Методы развития творческого мышления и творческих способностей обучающихся на ступени начального образования


Вацура Владислава Евгеньевна,
учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24», город Подольск
wwwladislava@yandex.ruМетоды развития творческого мышления и творческих способностей обучающихся на ступени начального образования.
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития творческого мышления и творческих способностей применительно к преподаванию в начальной школе. Автором описываются адаптированные методы научного творчества, рассматриваются основы НФТМ – ТРИЗ для начальной школы, разбирается основное направление – развитие управляемого воображения и фантазии, подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ. Рассматриваются такие методы, как мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и т. д., приводится блочное описание одного из креативных уроков.
Ключевые слова: развитие креативности, творческий потенциал, мозговой штурм, фокальные объекты, морфологический анализ, метод фразеологизмов, метод пиктограмм, полезная инерция.Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Государственная политика в сфере образования основывается на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, трудолюбия и т. д. Государство гарантирует обеспечение права на образование в течении всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. [1] Начальное образование является наиболее важным в системе образования, оно направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности, таких как овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческого мышления и творческих способностей младших школьников. Проблемы творчества зарубежом рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и др.. В отечественной психологии и педагогике этой проблемой занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Основные понятия, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников.  Особенности младших школьников рассматривал в своих работах Л.С. Выготский. Стоит отметить труды психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Работы этого ученого по изучению психики детей занимают значимое место в русской психологии. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, креативной, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.  Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. В Концепции модернизации российского образования до 2015 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей. Результатом внедрения Стандартов нового поколения должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, среды, комфортной по отношению к обучающимся и учителям.Вот здесь и встает вопрос о том, что такое творческое мышление и творческие способности. А это уже область креативной педагогики. Приведу основные понятия креативной педагогики. Креативная личность - личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату. Творческая личность - личность, успешно реализованная в объективном творчестве как процессе и имеющая объективные творческие результаты. Становление креативной личности - формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих его индивидуальность при обучении творчеству. Становление творческой личности - формирование и развитие творческой личности на основе формирования и развития опыта профессионально-творческой деятельности. Творческое мышление - вид мышления, связанный с выполнением творческого процесса и прогнозированием творческого результата. Творческие способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся при успешном осуществлении творческой деятельности и позволяющие оценить ее результативность. Приведенные понятия определяют педагогическое поле креативного образования. Сегодня существует много педагогических систем для начальной школы, например, система Занкова Л. В. опираясь на основополагающие, научные исследования Ушинского К. Д, Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и других ученых, он разработал дидактическую «экспериментальную» систему обучения и развития детей младшего школьного возраста. Другая интересная развивающая система обучения Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В. Она также базируется на фундаментальных работах российских психологов Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Гальперина П. Я. Существенным в этой системе является то, что она предусматривает опору на игру во время учебной деятельности. Следует отметить также российскую систему «Гуманитарная педагогика» - свободного воспитания Амонашвили Ш. А., сущность которой заключается в том, что педагог должен помочь раскрытию и развитию заложенных Природой способностей ребенка. Интересна и концепция «Школы диалоговой культуры» Библера В. С., согласно которой развитие мыслительных способностей ребенка происходит в непрерывном цикле «сознание – мышление – сознание». Важным фактором выступает удивление как акт мышления, а также нетрадиционные игры: физические, словесные, музыкальные, театральные.[2-5]
В до-перестроечный период появляются инновационные технологии обучения, такие как интегральная технология обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения (Махмутов М. И.), технология активного проблемно-алгоритмического обучения студентов (Зиновкина М. М.) и другие. Возникает масса небольших методических усовершенствований, новых методик, таких как методика «погружения» в предмет, «метод динамических пар» (Гузеев В. В), уроки творчества по Волкову Н. П., творческий урок «мозговая атака» А. Осборна, урок – лекция, урок – семинар, урок – ролевая игра, урок – соревнование и другие. Анализ концепций, инновационных технологий, новых методик и т. д. ведет нас в сторону развития заложенных природой творческих способностей и возможностей обучающихся. На основе результатов обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, а также на результатах собственных фундаментальных исследований и исследований ученых – педагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач, в МНОЦИТ МГИУ М. М. Зиновкиной были заложены основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ. Эта целостная педагогическая система НФТМ имеет целями непрерывное формирование системного, многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся и студентов и в итоге – развитие творческой личности. Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ – ТРИЗ состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения – средством достижения некоторой созидательной цели. Исходная позиция этой системы заключается в том, что каждый ребенок талантлив от природы. Принцип работы – воспитание личности через творчество. Задача – создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития. [5] А не об этом ли нам говорят ФГОС?
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение.
Блок 1. Мотивация. Согласно многоуровневой системе НФТМш в начальных классах происходит развитие творческого воображения и фантазии. Методология творчества дает и преподавателю и обучающемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления. Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, которые реализуют тему урока, адекватные целям креативного образования в целом. Ведь логика построения уроков творчества обусловлена целью - сделать процесс обучения подлинно развивающим. Мотивация уроков здесь состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе всего урока. Каждый креативный урок представляется информационной картой, которая представлена 8 блоками.
Как писал Сократ «Удивление есть начало всякой мудрости». Урок обучения грамоте по теме «Алфавит» начинается с показа мультфильма «Как было написано первое письмо». Дети удивлены, заинтересованы. Несколько минут мы обсуждает тему урока, откуда появились буквы, как было написано первое письмо, как сейчас отправляют письма, на каких языках можно написать письмо и т. д.
Блок 2. Содержательная часть программного материала. Содержательная часть программного материала направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии обучающихся и обеспечивает пропедевтику теории решения изобретательских задач (Альтшуллер Г. С.). Здесь необходимо учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. И именно здесь, вместо того, чтобы объяснять материал, стоит предложить детям самим побыть исследователями и самим во всем разобраться. Перед классом ставится очень сложная задача: Как вы думаете, откуда и как на уси РучР Руси появился алфавит? Он был такой же, как и сейчас или другой? Как могли измениться буквы и зачем они менялись? За проведением «круглого стола» в первом классе очень интересно наблюдать. Здесь хорошо работает методы Мозговой штурм и метод фокальных объектов. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: постановка проблемы, генерация идей и группировка, отбор и оценка идей. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Цель метода - Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Суть метода - Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. Можно увидеть как меняются дети, как они раскрываются. Лидерские качества угадываются уже в первые 3-5 минут работы. Можно провести полную диагностику класса всего лишь за несколько минут. Для работы, детям желательно предоставить несколько статей с картинками, буквари и азбуки разных лет, хорошо подготовить презентацию с подробным разложением материала в форме блиц – турнира вопрос – варианты ответов – правильный ответ – обоснование ответа. Например, почему азбуку назвали азбукой. Варианты ответа: 1. Слово красивое; 2. По первым двум буквам алфавита аз и буки; 3. Начальное толкование науки; 4. Потому, что написание букв было азбуковым; 5. В переводе с древнегреческого «азбука» - таблица букв. Второй пример вопроса – Откуда пошло слово букварь? Варианты ответов: 1. Было два принципа написания букв кирилица и глаголица. Кирилица по другому называлась буквица; 2. Было два принципа написания букв кирилица и глаголица. Глаголица по другому называлась буквица. ; 3. Букварь в переводе означал храм букв; 4. Букварь – это напечатанная грамматика; 5. Букварь это написанный алфавит. Еще один вопрос – что такое алфавит? Варианты ответов: 1. Совокупность букв, которыми пользуются при письме в том или ином языке; 2. Совокупность звуков, которыми пользуются в том или ином языке; 3. Рисунки букв; 4. Азбука для обучения грамоте; 5. Напечатанные буквы. Во время 2 модуля дети познакомились с тем, как появилась азбука и первый букварь, кто и когда напечатал первый букварь, какие азбуки и буквари были до этого, чем отличаются буквари 19, 20 и 21 веков, какие бывают алфавиты и для чего они были изобретены и многое другое. Такое преподношение материала учит детей самостоятельности, развивает в них творческое мышление и творческий потенциал. Для детей постарше возможно использование и других методов. Метод морфологического анализа — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе. Основные этапы применения метода: выясняется цель задачи,  выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели, для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами), проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия. Метод Пиктограмма, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Этот метод может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов. Все это необходимо для улучшения качества процесса поиска решения поставленных задач и минимизации инерции. Инерция мышления (психологическая инерция) — противоположность фантазии, воображению. Заключается в замкнутости мышления на существующей системе, нежелании уйти от текущих представлений и убеждений. Инерция мышления полезна и необходима в повседневной жизни. Она освобождает от необходимости решать то, что уже было решено. Одновременно это и основная преграда на пути открытия новых вещей. Сегодня для того, чтобы изобретатель мог уйти от инерции мышления, разработано несколько методов. Их основа — применение абстракции, попытка уйти из «плена слов».
Блок 3. Психологическая разгрузка. В качестве психологической разгрузки используются физические упражнения, направленные на гармонизацию развития полушарий головного мозга, психорегулирующие упражнения и аутогенная тренировка, обеспечивающие релаксацию, эмоциональную разгрузку, игры, танцы и импровизации. Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной деятельностью и эмоциональной нагрузкой, напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами. В качестве физических упражнений я предложила детям поиграть в игру «Пантомима», где обучающиеся по очереди показывали какую-либо букву, а остальные угадывали. В конце игры мы дружно составили слово молодцы и восклицательный знак. В игре «Пантомима» разгрузка идет по двум каналам: расслабляются соответствующие группы мышц и осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, возникающий во время игры. А дополнительно – это хорошая смехо-терапия.
Основным механизмом аутогенной тренировки являются такие упражнения, как «Место покоя», «Полный потенциал» и др. Хорошо себя зарекомендовала гимнастика цигун. В частности мы взяли два упражнения – «Цапля», направленное на правильное дыхание и насыщение головного мозга кислородом, и «Кокон», которое позволило немного помедитировать, успокоиться, почувствовать себя вершиной мира и малейшей частицей его одновременно.
Блок 4. Головоломки. Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМш является творческая деятельность обучающихся с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея. Головоломки представляют для обучающегося проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. Система головоломок является новым дидактическим средством в системе креативного образования. Его главная функция – развитие парадоксального, творческого мышления, смекалки, развитие творческого воображения. В решении головоломок удовлетворяется потребность в игре. Игра превращается в подготовку к творческой деятельности. Головоломки также обладают и мотивационной функцией, они побуждают интерес обучающихся к изучаемому материалу.
Головоломка 1. Пользуясь ключом, расшифруйте понятие
1 2 3 4 5 6
А САМ ГИ АРЬ ПЕР АТЬ УКА
Б БУКВ КОТО ЫЕ СЯ РЫМ ЧИТ
В КНИ АЗБ ПО И ВЫЕ УЧАТ
ключ 1 2 3 4 5 6
А 6 11 2 8 18 5
Б 1 13 7 16 14 17
В 10 4 12 3 9 15
Те обучающиеся, которые быстрее всех справились с первой головоломкой, разбираются со второй.
Головоломка 2. Расшифруй определение
И Л М Ь Е З К Ь И Н Т Ь У П С Ь
Й Ы Н Ь Н Е В Ь Т С Е Ь Т С Е Ь
О Т Э Ь – А Н Ь У Л
Затем делаем небольшой перерыв и продолжаем.
Модуль 5. Интеллектуальная разминка (ИР). Интеллектуальная разминка, как и головоломка, позволяет обеспечить мотивацию обучающихся и включить их в творческую деятельность на уроке. На этом этапе предлагаю обучающимся самостоятельно придумать свой собственный алфавит, который будет можно использовать только в нашем классе. Первое, что делают в данном случае обучающиеся – это проявление интереса и выдвижение различных гипотез. Затем включается фантазия. Придумываем свой алфавит, ищем его закономерности и схожесть с традиционным алфавитом. Эти задания развивают логику мышления, способность к обобщению и т. д.
Модуль 6. Система творческих заданий. Инновационная структура креативного урока. Психологическая ценность данного модуля урока заключается в закреплении способов и правил умственной работы, формируются навыки управления отдельными этапами творческого процесса принятия решения. В ходе интеллектуальной разминки мы придумывали свой алфавит. Теперь задача усложняется. Задача: усовершенствовать алфавит. Такие задания развивают способность наблюдать, находить самостоятельные решения и отстаивать свою точку зрения. Первоначально на базе круглого стола оговаривается варианты улучшения алфавита, выдвигаются идеи, анализируются. Затем дети разбиваются на три группы – первая группа работает над гласными, вторая над парными согласными, третья – над непарными согласными.
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. в виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала обучающихся, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др. На этом этапе предлагаю детям пройти игру «Колобок в Алфавитинске». Суть компьютерной игры заключается в последовательном выполнении обучающимся 10 заданий для того, чтобы Колобок добрался домой к Бабушке с Дедушкой. Даны 10 заданий – вопросов с возможностью широкого выбора ответов. От того сколько баллов за ответ получит обучающийся зависит длина пути по которому бежит Колобок. Чем выше баллов наберет обучающийся, тем короче будет его путь. Побеждает тот обучающийся, который пройдет самым коротким путем.
Блок 8. Резюме. На этом этапе подводятся краткие итоги урока, осуществляется обратная связь с обучающимися. Несколько минут дети рассказывают, что нового они узнали на уроке, чему научились, что еще хотели бы узнать, понравился ли урок или нет. Итогом урока является то, что возможно некоторые обучающиеся проявят желание более глубоко окунуться в тему, которую рассматривали на уроке и возникнет желание написать проект.
В ходе нашего креативного урока по обучению грамоте в 1 классе выявлено положительное влияние предложенных адаптированных методов научного творчества на общеучебные компетенции обучающихся, в частности на развитие креативности обучающихся [5-8]. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшей работы по адаптации методов научного творчества для преподавания учебных дисциплин. Для начальных классов хорошо совмещать такие дисциплины как математика, обучение грамоте, русский язык и литературное чтение с технологией и изобразительным искусством. Занятия по многоуровневой системе НФТМш хорошо себя зарекомендовали и во внеурочной и проектной деятельности обучающихся.
Ссылки на источники:
Общее образование: школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося/ Сост. М. Ю. Рогожин. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2014
Утемов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ// Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1.
Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе// Концепт. – 2012. - № 9.
Творческое воображение и фантазия: (Методы развития): Учеб. пособие по циклу курсов «Основы инженер. творчества и компьют. интеллектуал. поддержка инженер. мышления/ М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, А. Б. Юрасов; Моск. гос. индустр. ун-т. Межкаф. центр инженер. Творчества, М. МГИУ., 1997
Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие/ В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. – Киров, 2013
Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научно-методический электронный жур-нал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Май 2012, ART 1257. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm.
Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Декабрь 2011, ART 1102. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2011/1102.htm.
Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. – 186 с.
Vatsura Vladislava E. .The teacher of initial classes of the Municipal educational institution "secondary school № 24", the city of Podolsk.Methods of development of creative thinking and creative abilities of students at the primary education level.Annotation. The article considers the methods of development of creative thinking and creative abilities applicable to teaching in elementary school. The author describes adapted methods of scientific creativity, are the basics of the NFTM - TRIZ for primary school, understands the basic direction - managed development of creative imagination, preparation of the consciousness of the child for subsequent reception of TRIZ. Discusses methods such as brainstorming method of focal objects, the morphological analysis method, method of idioms, etc. is given block description of one of the creative lessons.Key words: development of creativity, creativity, brainstorming, focal objects, morphological analysis, method of icons useful inertia.