«Включение обучающихся в творческую деятельность для активации мышления, готовности к саморазвитию» (из опыта работы)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
«Включение обучающихся в творческую деятельность для
активации мышления, готовности к саморазвитию»
(обобщение опыта)
Подготовила: Балашова Елена Евгеньевна,
учитель музыки
ГБОУ СОШ № 29 г.Сызрани
…Включение ребенка в деятельность…
активирует его мышление, формирует
у него готовность к саморазвитию»
В. В Давыдов
Перемены, произошедшие в России за последние годы изменили требования к современному выпускнику. Это человек умеющий:
- анализировать свои действия;- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;- отличаться мобильностью;- быть способными к сотрудничеству;- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
При этом необходимо учитывать, что у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, критическое мышление и креативность.
Работая в школе, я отмечаю, что современные дети :- резко отличаются информированностью;- относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, мало слушаю качественную высокохудожественную музыку;- и конечно, у них присутствует ограниченность общения со сверстниками.Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики обладающие определенным уровнем знаний, показывающие стабильные результаты в учебной деятельности, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо.
Естественно передо мной встает вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ведь каждый урок музыки – не просто урок, а очередная ступенька к познанию себя и мира через Искусство. Я попыталась разобраться в проблеме «что такое ребенок в музыке и живет ли музыка в ребенке», попробовала нарисовать музыкально-педагогический портрет современного ребенка- это ученик со способностями: искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Для каждого ли ребенка свойственны эти виды искусства. Думаю, что вы со мной согласитесь, что «да». Именно недооценка духовной основы музыкального образования и не позволяет качественно развивать музыкальную культуру детей
Этот слой — не знаниевый, а внутренний, ЛИЧНОСТНЫЙ, это - опыт общения с искусством.
В основе моего педагогического опыта лежат идеи Людмилы Валентиновны Школяр, члена-корреспондента РАО, директора Института художественного образования РАО, доктора педагогических наук;
Надежды Львовны Гродзенской, кандидата педагогических наук, деятеля в области музыкального образования и воспитания.
Мало знать самому, нужно увлечь этими знаниями детей.
Как это сделать? На мой взгляд, современный урок музыки- это урок совместного творчества педагога и учеников, где каждый ученик, несмотря на свои способности в области музыки, может быть успешным на уроке музыки. потому что. На мой взгляд именно творчество является мотивом деятельности.
Активизировать творческую деятельность на уроке мне помогает метод стиле-слухового анализа музыкальных произведений. Моя задача на этапе анализа произведения перевести опыт жизни ребенка (осведомленность о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности) в жизненный опыт- ставший достоянием личности, отложенный в резервах долговременной памяти и находящийся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях.
Как я это делаю? С самого начала урока- момента актуализации знаний, я подготавливаю детей к основной работе: анализу произведения. Инструментарий для организации этой деятельности разнообразен, его выбор зависит от класса, степени его подготовленности. Это: словесное рисование, использование картин художников, визуализация цвета, использование музыкальных инструментов. Можно сочетать несколько приемов, как вы увидите на уроке, можно использовать отдельные приемы. Использование этих приемов способствует более точному, яркому восприятию музыкального произведения, позволяет наглядно определить средства выразительности музыки.
В основу методики стиле-слухового анализа положен принцип сравнения стилевых признаков отдельного, конкретного произведения с хранящимися в долговременной памяти учащихся аналогичными признаками уже известных произведений. Этот анализ всегда ведется по плану (он на слайде). А начинаю я вести работу по стиле- слуховому анализу с 1-го класса. Если в начальной школе основной упор при анализе музыкального произведения делается на чувственный, образный мир ребенка, то в более старших, классах я формирую умение слышать и видеть музыку.
В 6 классе в ходе этого приема, учащиеся определяют родственную по содержанию музыку сопоставление трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и пр. Трудность методики состоит в том, что предлагаются произведения с неконтрастной музыкой. Например:
И.Гайдн, «Серенада из квартета № 43»;
П.Чайковский, «Анданте кантабиле из струнного квартета № 1»;
М.Чюрленис, «Струнный квартет № 1, часть 1».
Учащимся необходимо определить, какое из произведений написано русским композитором. Подавляющее большинство учащихся с данной и аналогичными задачами справляются, определяя, что второе из произведений, приведенных здесь, написано русским композитором. Учащиеся делают первые попытки выделения стилевых признаков, характеризуя мелодию «Анданте кантабиле», как похожую на русскую народную песню своей широтой, распевностью (на этом этапе им еще неизвестно об использовании Чайковским в этом произведении русской народной песни "Сидел Ваня на диване"), указывая кроме того, на ладогармонические (переменный лад) и метроритмические (смешанный размер) особенности.
В 7 классе для определения индивидуального стиля мною выбираются произведения с четко выраженными стилевыми признаками, из числа незнакомых учащимся произведений композиторов, с чьим творчеством они, по возможности подробно знакомились ранее. Например, после слушания отдельных произведений Чайковского (в частности, слушания фрагментов из 1,4,5,6 симфоний, опер "Евгений Онегин" и "Пиковая дама и т.д.) ученикам седьмого класса предъявлялось следующее задание: какое из произведений написано П.И.Чайковским? Звучали последовательно: Л.Бетховен, симфония № 3, ч. 1; Ф.Шуберт, симфония № 7, "Неоконченная", ч. 1; П.Чайковский, увертюра- фантазия "Ромео и Джульетта"; Д.Шостакович, симфония № 5, ч.1. Определив, что третье произведение написано Чайковским, учащиеся, аргументируя свои выводы, приводят такие характерные для композитора черты, как широту и вокальную напевность мелодического изложения тем, преобладание в них нисходящих интонаций, поручение лирической темы солирующему рожку и т.п.
Способность к творчеству я рассматриваю как особое качество личности, ее способность к саморазвитию. Творчество — показатель развитости человека, в музыке — это высший показатель овладения человеком музыкальным искусством. Творчество может выражаться в любом продукте: музицирование, пение, сочинительство, рисование и др.
Метод стиле-слухового анализа музыкального произведения направлен на воспитание у обучающихся осознанного отношения к музыке.
Возвращаясь к вопросу: что такое «ребенок в музыке, живет ли музыка в ребенке» и каков музыкально-педагогический портрет современного ребенка, на первое место выступает выявление тех изменений, которые происходят в духовном мире ребенка под воздействием музыки. Способствовать самостоятельному творческому мышлению обучающихся через сотрудничество учителя и ученика на уроке- моя педагогическая идея.
Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации. Неизменными остаются горящие глаза моих учеников, желание постичь тайны мира Искусства.
Мои труды дают положительные результаты. Знаете, как говорят «Школа славится своими учителями, а учитель - своими учениками». Мне приятно, что мои дети продолжили мое дело, занимаясь музыкой. Мои ученики продолжают обучение в музыкальных колледжах и ВУЗах страны. А некоторые уже закончив их, стали преподавателями музыки, вокального искусства. Мои ученики продолжают обучение в Сызранском Колледже искусств и культуры им. О.Н.Носцовой, на факультетах инструментального исполнительства вокального искусства, хорового пения, музыкального искусства эстрады, в Самарском Государственном институте культуры, в Московском Государственном институте культуры. Все эти ребята, являются призерами и лауреатами различных муниципальных, зональных, областных творческих музыкальных конкурсов.
Накопленным опытом делюсь с коллегами, выступая на окружных семинарах. Имею печатные издании, сайт.
Если мои ученики ушли с урока с размышлением о своем восприятии окружающего мира «Я в мире искусства, мир искусства- во мне», считаю, что урок удался.
«Все понимают, что наука помогает понять мир; куда менее известно то познание, которое несет искусство…Наука помогает узнать известные законы, но искусство заглядывает в душевные глубины, куда не проникают никакие рентгеновские лучи» (И. Эренбург)