Оптимизация коррекционной работы по формированию правильного произношения у учащихся начальных классов с ФФНР


Оптимизация коррекционной работы по формированию правильного произношения у учащихся начальных классов с ФФНР.

ОПТИМИЗАЦИЯ -выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств и действий. Выбор такой методики, форм и методов коррекционной работы, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил логопеда и учащихся в данных условиях.
В результате глубокого анализа существующих методик по коррекции ФФН и практического использования разнообразных методов коррекционной работы, определены наиболее оптимальные последовательность, методы и приемы логопедической работы с детьми, страдающими ФФНР, позволяющие повысить эффективность работы, ускорить процесс усвоения и закрепления материала, улучшить результаты.
Оптимизация коррекционной работы обеспечивается путем внедрения элементов здоровьесберегающих технологий, применения эффективных приемов постановки, автоматизации и дифференциации звуков, коррекции коммуникативного развития, психических процессов, формирования навыков учебной деятельности.
Оптимизация коррекционного обучения способствует активизации мыслительной деятельности детей на логопедических занятиях. Учебная работа, во время которой дети проявляют максимальную активность и самостоятельность неразрывно связана с развитием речевой активности.
Коррекционная работа при ФФН включает: формирование общих речевых навыков и артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
На всех этапах широко используем нетрадиционные методы коррекции речи
( песко-, музыко-терапию, биоэнергопластику), так как использование традиционных методов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие мелкой моторики. При разучивании и отработке артикуляционных упражнений предлагаем использовать сочетание движений языка и пальцев в песке, объединение движений пальцев рук и артикуляторных органов- биоэнергопластика.
Применение элемента здоровьесберегающих технологий- биоэнергопластики на занятиях способствует быстрому овладению артикуляционными упражнениями;
позволяет выполнять артикуляционные упражнения без зрительной опоры, по ощущениям;
сокращает время занятия и увеличивает его эффективность и результативность.
Поэтому мы рассматриваем применение биоэнергопластики, как одно из направлений оптимизации коррекционного процесса. Сроки коррекции дефекта сокращаются в 1.5-2 раза.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков эффективно использование интерактивных методов таких как «микрофон», « работа в парах», « свеча», «сортировщик»;
приема сопряженных движений; приемов совместного творчества логопеда и ребенка: фантазируем, придумываем жесты и движения к забавным стихам; приемы взаимопомощи.
Оптимизация коррекционной работы способствует развитию у детей коммуникативных навыков, сохранению здоровья детей, формированию навыков учебной деятельности, развитию психических процессов, повышению интереса к занятиям и мотивации, уменьшает сроки исправления нарушенного звукопроизношения, способствует успешному овладению навыками письма и чтения.


ЧТОБЫ ТРУДНОСТЕЙ БЫЛО МЕНЬШЕ.
Условия успешной коррекции речевых нарушений при ФФНР.

1. Желание ребенка и родителей, стремление исправить дефект. Мотивация.
Готовность к взаимодействию.
Готовность к систематической и кропотливой работе.
Осознанное отношение к процессу обучения.
Взаимодействие логопеда, учителя, учителя ГПД.
Соблюдение последовательности этапов работы над звуками.
Подбор оптимальных методов и приемов работы с учетом индивидуальных особенностей, дефекта, психологического аспекта.
На протяжении всего периода осуществлять работу по формированию фонематического восприятия и слуховых дифференцировок.
Обязательна работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Переходить к следующему шагу в работе только после достаточного усвоения предыдущего материала.
Соблюдение интервала в освоении звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
Поощрение детей, поддержание уверенности в своих силах и в положительном результате.
Избегать монотонности и скуки на занятиях. Поддержание интереса. Частая смена видов деятельности.
Учитывать индивидуальные особенности детей.
Применять приемы работы с гиперактивными детьми.
Давать задания учителю ГПД и контроль выполнения.
Закреплять поставленные звуки во время уроков под контролем учителя.
Коррекционную работу проводить в повседневной жизни под контролем родителей.
Сочетание коррекции звукопроизношения с совершенствованием навыков звукового анализа и синтеза.
Соблюдение последовательности в работе над звуками одной фонетической группы.
Подбор речевого и наглядного материала для занятий.
Опора на сохранные анализаторы зрительный , тактильный, слуховой, двигательный.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ
Основные этапы работы над звуками
Подготовительный этап
Формирование представлений о звуке( характеристика)
знакомство с правильной артикуляцией звука
подготовка артикуляционного аппарата
развитие речевого и не речевого дыхания
формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
развитие фонематического восприятия
развитие не речевых процессов памяти, внимания, логического мышления
развитие мелкой и общей моторики.
Этап постановки
Формирование правильного произношения звуков
Этап автоматизации звуков.
Закрепление правильного произношения поставленных звуков.
Изолированно
в слогах ( прямых, закрытых, со стечением согласных, между гласными)
в словах ( в начале слова, в середине слова, в конце слова)
в словосочетаниях и предложениях
в чистоговорках, стихах, играх, скороговорках, играх
в связной речи.
Этап дифференциации звуков
Различение звуков акустически и артикуляционно. Уточнение артикуляции и произношения звуков. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане.
изолированно с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие
слогахсловахсловосочетаниях и предложениях
в играх, пословицах, загадках, стихах, скороговорках
в связной речи
на письме и при чтении.
Этап введения звука в спонтанную речь.

СТАВИМ ТРУДНЫЕ ЗВУКИ ЛЕГКО

Оптимизация коррекционной работы на этапе постановки звуков.

Виды Артикуляционные Способ постановки
нарушений упражнения
Звук П упражнения для губ По подражанию.
Сомкнуть губы+ сильный выдох.
Звук Б От « П» + голос, гласные.
Звук К «горка», «катушка», От «Т» с механической
«маляр», помощью «та», отодвигая
«покашливания», язык вглубь рта нажимом на «полоскание горла» переднюю часть спинки языка.
Звук Г « кошечка сердится» от « К»+ голос, от «Д», от «Ы» Звук Х «глотательные» По подражанию « погреем
ручки», с механической помощью
от «С»
Звук « Ф» «Дудочка», «зайчик» прижимать нижнюю губу
«покажи зубки» к зубам + сильный выдох на нижнюю губу.
Звук «В» от « Ф» + голос. «а»
Звук «Т» «Почистим зубки». От «ПА-ПА-ПА» язык межзубно,
«Постучи в зубки», затем зазубно+ сильный выдох.
« Змейка», « Иголочка»
Звук « Д» « Лопаточка», « Улыбка» От « БА» язык межзубно,
затем зазубно.
От « Т» + голос.
Свистящие
Звук « С» «Блинчик», «Лопаточка», - по подражанию имитационное
« Горка», « Улыбка» упражнение « Насос», « Почистим зубки» -от упражнения « Горка» + дутье
«Заборчик», « Трубочка» - от межзубного «С» с механи-
«качели», « желобок» ческой помощью. Зонд по сред-
« паровозик свистит» ней линии языка, образование
« кошечка сердится»
самомассаж языка желобка+ воздушная струя. Затем
в зазубное положение.
- От «И» + выдох, язык за ниж-
ними зубками.
- От « Ф» . Язык межзубно,
затем зазубно.
- От « Т» с сильным форсированным
выдохом., с придыханием.

- От «Ш» язык вниз.
межзубный от «СА» на стиснутых зубах пу-
тем процеживания.
Губно-
зубной Затормозить участие нижней губы.
Боковой От межзубного произношения
к зазубному.
Звук « СЬ» От «С» - «ИСИ», от «Хь».
Звук «З» От « С» + голос, гласные звуки, « мзм»
Звук «Ц» « Т» межзубно+ - От сочетания «Т»и «С» в быстром
сильный выдох, темпе с форсированным выдохом на «Т»
«Т» за нижними - От « АТС»
зубами+ сильный выдох.
« Поезд» ( Т/С)

Шипящие
Звук « Ш» « Чашечка», «Маляр», -по подражанию язык «чашечкой» за
«Лопаточка», верхние зубки на альвеолы.
«Качели», « Грибочек» -от «Т» с придыханием
« Фокус», « Вкусное (с механической помощью).
варенье», « Хоботок» -От «С» язык вверх за зубки,
« Лошадка», « Гармошка». (с механической помощью) - от « Р» с остановкой вибрации
боковой - от « ТТТ» упр. « Поезд едет» язык
в форме чашки, поднят на альвеолы,
нажать на щеки.( с мех.помощью.)
ЗВУК «Ж» -от « Ш» + голос,
-От « З» язык вверх, на альвеолы.
Звук « Ч» - от « АТЬ» с сильным выдохом на «ть»,
язык отодвинуть назад, губы вперед
( мех.помощь).
-от « Ть/ Щь» чередование с ускорением,
губы в улыбке.
- упр. « Поезд останавливается»
«Т/ЩЩЩ»
-от «ТЬ-ТЬ-Ть» с ускорением, губы
в улыбке.
-от « Ц» кончик языка вверх, губы вперед
Звук « Щ» - По подражанию от «Ч» длительно
-от «Сь» с механической помощью язык
приподнять, отодвинуть назад. -от «Ш», продвигая язык к зубам.

Звук « Р» «Змейка», «Иголочка» - по подражанию (поднять язык вверх на
«Чашечка», «Маляр», альвеолы и с силой подуть на кончик языка) « Лошадка», -от упр. «Грибок» в момент присоса подуть
« Грибочек» на кончик языка.
« Индюк», -от Д-Д-Д ( язык на альвеолах в форме
« Барабанщик» «чашки» + сильный выдох на кончик языка) « Автомат». - от ДЖ, от ДЗ без механической помощи,
Тд-тд-тд, на сильном выдохе.
Ддд-ддд-ддд. -от Д, ДЖ, ДЗ с механической помощью
( быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику
шариковым зондом + сильный выдох)
-от Д на одном выдохе
- в положении лежа от Д на сильном вы-
дохе, язык вверху на альвеолах,
с механической помощью, без механической
Горловое помощи.
произношение «Р» - От ТШ с механической помощью.
Звук « РЬ» - от Р с продвижением вперед к зубам,
губы в «улыбке»
-от Р + я, е, ю, и. (Дря-дре-дри-дрю).
Звук «Л» « Иголочка», « Змейка», - от межзубного от упр. « Гудок»
« Почистим зубки», произносить ЫЫЫ или ЛЛЛ, язык между «Часики», « Гудок», зубами, губы в « улыбке».
«Дятел», «Лошадка» Затем в зазубное положение.
- от межзубного открыть-закрыть рот со звуком А, получится ЛА-ЛА-ЛА. Авто-
матизировать в словах, затем перевести в зазубное положение.
«Звоночек», «Маляр», - от упр. « Песенка иголочки»
« Индюшата», « Качели» произносить АААА,кончик языка в форме
« Локательные», «иголочки» поднять к верхним резцам и
« Вкусное варенье», и « колоть» зубки.
« Пароход» -по подражанию. Губы в «улыбке»,
« Песенка иголочки». Кончик языка ставится за верхние резцы
и отталкивается от них со звуком Л.
-от упр. « Позвони в звонок». Кончик
языка упирается в верхние резцы, имити-
руя нажим на кнопку звонка. Произносить
ЛЛЛ-Л-Л, Л-Л-Л, ЛЛЛЛЛЛЛЛ.
- от гласных А, О, У, Ы. Произносить глас-
ные, а кончик языка просовывать между зубами и прикусывать по середине. Затем
перевести в зазубное положение.
Звук « ЛЬ» - От «Л» с гласными Я, Ю, Е, И.