роль ядра в наследственности. Особенности клеток прокариот и эукариот.
Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
- образовательная: Создать условия для формирования знаний учащихся о строении ядра;
- развивающая: Продолжить развитие умений работы с учебником, выявление особенностей органоидов связанных с выполняемой функцией.
- воспитательная: Формирование положительного отношения к занятиям.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа, рассказ.
Оборудование: электронный учебник, презентация, таблица.
Ожидаемый результат: знать особенность строения ядра.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Образовательные задачи:
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
Психологически подготовить учащихся к общению.
Приветствие. Проверка подготовки рабочего места учащихся к уроку (наличие школьных принадлежностей), сообщение цели урока и плана работы на уроке.
II. Этап проверки домашнего задания.
Образовательные задачи:
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Индивидуальный опрос:
- Какие органоиды клетки вам известны?
- Как устроена мембрана клеток живых организмов?
- В чем сходство и различия в строении оболочек клеток разных организмов?
- Какими способами могут поступать вещества в клетку?
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Образовательные задачи:
Обеспечить мотивацию учения школьников.
Обеспечить включение школьников в совместную деятельность.
Актуализировать субъективный опыт учащихся.
На слайде покажите и назовите органоиды клетки.
- Назовите основные части, характерные для любой клетки эукариот.
- Чем клетки эукариот отличаются от клеток прокариот?
IV. Этап изучения нового материала.
Образовательные задачи:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Ядро – важнейшая структура клетки (слайд 3).
*Объяснение учителя с использованием слада:
Итак, все клетки эукариот имеют хорошо сформированное ядро.
1) Ядро эукариот состоит:
А) Кариолема – Двойная ядерная мембрана, отделяет кариоплазму от цитоплазмы.
Б) Поры – отверстия в кариолеме, обеспечивают связь ядра со всей клеткой.
В) Кариоплазма – ядерный сок, содержащий органические и неорганические вещества.
Г) Хроматин – деспирализованные хромосомы.
Д) Ядрышки – органоиды ядра, образованные хроматином и белками.
Обычно клетки имеют по одному ядру, но бывают и исключения.
*Организация самостоятельной работы с текстом учебника (слайд 4).
На странице 46 учебника, 3 абзац. Найдите примеры организмов имеющих 2 и более ядер.
- Клетки каких организмов, относящихся к эукариотам, не имеют ядер и почему?
- Каковы размеры клеточных ядер, от чего это может зависеть?
2) Особенности кариолемы (слайд 5).
Объяснение учителя:
Содержимое ядра отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой – кариолемой, состоящей из двух близко расположенных друг к другу мембран. Каждая мембрана толщиной 8 нм, расстояние между ними около 30 нм. Через определенные интервалы обе мембраны сливаются друг с другом, образуя отверстия, диаметром 70 нм – ядерные поры. Число пор непостоянно, оно зависит от размеров ядер и их функциональной активности.
3) Особенности кариоплазмы (слайд 6).
*Объяснение учителя с элементами самостоятельной работы:
Внутренняя полость ядра заполнена кариоплазмой, состоящей из органических и неорганических веществ, а также хроматина и ядрышек.
Обратитесь к учебнику на странице 47 первый абзац, ответьте на вопросы:
- Что такое спирализация хромосом, когда она происходит?
- Какую роль в этом процессе играют белки?
4) Хромосомы.
*Объяснение учителя с элементами беседы:
Хромосомы – органоиды ядра, образующиеся в период деления клетки. Каждая хромосома состоит из одной нити ДНК и белков. Функция – носитель генетической информации.
Подумайте: Каково значение спирализации и деспирализации хромосом?
* Организация самостоятельной работы с учебником .
На страницах 32-33 найдите ответ на вопрос: Что представляет собой ядрышко, какова его функция в клетке?
Хромосомный набор клетки – кариотип.
*Объяснение учителя, сопровождающееся демонстрацией слайда:
Кариотип – уникален. И если количество хромосом у разных организмов может совпадать (например: картофель и шимпанзе имеют по 48 хромосом), то форма и размеры, а также структура хромосом будет отличаться.Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом .
Клетки организма
Соматические (двойной набор хромосом – диплоидный).
Половые (одинарный – гаплоидный набор).
В диплоидном наборе, исходно половина хромосом досталась каждой клетке от материнской яйцеклетки и столько же хромосом – от сперматозоида отца.Парные, т.е. одинаковые хромосомы, получили название – гомологичных хромосом.
V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
Образовательные задачи:
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
Задание 1. Фронтальный опрос:
- Почему ядро, считается носителем наследственной информации клетки? - Какие клетки не имеют ядер?- Каковы функции ядрышек?
Задание 2. Кроссворд:Ядро:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Спирализованные и уплотненные участки хромосом, состоящие из ДНК и белков.
2. Важнейшая составная часть клетки грибов, растений и животных.
3. Совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки.
4. Хромосомный набор соматической клетки, где каждая хромосома имеет себе пару.
5. Хромосомный набор гамет половой клетки.
6. Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены.
7. Область хромосомы, к которой во время деления клетки прикрепляются нити веретена деления.
8. Плотное тельце, погруженное в ядерный сок, существующее только в неделящихся ядрах.
9. Консистенция (состояние) содержимого ядра клетки.
Ядро (Ответы):
1 хро м а т и н
2 я дро
3 к а ри о т и п
4 ди пл о и дный
5 г а пл о и дный
6 г о м о л о г и ч ные
7 це нт ро м е ры
8 я дрышк о
9 г е л е о б ра зно е VI. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Образовательные задачи:
Обеспечить формирование у школьников целостной системы знаний по данной теме.
Обеспечить установление межпредметных связей.
Задание в р\т стр. 12.
VII. Этап информации о домашнем задании.
Образовательные задачи:
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
§ 7 стр. 32-39.
VIII. Этап подведения итогов урока, рефлексия.
Образовательные задачи:
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Мобилизация учащихся на рефлексию.
Сегодня на уроке у нас получилось…
К сожалению, не совсем удалось…
Мне понравилась работа ………….. учащихся.
Хотелось пожелать большей активности…
Выставление оценок в дневники.
Урок закончен. Спасибо за работу!