Конспект индивидуального коррекционного занятия Закрепление произношения звука «Л» в открытых слогах
Конспект индивидуального коррекционного занятия в первом классе ( речевой диагноз: НВ ОНР , обусловленное гиперкинетической дизартрией)
Тема: Закрепление произношения звука «Л» в открытых слогах.
Образовательная цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закрепить умение пользоваться предлогом «между».
Воспитательная цель: Повышать самооценку ребёнка, воспитывать настойчивость в достижении поставленных задач.
Коррекционная : Отработать навык произвольно расслаблять мускулатуру. Отработать синхронность междлу подачей дыхательной струи и включением голосовых связок, воспитание правильного полного вдоха и выдоха. Отработать правильное произношение звука «Л» в открытых слогах.
Оборудование : Настольное зеркало, картинки с избражением людей с разным выражением лица, карточки со слогами, профиль артикуляции звука «Л», пластиковая посуда и салфетка для сервировки стола.
Ход занятия:
Организационный момент.
Л-д: Мы с тобой пригласили гостей, давай будем накрывать а стол по моей инструкции.
-Покажи центр салфетки, в центр помести тарелку.
-За тарелкой поставь чашку.
-Вилку положи слева от тарелки и т.д.
-Где находится тарелка? (между вилкой и ложкой)
-Где находится нож? (между тарелкой и ложкой)
Упражнения для мышечного расслабления (рук и туловища)
1.Сидя, поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперёд.
2.Сидя, руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи и полностью мышцы рук. Руки опустит, расслабить.
3.Сидя, руки с напряжением медленно развести в стороны в стороны, пальцы «расстопырить». Поочерёдно расслабить кисти, предплечья и полностью кисти рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятниковые движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.
3.Сидя на краю стула, туловище немного наклонить вперёд, Свободно размахивать опущенными вниз руками , корпусом ,плечами.
Дыхательные упражнения.
1.Сесть поудобнее, одна ладонь на груди, другая на подвздошной области живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка выпятилась вперёд , поднимая руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое.
Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. (3-5 таких плавных ритмических дыхания).
«Полный вдох» после предварительного выдоха сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперёд и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук, одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота, грудная клетка поднимается и расширяется в своём нижнем и среднем отделе. Произойдёт полный вдох.
Положить ладони на передне - боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать (3-6 раз)
«Фиксированный выдох» После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами , регулируя тем самым интенсивность выдоха) щёки не надувать .
Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
4.Проделать упражнение «фиксированный выдох» под счёт логопеда,
распределяя длину выдоха на 10 и более сек.
5.«Форсированный выдох» .Вдохнув носом, сделать быстрый резкий выдох через рот ( мысленно произносить сочетание «ху». Следить за тем, чтобы передняя стенка живота во время выдоха быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 7-10 раз.
6.Быстрым плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно плавно выдохнуть через рот. На выдох сдавливать ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонив туловище вперёд. Произносить с-с-с.
7. «Китайский болванчик». Вдохнуть , запрокинуть голову назад, на выдохе произнести чётко :
БА-БО-БЭ
Принять исходное положение, вдохнуть и, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью, произносить на выдохе:
НА-НО-НЭ
Принять исходное положение , вдохнуть, и, наклонив голову влево, произносить на выдохе:
МА-МО-МЭ
Принять исходное положение , вдохнуть, и, наклонив голову вправо, произносить на выдохе:
КА-КО-КЭ
4.Артикуляционная гимнастика
-покусывать кончик языка по всей поверхности.
- «Лопата».Распластывание языка по нижней губе.
-Выполнение «лопаты» с поднятием языка к верхней губе.
-«Чашечка» .Рот открыт, загибаем края и кончик языка в форме «чашечки».
- «Маляр». Голова слегка запрокинута назад, «прокрашиваем» языком всё нёбо- «потолок» от зубов к горлышку и обратно.
Мимическая гимнастика.
Сидя перед зеркалом, выполняем с опорой на изображение лиц людей ( главная проблема- не просто в принятии , а в удержании соответствующего выражения лица).
6.Работа над нормализацией звукопроизношения.
Рассмотрели артикуляционный профиль, вспомнили артикуляционную характеристику звука ( рот открыт, язык широкий, кончик его упираетсяв шейки верхних резцов, воздушная струя плавная, длительная)
Произносим звук изолированно.
Произносим открытые слоги ( с гласными первого ряда, чтобы не было смягчения)
Чтение ребёнком этих же слогов.
Ла-ЛЭ-ЛЫ ЛЫ-ЛА-ЛЭ ЛЭ-ЛЫ-ЛА
ЛА ЛЭ ЛЫ ЛЭ ЛЫ ЛА
ЛЭ ЛА ЛЭ ЛЫ ЛА
7.Заключительный этап.
-Тебе понравилось, как мы сегодня работали? А что у тебя получилось лучше всего?