Программа развития физической культуры и спорта Быстрее! Выше! Сильнее!


50939709144000-6089659461500
Министерство образования и науки Российской Федерации
Главное управление образования мэрии г. Новосибирска
Управление образования администрации Ленинского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
2007
«Гимназия №14 «Университетская»
630064 г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 31 факс 346-47-31,тел. 346-47-31,
ИНН 5404121137/КПП 540401001, ОГРН 1035401482071
ОКОНХ 92310, ОКВЭД 80.21.2 ОКПО 23642416,
gym_14_nsk@nios.ru, сайт: gim-14.nios.ru
Программа
по развитию физкультуры и спорта, олимпийского образования
«Быстрее! Выше! Сильнее!»
2003425217805
45681901270053403515875
2429372194137
28028904180205
730250793754283075164465
2308225200025
Новосибирск
2011
Разработчики:
Судоргина Любовь Вилениновна,
директор гимназии
высшей квалификационной категории,
Заслуженный учитель РФ
Чернышенко Елена Геннадьевна,
заместитель директора понаучно-методической работе, высшей квалификационной категории
Пигарева Ольга Александровна,
заместитель директора поучебно-воспитательной работе
первой квалификационной категории, учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Актуальность.
2014 год – год зимней олимпиады. Чем для жителей России является это событие?
Владимир Путин, Президент РФ: «Надеюсь, что это приведет к позитивным тенденциям с точки зрения здоровья нации, улучшит ситуацию с демографическими проблемами. У меня самого, когда я смотрю на все эти объекты, чувство гордости за нашу страну, инженеров, строителей. Далеко не каждая страна может с этим справиться. А мы можем. И, конечно, будем ждать успехов от наших спортсменов. Это важно. Жду от наших атлетов результатов, понимания того, что за ними огромная страна».
Александр Овечкин, хоккеист, двукратный чемпион мира и Посол «Сочи 2014»: «В 2014 году наша страна впервые примет зимние Игры – и для каждого из нас это прекрасная возможность не только проникнуться важнейшим моментом в спортивной истории страны, но и от души поддержать наших олимпийцев. Очень рад, что российские болельщики могут увидеть всё своими глазами и почувствовать особый дух наших Игр».
Михаил Терентьев, генеральный секретарь Паралимпийского комитета России: «Главное наследие проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году в Сочи - изменение отношения к паралимпийскому движению не только со стороны государства, но и всего нашего общества, и в целом улучшение отношения в нашей стране к людям с различными видами инвалидности. Благодаря участию в продвижении заявки на проведение Игр в Сочи и нашей победе мы подняли планку отношения к людям с инвалидностью в обществе на новый уровень»
Анастасия Алабугина, учитель немецкого языка МБОУ Гимназия №14 «Университетская»: «Олимпиада – это здорово, изучение олимпийского движения для наших учащихся - стимул к спортивным достижениям различного уровня».
Дубков Илья, ученик 8а класса гимназии: «Во-первых, для нас для всех граждан РФ - это очень большая честь, ведь олимпиада проводится раз в четыре года, и такой шанс представляется не всегда. Главное не упустить его и доказать, что Россия может многое! »
Значит олимпиада для нас не рядовое событие? Это событие, которое может сплотить наш народ на одно общее дело. Дело развития физической культуры, спорта и привлечение молодежи, подростков к систематическим занятиям спортом, способствующим формированию здорового образа жизни и позитивного настроения.
Девиз «Олимпиада начинается в школе» актуален как никогда:
участники будущих олимпиад являются школьниками;
систематические занятия физической культурой и спортом создают условия для достижения высоких спортивных результатов;
эффективная спортивно-оздоровительная деятельность школы способствует формированию мотивации для занятий спортом;
в школе формируются качества личности по принципу «Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Пусть судьбы детей будут связаны со спортом, а не с вредными привычками;
первые неудачи и победы в спорте, пережитые в младшем школьном возрасте, закаляют волю. К старшим классам воля к победе у позитивно настроенных юношей и девушек сформирована;
условия, которые создаются в школе, включая материально-технические, дают возможность детям попробовать себя в разных видах спорта.
Обоснование разработки программы
Здоровье населения в нашей стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства. В последние десятилетие ухудшение здоровья детей школьного возраста и взрослых в России стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. В различных нормативно-правовых документах системы российского образования указывается на актуальность проблемы сохранения здоровья учащихся: ст. 2, ст. 51 Федерального закона «Об образовании»; Письмо Министерства образования РФ от 28 марта 2002 № 29/2048-6 «Образование и здоровье»; решение коллегии Министерства образования РФ от 10 сентября 2003 г. № 12 «О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях»; Приказ Минобразования России, Госкомспорта России, Минздрава России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; Письмо Министерства образования РФ от 26 марта 2002 г. № 30-51-197/20 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях»; письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования". Таким образом, государство актуализирует проблему сохранения физического здоровья учащихся в образовательных учреждениях России, считая, что поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.
Государство и общество считают, что учебные перегрузки школьников, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом являются главными причинами малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Опасение вызывает и неспособность некоторых юношей служить в армии из – за задержки роста и физического развития, недостаточного веса и мышечной массы. Снижение адаптационных возможностей организма детей приводит к общему ухудшению здоровья. Решение данной проблемы напрямую зависит от организации физкультурно-массовой и оздоровительной работы в школе.
Современные школы имеют широкие возможности для создания условий занятий физической культурой и спортом:
достаточное материально-техническое оснащение;
наличие кадрового потенциала;
социальное партнерство;
созданные системы спортивно-массовой деятельности.
Но в настоящее время у нас появилась уникальная возможность придать стабильному направлению педагогической деятельности новый импульс. Современность создает новые направления в педагогике, в том числе, появилось школьное олимпийское образование.
Олимпийское образование не только декларирует гуманистические идеи, но и добивается их практической реализации, поскольку представляет собой социально-педагогическую деятельность в рамках олимпийского движения, которая формирует и совершенствует систему знаний об истории Олимпийских игр, о социально-культурном потенциале спорта и его роли в здоровом образе жизни. Олимпийское образование можно разделить на две составляющие: олимпийское воспитание и олимпийское обучение.
Олимпийское воспитание направлено на решение задач связанных с формированием и совершенствованием мотивации – интереса к спорту, потребности к систематическим занятиям спортом, важным средством формирования физической культуры человека, как элемента здорового образа жизни. Формирует патриотические чувства и гражданственность, силу воли и целеустремленность.
Олимпийское обучение направленно на решение задач связанных с формированием и совершенствованием умений и навыков использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, строить свои занятия спортом так чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему развитию личности. Всегда вести честную и справедливую борьбу, отдавать предпочтение благородному поведению.
Олимпийское образование органично вписывается в учебно-воспитательный процесс и содействует эффективному решению основных задач:
повышению уровня знаний в области физической культуры и спорта, значимости олимпийской культуры в формировании мировоззрения учащегося;
формированию представления о значимости здорового образа жизни;
развитию общей культуры и эрудиции;
разностороннему и гармоничному развитию личности.
Основной отличительной особенностью олимпийского образования от других образовательных и воспитательных сфер является его спортивное начало. Олимпийская педагогика отмечает, что в спорте изначально заложено стремление человека к гармоничному развитию, спорт заботится о сохранении человеческого достоинства и является мощнейшим педагогическим рычагом.
Олимпийское образование в полной мере соответствует тенденциям современного общественного развития, в том числе в области идеологии, интересам и потребностям современной цивилизации. Оно может внести существенный вклад в решение актуальных социальных задач.
Вместе с тем, изменяющиеся условия, новые требования к образовательным учреждениям диктуют необходимость совершенствования возможностей образовательных учреждений в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников, что в полной мере обеспечит реализация данной программы.
Таким образом, данная программа решает следующую цель развития и воспитания учащихся: формирование и развитие мировоззрения учащихся, позитивного отношения к занятиям физкультурой и спортом через изучение истории олимпийского движения и олимпийской культуры.
Задачи:
Создать в гимназии систему олимпийского образования.
Использовать инновационные программы, методики и технологии при организации физкультурно-спортивного обучения и воспитания и олимпийского образования.
Обеспечить целостность и системность в организации физкультурно-спортивной деятельности на основе олимпийского движения.
Использовать возможности спортивно-оздоровительной деятельности для профилактики асоциального поведения и вредных привычек учащихся.
Разработать методические рекомендации для классных руководителей и учителей гимназии по проведению уроков и классных часов по олимпийской тематике.
Активизировать деятельность педагогического коллектива и администрации гимназии на развитие массовой физической культуры и спорта с привлечением родителей и общественности.
Организовать повышение квалификации педагогов гимназии в вопросах олимпийской педагогики и олимпийского движения.
Создать в гимназии атмосферу сотрудничества и содействия в получении лучших результатов физкультурно-массовой и оздоровительной деятельности.
Расширять социальное партнерство в развитии физкультурно-массовой и оздоровительной деятельности, в том числе и со средствами массовой информации.
Модернизировать и совершенствовать материально-техническую базу для занятий физкультурой и спортом.
Содержание программы
Данная программа является частью программно-методического комплекса обеспечения безопасности и сохранения здоровья участников образовательного процесса в гимназии, в состав которого входят:
Программа «Безопасное образовательное пространство гимназии»
Программа «Здоровье для всех»
Проект «Модель организации физкультурно-спортивной работы спортивно-оздоровительного комплекса гимназии»
Проект «Школа – центр физической культуры и здорового образа»
Методические рекомендации по изучению олимпийского движения в гимназии на основе Методических рекомендаций по проведению олимпийского урока «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения» АНО «Оргкомитет «Сочи 2014».
Программа тьюторского сопровождения учащихся на уроках физической культуры.
Система спортивно-массовой и оздоровительной работы обеспечена полным набором нормативно-правовой и научно-методической литературы. Ежегодно в гимназии осуществляется обобщение прогрессивного педагогического опыта в области здоровьесберегающих технологий. Данная программа «Быстрее! Выше! Сильнее!» является логическим продолжением системной и целенаправленной деятельности педагогического коллектива и состоит из следующих блоков:
нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение программы;
управление внедрением и реализацией программы;
организация уроков физической культуры с позиций олимпийского образования;
организация внеурочной деятельности и дополнительных услуг по спортивно-оздоровительному направлению в соответствии с ФГОС;
организация внеклассной деятельности по вовлечению участников образовательного процесса в массовые мероприятия спортивно-физкультурного направления;
формирование спортивной инфраструктуры гимназии;
ресурсное обеспечение программы;
ожидаемые результаты;
критерии эффективности реализации программы с программируемыми результатами;
поэтапный план внедрения и реализации программы.
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение программы
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение преподавания физической культуры
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года
Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»
Концепция модернизации физического воспитания и оздоровления учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности;
ФГОС НОО, ФГОС ООО, Федеральный компонент образовательного стандарта, 2004год
Устав гимназии;
программа развития «Индивидуализация. Качество. Успешность»;
Рабочие программы учителей физической культуры;
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение внеклассной и внеурочной деятельности
программа «Здоровье для всех»;
проекта «Гимназия – центр физической культуры и здорового образа жизни»;
программы по развитию физкультуры и спорта, олимпийского образования «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
план внеклассной и внешкольной работы по физической культуре;
программы внеурочной деятельности по физической культуре и спорту (легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, спортивный час, спортивные-бальные танцы, современные танцы)
Положение о школьной спортивной команде,
Положение о спортивном клубе гимназии «Алый парус»,
Положение о проведении «Малых олимпийских игр»,
Положение о проведении мониторинга физического развития,
Положения о конкурсах «Лучший спортсмен», «Лучшая спортсменка», «Лучший спортивный класс» года,
Положения о соревнованиях и конкурсах.
Система приказов, обеспечивающих здоровьесберегающую деятельность и просветительскую спортивно-массовую работу в гимназии
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности
программа «Здоровье для всех»;
проекта «Гимназия – центр физической культуры и здорового образа жизни»;
программы по развитию физкультуры и спорта, олимпийского образования «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
план внеклассной и внешкольной работы по физической культуре;
Система приказов, обеспечивающих здоровьесберегающую деятельность и просветительскую спортивно-массовую работу в гимназии
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение олимпийского образования
программа «Здоровье для всех»;
проекта «Гимназия – центр физической культуры и здорового образа жизни»;
программы по развитию физкультуры и спорта, олимпийского образования «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
план внеклассной и внешкольной работы по физической культуре;
Управление внедрением и реализацией программы

В организации физкультурно-спортивной работы участвуют:
Директор гимназии, в функции которого входит:
руководство всей физкультурно-спортивной и оздоровительной работой;
контроль за реализацией цели и задач физкультурно-спортивной и оздоровительной работы;
осуществление связи между участниками образовательного пространства;
организация материально-технического обеспечения спортивно-оздоровительного комплекса.
Заместитель директора, курирующий вопросы здоровьесбережения:
направляет работу оздоровительного центра, психолого-педагогичнской службы по сопровождению спортивно-оздоровительной работы в гимназии;
направляет работу спортивного клуба «Алый парус» и руководителя физического воспитания (совместно с зам. директора по воспитательной работе);
организует реализацию программы совместной деятельности с социальными партнерами;
координирует работу психолого-педагогической службы по включенности детей, требующих постоянной педагогической поддержки в физкультурно-спортивную жизнь школы.
организует работу творческой группы по реализации идей совершенствования здоровьесберегающего пространства гимназии.
Руководитель физического воспитания:
разработка и выполнение (совместно с учителями физкультуры) системы внеклассных массовых мероприятий;
обеспечение участия сборных команд гимназии в соревнованиях разного уровня;
обеспечение взаимодействия с социальными партнерами;
формирование системы социального партнерства;
регулярное информирование всех заинтересованных лиц о результативности физкультурно-спортивной работы в гимназии;
создание банка данных о спортсменах, отслеживание результативности участия в различных соревнованиях.
Организация уроков физической культуры с позиций олимпийского образования
В современном мире существенно возрастает роль физической культуры как фактора совершенствования человека и общества. В ФГОС по физическому воспитанию определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), его место и функции в воспитании школьников, направленные на реализацию задач образовательного и воспитательного характера. Сегодня мы все острее осознаем, что школе нужен не просто учитель физической культуры - подрастающему поколению нужна эрудированная компетентная личность, у которой развиты профессиональные компетенции, т.е. способность выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять полученные профессиональные знания в соответствии с решаемыми проблемами.
В первую очередь нужно обратить внимание на одну из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, это – обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, выражающаяся в двигательной деятельности.
Система работы учителей гимназии складывалась на основе изучения психолого-педагогической и специальной литературы, опыта работы в качестве учителя физической культуры в образовательной школе.
Важным в своей деятельности учителя считают сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения, на основе взаимного уважения и доверия, постоянное стимулирование и развитие физических качеств, привитие навыков для самостоятельных занятий каждого учащегося физическими упражнениями, отказ от вредных привычек, осуществление чёткой системы текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков на всех этапах обучения.На уроках физической культуры основное внимание уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются соответствующие двигательные навыки (техники и тактики), продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса и путём освоения новых двигательных действий и вырабатываю умения применять их в различных по сложности условиях. Особое внимание на уроках уделяется теоретической части, ведь ребенок должен не только уметь выполнять те или иные действия (бегать, прыгать, метать, ходить на лыжах, плавать) или играть в спортивные игры, но уметь объяснить их особенности. Знать историю развития видов спорта, знать имена спортсменов проявивших себя в том или ином виде, знать историю Олимпийских игр (древности и современности).
Учитель физической культуры гимназии в своей работе использует тьюторские технологии.
Тьюторское сопровождение учащихся, имеющих высокие показатели физического развития.
Алгоритм.
Экспресс-тестирование физических качеств, выявление учащихся имеющих высокие показатели физического развития
Создание карты индивидуального развития
Создание карты физического развития и физической подготовленности, уровень развития физических качеств
Подбор соревнований и мероприятий для данной категории учеников.
Тренировочный процесс и участие в соревнованиях и мероприятиях.
Обсуждение результатов.
Составление портфолио.
Организация работы начинается с первых уроков, когда проводя экспресс-тестирование. Учителя, определяют в каждом классе детей имеющих высокие показатели физического развития. Для данных групп учащихся в рамках уроков, а так же во внеурочное время организованы тренировочный процесс и подготовка к соревнованиям различного уровня. То, что данная группа детей является разновозрастной, позволяет организовывать с ними тьюториалы, а так же организовать взаимопомощь как старших учащихся младшим, так и младшие помогают старшим. Результатом тьюторской деятельности служит портфолио.
На протяжении десяти лет учителя физической культуры ведут мониторинг. Мониторинг показателей физического развития – это непрерывное слежение за динамикой физического развития ребенка, является важным элементом моей работы. Данный мониторинг является общегимназическим, все учителя физической культуры работают на его основе, что позволяет обеспечить преемственность в работе педагогов.
Для оценивания физической подготовленности используются тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основным программно-нормативным документом - «Комплексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательном учреждении для 1-11 классов». На основании тестирования в относительно короткие сроки можно получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения в современных условиях. Тесты дают информацию об индивидуальном или групповом изменении здоровья и эффективности используемых в целях улучшения физического состояния физических упражнений.
Измерение физической подготовленности имеет существенное значение для учителя и ученика. Для учителя всегда была очевидна потребность располагать конкретными и объективным измерением как физического состояния воспитанников, так и эффекта своей собственной педагогической деятельности. Для ученика измерение дает объективную информацию о физическом состоянии, позволяет видеть, как изменяется его уровень. Тем самым, тестирование имеет мотивационное (стимулирующее) значение.
В нашей гимназии проводится тестирование по шести тестам, которые определяют уровни физической подготовленности учащихся по 6 основным параметрам:
Тест №1 - определение уровня быстроты - бег 30м;
Тест №2 - определение уровня выносливости - бег 6 минут;
Тест №3 - определение уровня координации - челночный бег 3* 10м;
Тест №4 - определение уровня скоростной силы - прыжок в длину с места;
Тест №5 - определение уровня силы рук (юноши) - сгибание-разгибание рук из положения «упор лежа», определение уровня силы пресса (девушки) поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек.;
В гимназии разработаны таблицы, в которых отражены результаты каждого учащегося на протяжении всего обучения в гимназии. С периодичностью 2 раза в год в сентябре и мае проводится срез показателей.
При тестировании определяется низкие, средние, высокие показатели каждого ребенка. В течение года специальными упражнениями корректируется та или иная проблема учащегося. В конце учебного года проводится повторное тестирование, которое определяет наличие роста физического развития.
На основании полученных результатов формируются банки данных о физической подготовленности учащихся.
Организация внеурочной деятельности и дополнительных услуг по спортивно-оздоровительному направлению в соответствии с ФГОС
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся 1-6 классов гимназии вовлечены во внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Виды внеурочной деятельности
Формы работы внеурочной деятельности.
Направление Программы (рабочие) Формы работы Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное Футбол
Студия «Современный танец»
Легкая атлетика
Спортивный час
Теннис
Бадминтон
Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры Мотивирование и обучение подростков способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности.
Информация о занятости учащихся 1-6 классов в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности:
Кружки, секции 1 классы 2 классы 3 классы 4 классы 5 классы 6 классы
Кол. часов Кол. Уч. Кол. часов Кол. Уч. Кол. часов Кол. Уч. Кол. часов Кол. Уч. Кол. часов Кол. Уч. Кол. часов Кол. Уч.
Спортивный час 2 20 1 20 2 20
Футбол 2 30 1 30 2 30 2 30 2 40 2 21
Современный танец 2 20 2 20 3 35 2 20 2 25 2 20
Легкая атлетика 1 7 1 7 1 8 1 8 2 8 2 12
Теннис 2 8 2 8 2 8 Бадминтон 1 10 1 10 1 12
Гимназия предоставляет дополнительные услуги по футболу, теннису для молодежи и населения, спортивными-бальным танцам для учащихся и молодежи.
Организация внеклассной деятельности по вовлечению участников образовательного процесса в массовые мероприятия спортивно-физкультурного направления
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в гимназии главную роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.
Правильно спланированная спортивно-массовая работа дает положительный результат, главной ее целью является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника, массовый охват учащихся, учителей и родителей.
Традиционно в гимназии третья неделя сентября проводится под девизом «Неделя физической культуры и спорта» в течение недели классные коллективы и коллектив учителей гимназии демонстрируют свою физическую подготовленность в различных видах спорта. Традиционным мероприятием недели является Легкоатлетический пробег, участие в котором принимают ученики и учителя, соревнования по волейболу и мини-футболу среди учителей и учащихся. Во время недели дается старт гимназической спартакиаде «Малые Олимпийские игры» на весь учебный год. По итогам спартакиады класс, наиболее активно проявивший себя в спортивных мероприятиях и завоевавший наибольшее количество очков в течение учебного года, получает звание «Спортивный класс года» (в прогимназии и основной гимназии). Цели и задачи спартакиады: совершенствование спортивно-массовой оздоровительной работы с детьми во внеурочное время; укрепление здоровья подрастающего поколения, вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом; привитие школьникам навыков здорового образа жизни; формирование сборных команд для участия в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Ленинского района.
Программа Спартакиады:
Спартакиада проводится по отдельным видам спорта.
По группе 1-4 классов: осенний кросс, турслет, ГТЗО, смотр строя и песни, весёлые старты, ОФП.
По группе 5-6, 7-8 классов: осенний кросс, турслет, стрельба из пневматической винтовки, пионербол (волейбол), настольный теннис, смотр строя и песни, президентские состязания, президентские спортивные игры, ОФП, мини-футбол.
По группе 9-11 классов: осенний кросс, турслет, стрельба из пневматической винтовки, пионербол (волейбол), настольный теннис, смотр строя и песни, президентские состязания, президентские спортивные игры, ГТ30, мини-футбол.
Соревнования по всем видам спорта проводятся по действующим правилам. Все изменения и дополнения к ним определяются на судейской коллегии.
№ п/п Вид программы Группа Сроки проведения Место проведения
1 Легкоатлетический кросс 1-4 кл.,
5-11 кл. май
сентябрь Территория гимназии, парковые зоны
2 Турслет 1-4 кл.,5-11 кл. сентябрь Парк за Кристаллом, пойма реки на Горской
3 ГТЗО 5-11 кл.
1-4 кл. Сентябрь
октябрь Спортивный зал
4 Стрельба из пневматической винтовки 5-11 кл.
24 октября Спортивный зал
5 Пионербол, волейбол 5-11 кл. С 1 декабря Спортивный зал
6 Настольный теннис 5-6 кл.,
7-8 кл.,
9-11 кл. С 12 ноября Спортивный зал
7 Смотр строя и песни 1-11 кл. февраль Спортивный зал
8 Веселые старты 1-4 кл. февраль Спортивный зал
9 Президентские состязания 5-11 кл. По положению (ноябрь-январь) Спортивный зал
10 ОФП 1-11 кл. Март, апрель Спортивный зал
11 Президентские спортивные игры 5-11 кл. Сентябрь-март Спортивный зал
12 Мини-футбол 5-11 кл. апрель-май Футбольное поле
Завершается Неделя физической культуры и спорта Днем здоровья, он проходит в форме Туристического слета. Участие в туристическом слете принимают учителя, ученики и родители. Во время туристического слета ребята соревнуются в умении ориентироваться на местности, разводить костер, готовить пищу в походных условиях. А так же проводятся спортивные конкурсы и эстафеты, игры на сплочение и взаимодействие. Все участники туристического слета получают сладкий, полезный приз – гематоген, либо натуральный сок.
В ноябре проводим месячник «Мы за здоровый образ жизни». Данный месячник включает в себя мероприятия направленные на пропаганду навыков здорового образа жизни, мотивирование взрослых и детей на внимательное отношение к своему здоровью, привлечение к проблеме здоровья внимание всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется профилактике вредных привычек и асоциального поведения. В этом учебном году каждая неделя месячника проходила под девизом. Первая неделя «Предупрежден – значит защищен», данная неделя включает в себя классные часы, лекции, беседы и тренинги о здоровом образе жизни, которые проводят для учащихся специалисты психолого-педагогической службы, а так же классные руководители приглашают врачей-специалистов, родителей наших учеников. Для учеников транслируются видеофильмы, мультфильмы о ЗОЖ.
Неделя «Спорт и творчество» - конкурс рисунков, девизы здоровья, эмблемы здорового образа жизни, газеты о ЗОЖ, видеоролики и мультимедийные презентации о здоровом образе жизни. В гимназии создана медиатека творческих работ детей по данной тематике.
Неделя «В здоровом теле – здоровый дух» включает в себя проведение спортивных мероприятий и соревнований согласно плана гимназической спартакиады.
Четвертая неделя – неделя подведения итогов «Все в наших руках» - агитбригады по ЗОЖ, конкурс «Неболит», концерт «На здоровье», защита мини-проектов по ЗОЖ.
В январе в гимназии проводится «Декада правильного питания» в рамках декады проходят мероприятия по пропаганде правильного питания для учеников, учителей и родителей. Презентация блюд национальной кухни, конкурс «Салат здоровья», классные часы, гостевание, конкурсы рисунков. Парад овощей и фруктов, интеллектуальные игры, выпуск книг о здоровом питании. В гимназии проводится Акция «Разговор о правильном питании» - в рамках этой акции для учеников проводятся классные часы, Круглый стол для педагогов гимназии «Правильное питание – залог здоровья». Родительские собрания «Разговор о правильном питании». В гимназии разработана программа «Здоровое питание – здоровая личность».
В гимназии проводятся Дни здоровья. Осенний (Турслет), Зимний - в марте в рамках этого дня здоровья для учеников и родителей гимназии традиционно проходит мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья», либо спортивный праздник для родителей. Весенний - в мае, который предусматривает выходы классов в парки, выезды за город, посещение культурно-досуговых центров. 7апреля - Всемирный день здоровья, в 2011 и 2012 учебном году в рамках Всемирного дня здоровья проведены Олимпийские уроки, на основе Методических рекомендаций по проведению олимпийского урока «Ценности Олимпийского и Параолимпийского движения» АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» .
С 2000 года среди выпускников гимназии проходит голосование на звание «Спортсмен года» и «Спортсменка года», победителям вручается удостоверение и медаль. С 2012 года в гимназии появилась новая спортивная традиция, проведение спортивного праздника для родителей «Быстрее! Выше! Сильнее!».
Мы награждаем и поощряем детей за участие в мероприятиях грамотами на линейках открытия и закрытия декад, недель и месячников. Грамоты разрабатываем сами.
При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр. В настоящее время в гимназии созданы секции по футболу, рукопашному бою, большому теннису, настольному теннису.
Наряду со спортивными секциями в гимназии создаются группы по подготовке для участия в спортивных соревнованиях разного уровня. Данные группы занимаются с учителями физической культуры в соответствии с графиками районной и городской спартакиады.
Следует отметить такую форму работы, как организация физкультурно-массовой работы в период летней оздоровительной кампании. Обязательными режимными моментами являются проведение утренней зарядки на воздухе, спортивный час. В период работы лагеря с дневным пребыванием проходит два спортивных праздника.
С 2011/2012 учебного года особое место данном направлении, занимает работа Спортивного клуба гимназии «Алый парус», членами клуба являются министры спорта классов и члены сборных команд гимназии по видам спорта, учителя гимназии, а так же родители учащихся и социальные партнеры. Руководят работой клуба руководитель физического воспитания в гимназии совместно с министром спорта школьной республики. Спортклуб ставит своей целью всестороннее развитие физической культуры и спорта среди учащихся, как одного из важных средств воспитания. Основной задачей спортивного клуба «Алый парус» является создание условий для развития гармонично развитой личности, сочетающей в себе стремление к активному и здоровому образу жизни, спортивным достижениям, нравственным ценностям, патриотизму.
Данная работа требует большого совместного труда педагогического коллектива и учеников гимназии. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих гимназистов. Работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. В нее должны включиться все участники образовательного процесса.
Занятость учащихся в секциях спортивного направления:

Формирование спортивной инфраструктуры гимназии
№ Наименование объекта, его назначение, техническая характеристика Кол-во Размер
1 Спортивный зал (игровой) 1 680м2
2 Тренажёрный зал 1 68м2
3 Приспособленный спортивный зал (нестандартный) 1 185м2
4 Зал лечебной физкультуры 1 11,4м2Подсобные помещения:
5 раздевальные комнаты 4 4,5 м25,3 м25,2 м24,2 м26 душевые 3 6,5 м27 туалеты 2 0,9 м21,2 м28 тренерская 1 7,8 м29 Игровое поле для футбола (мини-футбола с комплектом ворот) 2 25х40м
10 Площадка игровая волейбольная со стойками 1
11 Теннисный корт 1
12 Гимнастический городок 1
13 Тренировочная площадка 2
14 Оздоровительный центр (соляная пещера, фито-бар, кислородный коктейль) № п/п Учебно-практическое оборудование Наличие
комплект щитов баскетбольных с кольцами шт. 2
щиты баскетбольные навесные с кольцами (доп.) шт. 2
мячи баскетбольные шт. 15
мячи волейбольные шт. 15
мячи футбольные шт. 15
мячи резиновые 15
стойки волейбольные да
сетка волейбольная да
ворота для мини-футбола с сеткой да
скамейки гимнастические жёсткие шт. 10
рулетка измерительная шт. 3
маты гимнастические шт. 50
мяч набивной (1, 2, 3) кг шт. 10
мячи теннисные шт. 100
стенка гимнастическая шт. 6
канат для лазания с механизмом крепления шт. 3
лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, крепления, палки) пар. 198
Гимнастические брусья (комплект) 1
Бревно гимнастическое шт. 3
Козел шт. 1
Мост гимнастический шт. 1
Теннисные столы шт. 3
Пневматическая винтовка шт. 10
Скакалка 30
Палка гимнастическая 20
Коврики для занятий 30
Обруч 20
Мяч для метания 5
Граната для метания 10
Комплект динамометров кистевых шт. 1
Динамометр становой шт. 1
Аптечка медицинская шт. 2
Технические средства обучения в образовательном учреждении
Телевизор не менее 72см 1
Видеомагнитофон DYD 1
Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов 1
Радиомикрофон 1
Мультимедийный компьютер 1
Сканер 1
Принтер лазерный 1
Копировальный аппарат 1
Цифровая видеокамера 1
Цифровая фотокамера 1
Мультимедиа проектор 1
Экран на штативе или навесной 1
Электронное табло 1
Стандарт основного общего образования по физической культуре Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) Авторские рабочие программы по физической культуре Учебник по физической культуре Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению Методические издания по физической культуре для учителей Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Плакаты методические Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы:
Кадровое обеспечение
Педагогические работники Кол. Квалификация Образование
Учителя физической культуры 3 Высшая категория – 0
Первая категория – 2
Вторая категория – 1 Высшее – 2
Среднее-специальное - 1
Тренеры 13 Высшая категория – 7
Вторая категория – 1
Не аттестованы – 5 Высшее - 8
Среднее-специальное - 5
Педагог дополнительного образования 2 Высшая категория – 1
Не аттестована – 1 Высшее - 2
Организационно-педагогические ресурсы С 2004 года в гимназии реализуется программа «Здоровье для всех», которой предусмотрено:
формирование пакета нормативно-методических документов, регламентирующих здоровьесберегающую деятельность гимназии;
создание психолого-педагогической службы, осуществляющей свою деятельность с точки зрения сохранения психологического и социального здоровья детей;
в школе раннего развития для детей 6 лет «Надежда» осуществляются интенсивная работа по адаптации дошкольников к условиям систематического обучения, психолого-педагогический мониторинг, индивидуальные обследования, для выявления факторов риска и трудностей в обучении;
осуществление мониторинга состояния здоровья детей и образовательной среды школы, включающего: изучение психофизиологических особенностей учащихся, проведение углублённых медосмотров, результаты исследований фиксируются в паспортах здоровья классных коллективов и доводятся до сведения классных руководителей, учителей - предметников и родителей; изучение заболеваемости; оценка работоспособности; оценка физиологического и эмоционального состояния школьников; исследования здоровья учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов в ходе адаптационного периода; анализ и оценка расписания школы в соответствии с требованиями санитарных норм и предельной нагрузки учащихся;
сформирован комплект методической документации, позволяющей совершенствовать содержание здоровьесберегающего процесса. Для учителей разработаны методические рекомендации по проведению физминуток на уроке в соответствии с СанПиНом, методические разработки уроков здоровья и классных часов;
в рамках реализации физкультурно-оздоровительного направления в гимназии каждому ученику предоставляется возможность реализовать свои спортивные потребности для укрепления физического здоровья, созданы спортивные секции, проводятся Дни Здоровья, неделя и уроки здоровья и другие мероприятия;
развита сеть дополнительных платных образовательных услуг для обеспечения профилактики заболеваний, учитывая склонности и интересы учащихся;
для материальной поддержки программы «Здоровье для всех» осуществляется тесное сотрудничество с фондом поддержки и развития школы «Детство», который действует под руководством Попечительского Совета гимназии;
комплекс здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в результате интегративной деятельности гимназии позволяет реализовать принцип адаптивно-развивающей деятельности в сочетании с сохранением и укреплением здоровья.
Финансовые расходы, необходимые для развития физической культуры и спорта и реализации программы, рассчитываются, исходя из сложившихся норм финансирования и мер по обеспечению государственных гарантий с привлечением дополнительных источников финансирования: спонсорские средства, фонд «Детство».
Ожидаемые результаты
Учащиеся:
владеющие знаниями об олимпийском движении;
способные организовать спортивные соревнования и мероприятия;
сохраняющие свое здоровье, увлекающиеся спортом;
обладающие патриотическими чувствами и гражданским самосознанием.
Учителя:
использующие современные технологии и подходы на уроках физической культуры и во внеклассной деятельности;
знающие и применяющие на практике основы олимпийского образования;
личным примером показывающие преимущества здорового образа жизни.
Родители:
активно участвующие в общегимназических мероприятиях;
понимающие значимость развития олимпийской педагогики;
подающие личный пример здорового образа жизни.
Для гимназии:
система педагогической деятельности, основанная на олимпийском образовании;
комплект методических рекомендаций и разработок по олимпийской тематике.
Для общества:
граждане, обладающие патриотическими чувствами и гордостью за родную страну.
Критерии эффективности реализации программы с программируемыми результатами
№ Наименование показателя Количество специалистов, занятых в системе физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы, прошедших повышение квалификации в сфере физической культуры и здоровьесбережения, олимпийского движения (%)100%
Количество обучающихся, охваченных физкультурно-оздоровительными мероприятиями в системе олимпийского образования 90%
Количество обучающихся, охваченных внутришкольными физкультурно-массовыми мероприятиями 90%
Количество обучающихся, охваченных мониторингом состояния физического здоровья 100%
Количество обучающихся, охваченных физкультурно-спортивной работой в каникулярное время 60%
Доля обучающихся - членов школьного клуба физической подготовки, спортивного клуба, туристического клуба к общему количеству обучающихся в ОУ 50%
Количество проведенных соревнований, конкурсов, физкультурно-спортивных праздников на школьном уровне по олимпийской тематике не менее 25 в год
Количество учащихся, знающих основы олимпийского движения 100 %%
Наличие методических материалов по олимпийскому образованию имеется
Поэтапный план внедрения и реализации программы.
Периоды Цель, направления и содержание деятельности
2011/ 2012 учебный год 1 этап. Подготовительный
Цель: создать условия реализации программы
Разработка программы «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Формирование пакета нормативно-правовых, научно-методических и практических материалов по олимпийскому образованию.
Проведение семинаров, тренингов для педагогов с целью повышениях их квалификации в области олимпийского образования
Разработка требований и рекомендаций к проведению внеклассных мероприятий по изучению олимпийского движения.
Поиск социальных партнеров для развития спортивно-физкультурного направления.
Создание приказов, положений, планов, документов, обеспечивающих реализацию программы.
Анализ кадровых потребностей и определение возможностей расширения круга привлеченных специалистов к реализации программы.
Проведение организационных и методических совещаний с участниками программы.
Разработка модели управления реализацией программы и определение функциональных обязанностей участников.
Формирование календарного плана спортивных соревнований в рамках Малых олимпийских игр
Введение ежедневной гимназистки до учебных занятий «На зарядку становись!».
Разработка алгоритма проведения подвижных перемен;
Информирование о результатах и спортивных достижениях всех заинтересованных лиц.
2012/ 2013 учебный год 2 этап. Внедренческий
Цель: внедрить программу в практику работы гимназии
Апробация пакета нормативно-правовых, научно-методических материалов и внесение необходимых корректив.
Совершенствование техники проведения уроков физической культуры на основе олимпийского образования.
Разработка и апробация образовательных программ адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и внедрение методических рекомендаций учителям физической культуры и руководителям физического воспитания по организации спортивно-массовой работы на основе олимпийского образования.
Организация участия в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, проектах всех участников образовательного процесса.
Проведение олимпийских уроков и тематических классных часов.
Проведение мониторинга по всем направлениям олимпийского образования, подведение промежуточных итогов.
Организации и проведение конкурсов «Лучший спортсмен» и «Лучшая спортсменка», «Лучший спортивный класс»
Проведение творческого родительского форума «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Внедрение проекта «Спортивные каникулы»
Организация и проведение пресс-конференций с выпускниками гимназии, членами спортивных команд разного уровня
Информирование всех заинтересованных о результатах реализации программы.
2013/2014 учебный год 3 этап. Рефлексивно-обобщающий
Цель: подведение итогов реализации программы
Проведения научно-практической конференции по олимпийскому образованию.
Обобщение передового педагогического опыта по олимпийской педагогике.
Расширение круга специалистов, привлеченных к реализации программы, совершенствование системы социального партнерства и взаимодействия
Проведение спортивного праздника, посвященного открытию олимпийских игр в Сочи.
Внедрение инновационных программ, методик и технологий при организации физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования.
Совершенствование традиций спортивно-массовой работы в гимназии.
Обобщение мониторинга физического развития и двигательной активности учащихся
Публикация методических рекомендаций по различным направлениям программы.
Издание сборника материалов по результатам реализации программы