ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Жадан Светлана Томасовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
Минина Анна Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»,
город Северодвинск
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понимание здорового образа жизни человека несёт в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь – здоровье. И всё больше нас, учителей начальных классов, волнует состояние здоровья детей. Сложность младшего возрастного периода связана с тем, что в это время растёт умственное напряжение учащихся, существенно возросшее за последние годы в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ. Проблема оздоровления детей стоит сейчас достаточно остро. Её пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и общеобразовательных учреждений. Школьные программы стремятся дать максимум для развития интеллекта ребёнка, а цель сохранения здоровья ребёнка отходит на второй план.
Проведя микроисследования в школе, мы выявили следующие статистические данные: 27 детей школы начального звена имеют заболевания желудочно–кишечного тракта. Перед учителями нашей школы встала проблема по поиску наиболее эффективных методов и форм «оздоровления» учебно-воспитательного процесса в начальных классах.
Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма, в условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? Известно, что нарушения питания в этом возрасте могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма: к расстройствам функции органов пищеварения (о которых мы уже упоминали), сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности. Поэтому вооружение школьников, родителей информацией о правильном питании является одним из ведущих условий гармоничного развития.
Доказано, что дети, получающие правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительного легко. Воспитание у детей культуры питания - задача сложная.
Поэтому, когда в нашей области появилась возможность участия в реализации программы "Разговор о правильном питании", учителя, дети и родители с удовольствием стали работать по ней, так как она
позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью,
осваивать навыки правильного питания,
формировать представления о правилах этикета,
пробуждать интерес к народным традициям.
Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни. Но, как показывают исследования специалистов, только 20 процентов родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей.
Мы поняли, что работу по культуре питания надо начинать со взрослых. Ни одна, даже самая лучшая, здоровьесберегающая технология не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьей.
Семья для ребёнка – это источник общественного опыта, о чём сказано в законе «Об образовании»: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Объединить стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о культуре здорового питания и потребности в здоровом образе жизни помогает программа «Разговор о правильном питании», которая реализуется в нашем образовательном учреждении более 10 лет.
Цель нашей работы по данной программе такова:
формирование у детей культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи:
Образовательные:
формирование и развитие представления детей, подростков и их родителей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование и развитие у школьников, их родителей знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания.
Воспитательные:
информирование детей, подростков и их родителей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и традициях других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Развивающие:
активизировать познавательную активность учащихся, родителей в вопросах здоровья;
создать условия для развития творческой активности учащихся;
вовлекать родителей в педагогический процесс для приобретения ими навыков сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами.
Взаимодействие с семьей строится на следующих принципах:
1) принцип партнерства, взаимопонимания и доверия понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни;
2) принцип «активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства;
3) принцип согласованности действий - правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой;
4. принцип самовоспитания и самообучения - педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться;
5) принцип ненавязчивости;
6) принцип жизненного опыта - делитесь своим опытом и выслушивайте опыт родителей;
7) принцип безусловного принятия ребенка – это гарантия уважения педагога со стороны родителей.
Работа с родителями строится по трем направлениям:
просветительское (просвещение родителей в вопросах здорового питания; развитие понимания необходимости организации рационального питания детей);
консультативное (знакомство с методами эффективного воздействия на ребёнка);
коммуникативное (возможность обмена опытом по формированию культуры здорового питания; получение информации о народных традициях, связанных с питанием; формирование чувства уважения к культуре своего народа и традициям других народов).
Условия для успешной работы с родителями:
Целенаправленность, системность, и плановость.
Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с родителями.
Доброжелательность. Открытость.
Тематика работы охватывает различные аспекты рационального питания:
Разнообразие питания
Гигиена питания
Режим питания
Рацион питания
Культура питания
Разнообразие питания
Гигиена питания и приготовления пищи
Этикет
Рацион питания
Традиции и культура питания
Нами используются разнообразные формы взаимодействия с семьей:
формы познавательной деятельности:
родительские собрания «Народные традиции здорового питания», «Из века – в век: питание на Русском Севере» и др., учебно-исследовательские работы «О «правильных» и «неправильных» продуктах», «О пользе кваса», «Почему мед называют уникальным продуктом?», совместная проектная деятельность по темам «Кулинарное путешествие», «Полезное меню», «Салаты с северной грядки», «Наш завтрак», «Правила этикета за столом», урок-практикум «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», урок–панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», урок–ярмарка «Блюда из зерна», праздники знаний, турниры знатоков «Кулинарные эрудиты», совместные экскурсии на Северодвинский молокозавод, Архангельский хлебокомбинат, Солзенский рыбзавод, выпуск газет, игры «Найди клад» и пр.
формы досуга:
совместные с родителями праздники «Арбузник», «Масленица», «Осенины», подготовка концертов и спектаклей, в том числе и кукольных, посвященных организации разумного питания, соревнования, участие в конкурсах семейной фотографии; съемка веселых фильмов «О том, что вкусно и полезно» и подготовка сценариев к ним.
Об эффективности проводимой работы говорят итоги анкетирования, проведенного как среди детей, так и среди родителей; заинтересованность, активное участие родителей в различных конкурсах и их высокие результаты:
2008 г. – учитель Минина А.В. – 1 место в городском и региональном конкурсе методик реализации программы «Две недели в лагере здоровья» (через использование кукольных спектаклей (часть которых сочинили родители), рассказывающих о традициях питания на нашем архангельском севере);
2009 г. – семья Страшинских (учитель Шевердина М.А.) - 2 место в муниципальном этапе конкурса семейной фотографии;
2009 г. – 4 «Б» класс (учитель Минина А.В.) - 1 место в городском конкурсе детского творчества «Игротека программы» «Разговор о правильном питании» на тему «Наш «Арбузник»;
2010 г. – 2 «В» класс (учитель Жадан С.Т.) - 2 место в муниципальном этапе конкурса «Веселый фильм о том, что вкусно и полезно»; 1 «Б» класс (учитель Минина А.В.) - 1 место в муниципальном и 1 место в региональном этапе конкурса «Веселый фильм о том, что вкусно и полезно» (фильм «Вове и не снилось» о пользе витаминов);
2012 г. – семья Калининых (учитель Шевердина М.А.) – 1 место в региональном конкурсе семейной фотографии «Кулинарное путешествие»; Кушнарев Михаил (учитель Жадан С.Т.) – победитель муниципального и лауреат регионального конкурса детского творчества «Кулинарное путешествие».
Формирование полезных привычек - длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком. Родители являются главным образцом поведения для младших школьников. Даже самые эффективные обучающие методики не дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать правил здорового питания, заботиться о своем здоровье.
Реализация программы «Разговор о правильном питании» дает толчок к новым находкам, объединяет и сплачивает родителей, учителей в заботе о сохранении и укрепления здоровья детей. Методическое пособие каждого УМК заканчивается словами авторов программы: «С надеждой на плодотворное сотрудничество». И такое сотрудничество нами осуществляется.
15