Консультация для родителей Закрепление правильного произношения.


Консультация для родителей
Закрепление правильного произношения. Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения в школе. Работа над развитием речи в общем случае включает в себя:
·         пополнение словарного запаса
·         усвоение грамматического строя
·         обучение рассказыванию (пересказ, составление рассказов, загадок, ответы на вопросы полными предложениями, чтение стихов и скороговорок).
·         Выработка правильного звукопроизношения.
Работа над выработкой правильного звукопроизношения эффективна тогда, когда в нее включаются и учитель-логопед, и воспитатель, и родители. Очень важно, чтобы ребенок сам контролировал правильное произношение поставленных звуков
Процесс закрепления нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого и свободного произношения звуков в слове, нужно много упражняться в произношении слов с этими звуками. Часто дети легко произносят новый звук, например [р] в начале слова (рыба, роза), но в середине слова, или в сочетании с согласными произношение звука [р] прежнее (горловое, замена на  [л], пропуск). Иногда ребенок хорошо произносит звук  [р] в словах с гласным  [а] (ракета, радуга), но с другими гласными звук не удается.
Процесс закрепления звука в речи имеет индивидуальный подход, но чаще всего его надо начинать со слогов и в начале слова. Конечно, слоговые упражнения могут быстро наскучить ребенку, поэтому лучше подавать их в форме шуток - чистоговорок. Рифмы и ритм этих шуток облегчают запоминание звуков. Дети с удовольствием слушают их, быстро повторяют.
Слоговой компонент шутки-чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и систематизирует развитие слухового восприятия речи. Например: «Ор-ор-ор — вижу новый забор!», или «Ар-ар-ар — из трубы идет пар!», или «Ур- ур- ур — за машиной длинный шнур»
От шуток- чистоговорок переходим к произношению звука в предложениях. Дидактический материал самый разнообразный, например:
·         «Послушай и повтори» (за учителем-логопедом, за записью на аудионосителе).
·         Игра «Придумай предложение», когда ребенок выбирает картинку с заданным звуком и придумывает предложение с ним. Родитель при этом следит, чтобы ребенок говорил медленно, четко, громко, правильно артикулируя звуки.
            Затем ребятам даются рассказы для ответов на вопросы по содержанию, для пересказа, при этом стараемся, чтобы как можно большее количество слов в тексте было со звуком, которой нужно закрепить.
            И конечно предлагаем детям проговаривать стихи, и желательно их заучивать - при этом ребенок должен не просто выучить стихотворение, а выразительно исполнить его, контролируя все поставленные звуки.
            Учитель –логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г.