Приемы активации познавательной деятельности
«ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Считаю, что ведущая идея в педагогической и математической практике учителя – это максимально раскрыть перед учеником спектр приложений математических знаний, а основная задача – передать свою увлеченность предметом воспитанникам.
В данном выступлении хочу предложить несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста суворовцев, материала, темы, особенностей взвода.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у учеников навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков суворовцев.
Например, отработки вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка»: из четырех предложенных на рыбках примеров суворовцы первого варианта «вылавливают» примеры с ответом, например, 5, а суворовцы второго варианта отбирают примеры с ответом, например, 6.
Следующий вид заданий – круговые примеры, которые позволяют ученикам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчает проверку работ.
Нравится ученикам, когда учитель дает задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ученики всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач - сказок – это целый раздел в методике работы с учениками.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание суворовцев не меньше, чем интересная задача. Вот несколько видов таких заданий.
Программированный опрос.
На доске рядом с примером учитель предлагает ответы, закодированные буквами.
Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву – код, соответствующую верному ответу. Желательно, чтобы по окончании счета у учеников появились слова.
Ответы закрыты карточками. Ученики дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточке буквы, образующие слово (желательно похвалу).
Суворовцам выдается карточка с двумя рядами прорезей. Учитель в прорези первого столбца вставляет примеры. Ученики вычисляют, находят карточку с ответом и вставляют во второй столбец.
При устном счете со всем взводом удобно использовать различные игры, проводить соревнования между рядами. В частности, по принципу круговых примеров строятся игры «Математическое домино», «Математические барьеры».
На уроках математики удобно использовать математическое лото двух видов: карточка с ответом накладывается на карту с примерами;
примеры даются на доске, а ученики жетоном накрывают карточку с ответами.
Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес», и «Звездный час».
Форма выбора учениками заданий также может быть различна: например, броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера упражнений, что позволяет учителю выявить психологические особенности ученика (добрые обычно круг), либо вытягиванием номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв можно предложить составить слово).Перечислю еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
Различные формы работы с книгой.
Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «Лучшему математику», дифференциация заданий на самоподготовку).
Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки – сказки, уроки – путешествия, уроки – кроссворды).Изложение материала блоками.
Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой; анкетирование, тестирование.
Наблюдение за речью, рецензирование по схеме - плану.
Использование проблемных ситуаций.
Подробнее остановлюсь на этом пункте.
Глубокие, прочные и, главное осознанные знания могут получить ученики, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. «Заразить» учеников поиском пути решения заданной проблемы.
Ведь не секрет, что учитель довольно часто встречается с такой ситуацией: он рассказывает и показывает иллюстрации, но некоторые ученики его не слышат, поскольку голова занята совсем другим. Как до них «достучаться» и «вернуть» на урок? Попробуйте предложить взводу проблему, а затем спросить мнение суворовцев по ее решению.
Создание проблемной ситуации - это лишь начало проблемного обучения. Далее учащиеся сами (естественно, под контролем своего преподавателя) должны пройти ряд этапов:
- проанализировать ситуацию;
- точно сформулировать учебно-познавательную проблему;
- грамотно выдвинуть гипотезу;
- проверить, хватит ли ему знаний для решения проблемы (на этом этапе учителю надо быть особенно осторожным: чтобы ученик, попав в положение невозможности решения вопроса, не отчаялся, надо во время прийти ему на помощь).
Следующий шаг – это доказательство гипотезы на основе полученных знаний.
Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь ученик почувствовал прелесть открытия, а значит, познакомился с живой математикой.
Можно использовать задания, которые позволяют выдвинуть на уроке учебные проблемы, поставившие ученика в тупик.
К примеру, перед изучением темы об одном замечательном свойстве окружности, ученики получают такое практическое задание: «Дана прямая l и две точки А и В вне ее. С помощью угольника найти на прямой l такую точку С, чтобы угол АСВ был прямой».
В зависимости от расположения точек А, В и прямой l, они либо ее найдут (возможно 2 решения), либо нет.
Нельзя ли решить эту задачу с помощью циркуля и линейки? Это вопрос пробуждает учеников проанализировать действия, совершенные при попытке решения задачи. И некоторым из них придет в голову мысль, что сами того не зная, они пользовались свойствами циркуля.
Проблемная ситуация возникает, если предложить ученикам выполнить какое-то действия, на первый взгляд не вызывающее затруднения.
Так, перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить такую задачу; «Построить треугольник по трем заданным углам:
А = 90о, В = 60о, С = 45о;
А = 70о, В = 30о, С = 50о;
А = 50о, В = 60о, С = 75о».
Учащиеся, вооружившись линейкой и транспортиром, начинают строить треугольники.
Построив углы А и В и отложив угол в 45о от луча АС, суворовцы увидят, что вместо треугольника получается четырехугольник.
По окончании работы уже можно выдвинуть предположение о сумме внешних углов треугольника.
Здесь уместен провокационный вопрос, «В каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов больше, в остроугольном или тупоугольном?». Я предлагаю им на практике проверить свое утверждение.
На самом деле существует гораздо больше методических приемов. Думаю, что их все даже невозможно перечислить, поскольку у каждого учителя – специалиста они свои.