Проект по воспитанию звуковой культуре речи детей среднего и старшего дошкольного возраста


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №41 «Сказка»


Проект «Воспитание звуковой культуры речи
детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)»
Составитель: учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Селифанова Татьяна Николаевна
г. Воскресенск
2014г.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Хотя на данном возрастном этапе у детей значительно улучшается произношение, артикуляционный аппарат становится подвижнее, однако, речь дошкольников еще несовершенна.
У детей средней группы (от 4 до 5 лет) уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:
1.исчезает смягченное произношение согласных звуков;
2.многие звуки произносятся более правильно и четко;
3.исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т, д»;
4.исчезает замена шипящих звуков свистящими звуками;
5.шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно чисто;
6.не у всех детей еще имеются звуки «Л, Р».
Но в практике мы наблюдаем не совсем такую идеальную картину.
Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре 2014 года, необходимо, прежде всего, отметить неоднородность показателей. При выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Некоторые дети четырехлетнего возраста испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или у них не сформирован фонематический слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность речи.
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием всех сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.). В то же время работа по звуковой культуре речи требует особого подхода, специальных приемов и должна быть выделена в специальные занятия или как часть занятий по развитию речи.
Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому, планируя различные занятия по родному языку (например, разучивание стихотворения, работа с картинками и т. д.), надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т. д.).
Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке. Она должна проводиться со всеми детьми. Причем ее можно сочетать с утренней гимнастикой или проводить отдельно перед завтраком. На речевой зарядке детям дают упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.
С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу (вне основных занятий). Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия можно проводить на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.Работа вне занятий предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.
Задача педагогов: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей возрастные трудности, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением, письмом.
Направление: творческое.
Сроки реализации: 1 год.
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта:
развивать артикуляционный аппарат;
формировать, развивать, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков: свистящих, шипящих и сонорных (р, л);
развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса, слуховое внимание, речевой слух;
совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Способы оценки:
диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
наблюдения;
анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
На подготовительном этапе подобраны и систематизированы игры и игровые упражнения, проведена консультация "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".
Деятельностный этап включает консультацию "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения (представлены в таблице).
На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом педагогическом совете.
Критерии отслеживания результатов:
дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.
Вашему вниманию предлагается планирование совместной деятельности по формированию правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет):
артикуляционные упражнения,
игры и игровые упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, фонематического и речевого слуха, силы голоса и интонационной выразительности речи.
Игры и игровые упражнения рекомендуется проводить 1 раз в неделю или ежедневно по 1-2заданиия; можно проводить как часть занятия по развитию речи, а можно в свободное от занятий время. Дидактический материал, представленный в планировании можно менять по усмотрению воспитателя.
Использована следующая литература:
Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения;
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.
Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста.
.
Перспективное планирование совместной деятельности
по формированию правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет).
Месяц Неделя Звук Содержание
Артикуляционные упражнения Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса, слухового внимания, речевого, фонематического слуха
Сентябрь 1-4 Обследование звукопроизношения детей. Составление таблицы.
Октябрь 1 Знакомство с органами артикуляционного аппарата 1.Д/и «Узнай цветок по запаху» на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Успокой куклу» на развитие силы голоса.
3.Д/и «Приятный запах» на развитие фразовой речи на плавном выдохе.
4.Д/и «Где позвонили?» на развитие слухового внимания.
5.Д/и «Угадай, чей голосок?» на развитие речевого слуха.
2 Артикуляционные упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка». 1.Д/и «Чей пароход лучше гудит?» на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Эхо», «Вьюга» на развитие силы голоса.
3.Д/и «Соседи» на развитие фразовой речи на плавном выдохе.
4.Д/и «Скажи, что ты слышишь?» на развитие слухового внимания.
5.Д/и «Улиточка» на развитие речевого слуха.
3 Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка». 1.Д/и «»Чья птичка дальше улетит? на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Гудок» на развитие силы голоса.
3.Д/и «Обгони» на развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений.
4.Д/и «Тихо - громко» на развитие слухового внимания.
5.Д/и «Угадай, кто это?» на развитие речевого слуха.
4 Артикуляционные упражнения: «Часики», «Горка», «Качели», «Маляр» 1.Д/и «Капитаны» на чередование длительного плавного и сильного выдоха.
2.Д/и «Кто кого?» на развитие силы голоса и речевого дыхания.
3.Д/и «Волшебное зеркало» на развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
4.Д/и «Кто что услышит?» на развитие слухового внимания.
5.Д/и «Лягушка» на развитие речевого слуха.
Ноябрь
Декабрь 1 «С» Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка». 1.Д/и «Насос» на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Дует ветер» на развитие силы голоса.
3.Д/и «Дождик, дождик» на развитие речевого дыхания.
4.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.
5.Д/и «Улови шепот» на развитие речевого слуха.
2 «С - Сь» Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка». 1.Д/и «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем» на развитие физиологического развитие дыхания.
2.Д/и «Узнай по интонации» на развитие силы голоса.
3.Д/и « Лиса» на автоматизацию звуков в тексте.
4.Д/и «Кто больше назовет слов со звуком «С» на автоматизацию звука, активизацию словаря.
5.Д/и «Горшочек» на развитие речевого слуха, координации движений рук.
3 «С - Сь» Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка». 1. Д/и «Насос» на развитие физиологического дыхания.
2. Д/и « Ванька, встань-ка» на развитие речевого слуха, автоматизацию звуков в тексте.
3.Д/и «Кто больше?» на развитие фонематического слуха нахождение звука в названиях предметов.
4.Заучивание наизусть: « Полосатые осы летают возле носа»; «Сетку я сплела сама для усатого сома» на развитие речевого слуха, памяти.
4
1 «С - Сь»
«З-Зь» Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка».
Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка». 1.Д/и «Буря в тазике» на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Мяч» на автоматизацию звуков в словах и тексте.
3.Д/и «Повар» на развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений.
4.Д/и «Повтори за мной»: Са-са-са-летит оса; сы-сы-сы- у сома длинные усы; сята-сята-сята – у гусыни есть гусята.
5.Заучивание наизусть: «Спит спокойно сытый слон,
Стоя спать умеет он».
1.Д/и «Песенка стрекозы» на развитие речевого дыхания, ритмичной и выразительной речи.
2.Д/и «Тихо - громко» на развитие слухового внимания.
3.Д/и «Пильщики», «Вьюга» на автоматизацию звука.
4.Д/и «Принеси игрушки» на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве.
5.Д/и «Повторяй, не зевай»: За-за-за вот коза; за-са-за-летит стрекоза.
6.Заучивание наизусть: Зоя - зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Резиновую Зину купили в магазине;
У забора коза вытаращила глаза.
2 «З-Зь» Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка». 1.Д/и «Чья снежинка выше улетит?» на развитие дыхания.
2.Д/и «Далеко – близко летит оса» на развитие силы голоса («З»).
3.Д/и «Где звук в слове?» на развитие фонематического слуха.
4.Д/и «Цветы и пчелки» на автоматизацию звука.
5. Заучивание наизусть: «В сад залезли козы.
Потоптали розы копытами козы».
3 «С-З» Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка». 1. Д/и «Коза рогатая» на автоматизацию звука.
2. Д/и « Кто внимательней: свисток-звонок» на дифференциацию звуков.
3.Д/и «Стайка (салочки)» на развитие речевого дыхания, ритмичной и выразительной речи.
4. Д/и «Повторяй, не зевай»: Ос-ос-ос – сильный мороз.
Оза-оза-оза – не боимся мы мороза.
5.Заучивание наизусть: Сильный мороз хватает за нос.
Не боюсь тебя, мороз,
Растираю снегом нос!
Январь 2 «Ц» Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка». 1.Д/и «Ветер и птицы» на развитие слухового внимания и координации движений.
2.Д/и «Что кому?» на автоматизацию звука в словах.
3.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.
4. Д/и «Повторяй, не зевай»:Ец-ец-ец – зиме конец; ца-ца-ца – вот овца; ница-ница – сидит на дереве синица.
5.Заучивание наизусть: «Танцуй, моя куколка, танцуй веселей,
Танцуй веселей, каблуков не жалей.
Танцуй без забот, а туфельки новые
Папа сошьет».
3 «Ш» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка». 1.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.
2.Д/и «Тишина», «Лес шумит» на развитие речевого дыхания, автоматизацию звука.
3.Д/и «Запомни, повтори»: слоги или слова со звуком «Ш».
4.Д/и «Тише, тише, Маша пишет» на автоматизацию звука.
5.Хоровое проговаривание: ша-ша-ша – молочная лапша; ши-ши-ши – купили мне карандаши; шок-шок – это Петя-петушок.
4 «Ш» Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Фокус», «Шар лопнул». 1.Д/и «Пузырь» на развитие длительного плавного выдоха.
2.Д/и «Где звук в слове?» на развитие фонематического слуха.
3.Д/и «Маленькие ножки бежали по дорожке» на автоматизацию звука в связном тексте.
4.Д/и «Подбери слова».
5. Д/и «Повторяй, не зевай»: Шапка да шубка – вот вам и Мишутка.
Шла с базара кошка, у кошки лукошко.
Пыхтит, как пышка наш пухлый Мишка.
Февраль 1 «Ж» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус». 1.Д/и «Мухи в паутине» на автоматизацию звука.
2.Д/и «Повтори»: жа-жа-жа-поймали мы ежа; жи-жи-жи – в лесу живут ужи; жок-жок-жок – подарили мне флажок.
3.Д/и «Кто внимательнее?» на определение звука в словах (по картинкам).
4.Подвижная игра «Жуки».
5.Заучивание наизусть: Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
2 «Ж» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус». 1.Д/и «Пчелы» на автоматизацию звука.
2.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха (есть – нет звук в слове).
3.Д/и «Повторяй, не зевай»: Ежу на ужин паук нужен; Я жук, я жук, я тут живу; У ежа – ежата, у ужа – ужата.
4.Подвижная игра «Пирожок» на автоматизацию звука в предложениях.
5.Заучивание наизусть: «Только выпадет снежок,
Побежим мы на лужок.
Будем мы играть в снежки.
Строить крепость, лепить пирожки».
3 « Ж» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус». 1.Д/и « Топни (Ж)» на развитие речевого слуха.
2.Д/и «Кто больше придумает слов?» на развитие фонематического слуха.
3. Д/и «Повторяй, не зевай»: жок-жок-жок – вот лужок;
4.Подвижная игра « Пчелы собирают мед» на развитие фонема тического слуха.
5.Заучивание наизусть: Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот. .4 «Ж» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус». 1.Д/и « Пчелы и медвежата» на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Придумай фразу» на развитие речевого дыхания, фразовой речи.
3.Д/и «Подарки для Жени» на развитие фонематического слуха.
4. Заучивание наизусть: Мой бумажный журавленок,
В синем небе не шали,
Чтоб тебя, мой журавленок,
Не прогнали журавли.
Март 1 «Ч» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье». 1.Д/и «Поезд» на развитие физиологического дыхания.
2.Д/и «Определи место игрушки» на развитие речевого дыхания.
3.Д/и «Повторяй, не зевай»: чок-чок-чок – вот идет бычок; чок-чок-чок – плетет паутину паучок; чка-чка-чка – это удочка моя.
4.Подвижная игра «Колечко» на автоматизацию звука во фразах.
5.Заучивание наизусть: Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Пить с печеньем, с калачом, и пирог испечем!
2 «Ч» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье». 1.Д/и «Воробушки» на автоматизацию звука в звукоподражании.
2.Д/и «Чудесный сундучок» на развитие речевого слуха: Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок (достать картинку и четко произнести ее название).
3.Д/и «Угостим кукол чаем» на развитие фразовой речи.
4.Заучивание наизусть (продолжение): И, сверкая под лучами,
Засмеялся родничок,
Быстро прыгнул с камня в чайник –
Дал водички на чаек!
3 «Щ» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье». 1.Д/и «Кто самый наблюдательный?» на развитие физиологическо-го дыхания.
2.Д/и «Узнай звук в слове» на развитие фонематического слуха.
3.Д/и «Повторяй, не зевай»:ащ-ащ-ащ – в дождь мы носим плащ;
Ущ-ущ-ущ – зеленый плющ; щи-щи-щи – в реке живут лещи.
4.Д/и «Разведчики» на автоматизацию звука в словах и фразах.
5.Заучивание наизусть: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,
А моется всех чище,
Кто это? Кот – котище!
4 «Щ» Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье». 1.Д/и «Найди место звука в слове» на развитие фонематического слуха.
2.Д/и «Разведчики» (повторение) на автоматизацию звука в словах и фразах.
3.Д/и «Запомни, повтори» на развитие речевого слуха.
4.Заучивание наизусть:
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
Апрель 1 «Л-Ль» Артикуляционные упражнения: «Накажи свой язычок», «Вкусное варенье», «Качели». 1.Д/и «Самолет гудит» или «Пароход» на развитие физиологичес-кого дыхания.
2.Д/и «Поиграем на балалайках» на автоматизацию звука в слогах.
3.Д/и « Доскажи ты в слове слог» на развитие чувства ритма.
4.Д/и «Повторяй, не зевай»: Метил в лукошко. Попал в окошко.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
2 «Л-Ль» Артикуляционные упражнения: «Индюк», «Качели», «Пароход». 1.Д/и «Помнишь ли ты эти стихи» на автоматизацию звуков в словах и фразах.
2.Д/и «Пила» с сопровождением словами: Запилила пила,
отпилила кусок, наскочила на сучок,
лопнула и стала, начинай сначала.
3.Заучивание наизусть: см.п.2.
3 «Л-Ль» Артикуляционные упражнения: «Накажи свой язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход». 1.Д/и «Лошадки» на автоматизацию звука в тексте.
2.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.
3. Д/и «Повторяй, не зевай»:ла-ла-ла – вот пчела; ел-ел-ел – дятел на дерево сел; ло-ло-ло – у белочки дупло.
4.Заучивание наизусть: Ну и лошадка – шерстка гладка.
Чисто умыта с головы до копыта.
Овса поела и снова – за дело.
4 «Л-Ль» Артикуляционные упражнения: «Накажи свой язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход». 1.Д/и «Что я видел» на развитие зрительной памяти.
2.Д/и «Ответь на вопросы» на автоматизацию звуков в словах и фразах.
3.Д/и «Поймай рыбку» на развитие фонематического слуха.
4.Заучивание наизусть: Белочка-умелочка хлопочет у дупла.
На зиму хозяюшка запасов припасла.
Май 2 «Р-Рь» Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье», «Индюк». 1.Д/и «Лошадка» на постановку звука «Р».
2.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.
3.Д/и «Повторяй, не зевай»:ра-ра – раки-забияки; ор-ор-ор – ядовитый мухомор; рока-рока-рока – на суку сидит сорока.
4.Заучивание наизусть: Все бобры добры для своих бобрят.
На горе , на горке герой наш Егорка.
3 «Р-Рь» Артикуляционные упражнения: «Пощелкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Маляр», «Барабанщики» 1.Д/ «Буря» или «Игра на балалайках» на постановку звука.
2.Д/и «Воробушки и автомобиль» на автоматизацию звуков в звукоподражаниях.
3.Д/и «Кто больше подберет слов» на автоматизацию в слогах и словах.
4.Д/и «Запомни, повтори» на развитие зрительной памяти.
5.Заучивание наизусть: Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.
4 «Р-Рь» Артикуляционные упражнения: «Пощелкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Маляр», «Барабанщики» 1.Д/и «Вороны» на автоматизацию звука в звукоподражаниях.
2.Д/и «Повторяй, не зевай»: ар-ар-ар – летит комар; рад-рад-рад – виноград; рова-рова-рова – вот корова.
3.Д/и «Помнишь ли ты эти стихи?» автоматизация звуков в словах.
4.Заучивание наизусть: Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.