Конспект НОД по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Тема:" В гости куклы к нам пришли"
Цель:
Учить детей подбирать сходно звучащие слова.
Развивать фонематический слух.
Учить дифференцировать звуки.
Совершенствовать речевой аппарат.
Нод
Организация
Там -там -тарарам- друг за другом по местам.
Сядет тот, кто назовет первый звук в своем имени.
Артикуляционная гимнастика.
Улыбка", "Трубочка", "часики", "Иголочка", "Накажем непослушный язычок".
Основная часть
Сегодня к нам пришли две куклы. В имени одной есть звук а.
Как ее зовут?
Правильно, ее зовут Аня.
А теперь отгадайте имя другой куклы. Оно сходно по звучанию с именем Аня - Таня.
Наши куклы очень любят скороговорки.
Давайте для них расскажем хором.
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки,
Про покупочки мои.
Проговорим медленно, быстро, шепотом.
А наши куклы Аня и Таня пришли к вам с покупками-игрушками, которые у вас на столах.
Назовите игрушку в названии которой есть звук с и поставьте рядом с автобусом, а игрушку в которой находится звук ш рядам с машиной.
А еще наши гостьи любят рисовать. Аня любит рисовать карандашами со звуками с и с'(красный, синий, а Таня со звуками з'(зеленый) .
А теперь давайте представим, что мы с вами художники и будем рисовать домики для кукол.
Из какого материала будет домик, если он начинаемся со звука д'(деревянный) .
Физ. минутка.
Целый день тук да тук
раз дается громкий стук.
Молоточки стучат
Строим домик для ребят.
Этот дом для белочки.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Ах, какой хороший дом,
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать
Выселиться и плясать.
Ребята давайте угостим кукол грибами, которые соберем в лесу.
Некоторые дети ушли далеко-далеко. Надо их позвать и поаукать. Складываем руки рупором. Девочки говорят тихо и быстро, а мальчики громко и протяженность.
Ребята, наши куклы хотят нас пригласить на новоселье и угостить нас разными вкусняшками.
Кто из вас будет внимателен, тот услышит звуки. Итак, надо хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук а.
Торт, конфета, рулет, ананас, бисквит, земляника, печенье, груша, вафли, шоколад.
Куклы хотят научиться определять заданный звук л в начале, в середине или в конце слова. А для этого они принесли картинки. Кто правильно ответит, тот получит в подарок карточку от Ани и Тани.
Давайте и мы надуем шарики и подарим куклам. Делаем глубокий вдохи выдыхаем, образуя сильную воздушную струю, выдыхаем холодный воздух и отпускаем шары.
Рефлексия.
Кому мы сегодня помогли определять звуки? Где живут звуки?
В какие игры играли?
Самоанализ НОД
Тема: " В гости куклы к нам пришли"
Цель:
-Учить детей подбирать сходно звучащие слова.
-Развивать фонематический слух.
-Учить дифференцировать звуки.
-Совершенствовать речевой аппарат.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята учились описывать зайца, отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Ребята постарше работали с ножницими, а младшие учились аккуратно наклеивать и работать с кисточкой. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и прелагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: дополнять, расширять и применять в сходной ситуации полученные ранее знания детей. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную,групповую. Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение); 2. Наглядно-демонстрационный (силуэты зверей,живой объект-заяц); 3. Практический (аппликация) 4. Игровой (заочная прогулка в зимнем парке); 5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельносит); 6. Проблемно-поисковый метод (Совместная деятельность детей во время рассматрвания вида из окна, во время описания зайца). На непосредственно образовательной деятельности создавала условия для формирования предпосылок дя универсальных учебных действий: ( Личностные УУД (во время организационного момента воспитывалось уважительное отношение к окружающим). ( Регулятивные УУД В течении НОД постоянно старалась ставитьпрблемные вопросы, тем самым пыталась создавать условия для формирования предпосылок регулятивных УУД. ( Познавательные УУД осуществлялись предпосылки навыков анализа, синтеза во время актуализации знаний детей о времени года, на основе опоры на жизненный опыт, знания детей. При описании зайца формировала предпосылку понимания осознанного построения речевого высказывания. Во время подведения итогов образовательной деятельности, формировалась предпосылка умения оценки собственной деятельности. ( Коммуникативные УУД соблюдение правил общения, осуществлялись в совместной деятельности, построение небольших монологических высказываний, инициативное сотрудничество в поиске необходимой информации. В процессе НОД применялись следующие технологии: -игровая деятельность; -деятельностный подход; -обучение в диалоге со взрослым; -технология развивающего обучения; - здоровьесберегающие технологии. НОД проведено в условиях разновозрастной группы. Детей объединило содержание деятельности и они проявляли свои знания каждый на своём возрастном уровне. Всё это строилось с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. НОД была направлена на решение проблемно игровой ситуации. Основная часть НОД -это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую работу, выполнение всех поставленных учебных задач. В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка. Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены музыкальные игры. Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости ребят. Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально дифференцированного обучения, развивающих дидактических пособий. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребёнка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Для решения поставленных перед детьми задач я использовала дидактические пособия, живой объект (заяц) на развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия. В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки УУД (учебной универсальной деятельности), которые послужат в дальнейшем основой для формирования УУД(учебной универсальной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.
15