Конспект занятия Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, связной речи
6
«Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, в связной речи.
Коррекционно-образовательные цели:
Автоматизация правильного произношения звука Р в сочетаниях АРБ,АРк, УРК, ОРТ в слогах, в середине слова, в предложениях, в связной речи; совершенствование навыка слого-звукового, звукового анализа слова (определение места звука в слове)
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие подвижности артикуляционного аппарата; развитие зрительного восприятия; активизация словарного запаса: закрепление обобщающих – понятий- продукты, фрукты, овощи; развитие общей моторики; развитие фонематического восприятия; развитие умения составлять рассказ по серии картинок.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, инициативности;
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор
Ход занятия:
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Примечание
Организационный момент. Введение в тему.
- Здравствуйте, ребята! Есть чудесная страна, ее на карте не найти, ленивым нет туда пути. Хотите снова в страну сказок войти? Запомните волшебные слова «Крабле! Крибле! Бум!». Вот мы и попали в сказку.
Дети повторяют.
Слайд № 1 – попадают в сказку
Артикуляционная гимнастика. Звуковой анализ слова
- «Собери пазл» и узнай название сказки, в которые мы попали.
- Дети возьмите зеркала для гимнастики. Вскопал дед лопатой грядку (лопатка), полил. Остался доволен своей работой (улыбочка). Очень устал, сел отдохнуть и попить чайку (чашечка). Посмотрел внучкины картинки: грибок, гармошка, лошадка..
- У деда такая вкусная репа выросла, что ее решила попробовать «веселая гусеница». На теле гусеницы картинки, и по первым звукам их названий вы узнаете к какому сказочному герою мы отправимся дальше.
- трава, иней, гусь, радуга
Репка
ТИГР
Слайд – разрезная картинка сказки «Репка».
Слайд –гусеница с картинками.
Артикуляция звука Р.
- Правильно это тигр. Из какой сказки (мультфильма)? Как он рычит? Какой звук ?
-Давайте вспомним какие герои есть еще в этом мультике.
Приключения Винни
Крошка Ру, Кристофер Робин, кролик, мишка
Слайд – тигр рычит
Появляются другие персонажи
Автоматизация Р в слогах и словах.
_Тигруля учит Крошку произношению сложных слогов и слов со звуком Р. Щелкаем по слогу, повторяем вслед за взрослым слог 3 раза и называем картинку.
Арбу –арбу-арбу – арбуз
Арка-арка-арка – марка
Арта-арта-арта – парта, карта
Орка-орка-орка – горка, норка, корка
Урка-урка-урка – мурка, шкурка
Ырка-ырка-ырка – дырка
Орт-орт-орт – торт
Орж-орж-орж – морж
Орм-орм-орм – шторм, корм
Ард-ард-ард- гепард леопард
- Кролик решил украсить дом гирляндой с флажками к Дню рождения мишки Винни. Выбери флажки с картинками со звуком Р. Называй картинки и щелкайте мышкой по тем картинкам, в названии которых слышится Р: Портфель, цирк, игрушки, фартук, крыса, морж, зерно, туфелька, золушка, тыква, фея, бальное платье, часы.
- Посмотри на оставшиеся картинки. Как вы думаете, из какой они сказки?
Дети выполняют
Дети выбирают
Золушка
Слайды – Тигр и крошка Ру; слоги и картинки
Слайд с картинками
Автоматизация в словосочетаниях. Игра «Назови ласково»
Добрая фея помогает золушке собирать урожай овощей.
Что это за овощи? (красный помидор, крупная картошка, зеленый горох, ароматный укроп, кудрявая петрушка).
Но вот беда овощей так много. Что они не помещаются в корзинку. Давай им поможем и превратим большие овощи в маленькие. Назови картинки ласково (пример)
Дети образуют уменьшительные формы существительных.
Слайд – Фея, золушка, картинки
Динамическая пауза
- Чтобы узнать с каким героем мы встретимся дальше. Отгадаем загадку.
У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный Кто же это?..
- Я вижу вы устали. Отдохнем!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Буратино
Слайд –
Появляется Буратино
Автоматизация в предложениях.
- Буратино очень трудно учится и он не может справиться с заданием «Часть – целое, или угадай у кого это есть.» Назови картинку и найди ей пару. Например, страница – книга.
Составь из них предложения, в которых будет много звуков Р. И тогда ты узнаешь в какую сказку отправишься дальше.
Палец- рука Крыша-дом
Шнурки – кроссовки руль-грузовик
Рога- корова, баран Дед Мороз-Снегурочка
Корона-король Светофор- дорога
Красная шапочка – бабушка, волк
Дети выполняют
Слайд
Определение позиции звука в слове.
- Как вы думаете, в какую сказку мы отправляемся дальше? Красная шапочка приготовила угощение, но это не простые гостинцы, на каждом горшочке нарисован рисунок. Если звук Р в слове находиться в начале слова- клади горшочек в первую корзинку, если в середине- во вторую, если в конце – в третью.
Пирожное, пирожок, торт, фрукты, мороженое, йогурт, сахар, сыр, рыба
К Красной Шапочке
Слайд
Автоматизация в предложениях. Активизация словарного запаса.
- Бабушка Вера Петровна обрадовалась гостинцам. И показала своей внучке урожай. Правильно назови цвет каждого плода (оранжевая морковка, красный помидор и пр.). Придумай и чётко произнеси 5-6 предложений, где будет много звуков [Р]. (Вера Петровна вырастила на огороде крупную, хрустящую, оранжевую морковку.)
Морковь, смородина, петрушка, укроп, помидор, огурцы, кукуруза, груша.
Слайд
Автоматизация Р в рассказе по серии картинок «Заболел»
- И последняя сказка в которую мы попадем, узнаем, отгадав загадку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей Сквозь очки свои глядит (
- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Меня все звери любят за мою (доброту).
Добирался к вам на чем мог на вертолете, грузовой машине, тракторе и приехал к вам на самокате).
У меня для вас такое задание. «Рассмотри картинки. Поставь их в правильной последовательности. Составь рассказ».
Добрый Доктор Айболит
Логопед показывает картинки, а дети озвучивают
Слайд- аудиозапись, Айболит
Слайд с картинками
Итог занятия.
- Вот и путешествие по сказкам и мультфильмам закончилось. Вам понравилось? Какой звук мы закрепляли?
Ответы детей.
Слайд
15