Конспект индивидуального логопедического занятия по теме Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.


Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи
Цели:
1. Образовательные:
закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.
2. Коррекционные:
закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];
развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);
формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);
развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);
формирование длительного ротового выдоха (игры на поддувание);
закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);
развитие силы голоса (игры на подражание);
развитие тонкой моторики (самомассажа).
3. Воспитательные:
развитие стремления говорить красиво и правильно;
воспитание ответственности, инициативности.
Оборудование: макет звука [Ш], игрушечный самолёт, картонный домик с несколькими окнами в которых живёт звук [Ш], картонный гусь, артикуляционная схема, шкатулка с печатными буквами (Ц, Ш,Щ), предметные картинки, схема для звукослогового анализа, зеркало.
Ход занятия
Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент “Прилетел к нам самолёт, приглашает нас в полёт,Если хочешь с ним с играть - нужно только “Да” сказать”
(Логопед имитирует полёт с помощью игрушечного самолёта)
“Ну что, ты готов отправиться в путешествие?”
(Ребёнок - Да)
“Тогда отправляемся в полёт”
2. Сообщение темы “А вот в какое царство-государство мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь правильно слушать стихотворение:
Что за странный шум вокругШелестит листва мой друг.Осень на порог пришла,Шапку, шарф одеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])
“Ты догадался, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?”
(Ребёнок – Да, это звук [Ш])
3. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа“Вот первое задание, которое приготовил для нас звук [Ш]” (Логопед достаёт письмо и читает задание) “Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяй за мной” (Примерные задания для самомассажа:а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца;
б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево;
в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол).4. Артикуляционная гимнастика “Вот незадача, мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное? Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли?”
(Ребёнок – зарядку для языка)
“Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?”
(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)
“Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ: “улыбочка”, “трубочка”, “рупор”. Выполняем 8 – 10 раз. Теперь выполним зарядку для язычка: “качели”, “скачем на лошадке”, “вкусное варенье”, “чашечка”, “грибок”. Удерживаем под счет до 5 – 7. Выполнить 8 – 10 раз”.
5. Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание” “Посмотри, самолетик принёс нам новое задание. Какой загадочный домик. В послании написано, что мы сможем узнать, кто в нём живёт, только если будем правильно дуть на шторки, которые весят на окнах. Ты помнишь, как надо правильно дуть?”
(Ребёнок – долго и чтобы щёки не надувались)
“Правильно, давай попробуем. Кого ты видишь в первом окошке? Кто живёт во втором?”
6. Произнесение изолированного звука Во время паузы логопед кладёт на стол картонного гуся.
“Откуда на нашем столе взялась эта птица? Ты знаешь, как она называется?”
(Ребёнок - Да, это гусь)
“Правильно, покажи мне как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи как большой гусь - громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок - шипи тихо”
7. Анализ артикуляции с помощью схемы “Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает)”.
8. Характеристика звука “Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой). Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А почему он всегда твёрдый? (если он будет мягким, то получится звук [Щ])”
9. Связь звука и буквы “Звук [Ш] решил загадать тебе загадку. Открой шкатулку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука [Ш].”
(Если ребёнок показывает не правильно, можно напомнить, что он видел сегодня эту букву, когда дул в окошки домика)
10. Ритмическая пауза “Предлагаю сделать паузу. Внимательно послушай стихотворение и скажи, о каком времени года идёт речь?
За окном листва летаетВетер тучи рвёт в клочки,Снег наверно не растает,Улетели прочь грачи.
“Ты понял о каком времени года идёт речь?”
(Ребёнок - Да, это осень)
“Теперь попробуем оживить это стихотворение. Повторяй за мной” (Логопед читает стихотворение и сопровождает его следующими движениями:1. Поднимаем руки вверх. Шевелим пальцами и разводим руки в стороны.
2. Руки вверх. Наклоны туловища влево – вправо.
3. Наклон туловища вниз. Кончиками пальцев касаемся пола.
4. Имитируем полёт грачей.)11. Развитие фонематического слуха “Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь:
1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ
2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус”
12. Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок“Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:
Ша-ша-ша, мама моет малыша;Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши;Шу-шу-шу, я письмо пишу”
13. Закрепление звука в словах “Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим”. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шапка, шуба, шорты, шляпа) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).
“А вот и задание, все эти вещи надо разделить на две кучки. С одной стороны положить те вещи, которые мы носили летом, а с другой стороны те вещи, которые нам пригодятся сейчас.”14. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы “Подбери к слову шарф (шорты, мешок, камыш, душ) нужную схему” (Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему).15. Закрепление звука в предложении “Послушай стишок: Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.
Скажи какие слова – названия одежды начинались со звука [Ш]?”.
(Ребёнок – шарф, шапка, шуба, Шура)
“Правильно, а теперь давай выучим это стихотворение”
16. Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику
2. Закрепить артикуляционный уклад
3. Придумать три слова со звуком [Ш] в начале, середине и в конце слова.
4. Выучить стихотворение.
14. Итог “Скажи, к какому звук мы ходили, сегодня в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?”
15. Оценка “Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”