Конспект открытого урока Связь имени прилагательного с именем существительным УМК Школа России
Урок – соревнование по теме
«Связь имени прилагательного с именем существительным»
Тип урока: открытие новых знаний.
Порядковый номер: 2.
Цели:
Способствовать формированию умения самостоятельно формулировать учебную задачу и решать её.
Познакомить со смысловым значением имени прилагательного.
Способствовать формированию умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.
Закреплять умение находить имена прилагательные в тексте, определять признаки имени прилагательного.
Закреплять умение определять и проверять парный согласный звук на конце слова, в середине слова перед глухим согласным и обозначать буквой на письме.
Развивать аналитическое мышление, связную речь.
Воспитывать экологическую культуру.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; закрепят умения в обозначении на письме парного согласного звука на конце слова и перед глухим согласным в середине слова.
Оборудование: карточки для работы в парах, толковый словарь Даля, картинки с изображением предметов (яблоко, лимон, клубника, морковь) для работы в парах, карточки для проверки парного согласного в середине слова, фишки «умная галка», Незнайка – картинка, вымпел «Мудрая Сова».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Создание положительного эмоционального настроя.
Снова прозвенел звонок,Новый начался урок.
Сидеть за партой
Будем стройно, И вести себя достойно.Чаще руку поднимать,На вопросы отвечать.
- Ребята, посмотрите друг на друга. Покажите с помощью мимики своё настроение. Поделитесь улыбкой с товарищем, нашими гостями. Желаю вам плодотворной работы и успехов в открытии новых знаний.
- Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.
- Сегодня мы проведём не обычный урок, а урок – соревнование. Устроим соревнование между рядами, за каждый правильный полный ответ команда получит жетон – «умная галка». В конце урока определим команду - победителя.
- Откройте тетради. Будем упражняться записывать число (прописью), классная работа.
- Какие трудности встретились в домашней работе?
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Сегодня на минутке чистописания мы вспомним согласные звуки.
-Что известно о согласных звуках? (произносятся с помощью шума, голоса и шума, бывают парными по звонкости – глухости и твёрдости – мягкости, бывают непарными по этим же признакам.).
-Остановимся на парных согласных по звонкости – глухости.
- Помогите составить пары. Запишем строчные буквы парами, соединяя их прямой наклонной линией с петлёй вверху и внизу. Секрет письма (пересечение на нижней рабочей строке). Соблюдайте высоту букв, до середины рабочей строки, петля вверху не касается верхней рабочей строки, внизу – нижней рабочей строки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.Орфографическая минутка.
На доске слова:
Леопар_
Носоро_
Вол_
Медве_ь
Тиг_
- Ребята, подумайте, по каким признакам данные слова объединены в одну группу? (Пропущен парный согласный на конце слова, животные, занесённые в Красную Книгу, имена существительные одуш., нариц., м.р., в ед.ч,)
- Какое слово может быть лишним? По какому признаку? (Тигр, звонкий непарный согласный на конце слова.)
- Как проверить написание парного согласного на конце слова? Подберите проверочные слова. Запишите пары слов. Сначала проверочное слово, а затем проверяемое. (Леопарды – леопард, и т.д.). (Работа у доски с целью самопроверки по желанию).
3. Рассказ учителя.
- Как вы считаете, почему именно этих животных я объединила в одну группу?
Картинки животных (мини – информация о них, 1-2 предложения).
- Таких животных много, давайте будем учиться оберегать природу с детства. Вам уже известны правила поведения в природе, знаете причины, по которым нужно беречь и охранять нашу планету
- Ребята, как назван 2013 год в России. ( «Годом экологической культуры в России».)
- Что обозначает слово «экология», «культура»? (Объяснить лексическое значение слова «культура» по словарю Даля.)
- Над каким проектом мы работали по охране окружающей среды?
- Почему книга называется Красной? В каком году была основана? (1 – ое издание1978г., а в 1984 г. – вышла в двух томах.)
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа с предложением.
- Составьте нераспространённое предложение о животном, занесённом в Красную книгу. - Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
- Дополните предложение второстепенными членами.
- Какую роль играют второстепенные члены в предложении?
- Какое предложение нравится больше?
- С каким, словом по смыслу связано подлежащее?
- К какой части речи относится? (Имя прилагательное.)
- Как подчеркиваем имя прилагательное?
- Какую работу выполняют имена прилагательные? (обозначают признаки предметов, «украшаю» нашу речь). На какие вопросы отвечают?
2. Индивидуальная работа.
- Выполните задание на карточках.
- Назовите орфограмму.
- Вставьте пропущенную букву. Чей ряд быстрее справится с заданием, зарабатывает очко.
ла _ ки лё _ кая
ко _ ти мя _ кие
ло _ ка кре _ кая
зага _ ка сне _ ная
ша _ ка це _ кие
(Взаимопроверка).
- Поставьте «!», если выполнено без ошибок, «+» - 1 ошибка, «-» - 2 ошибки.
-В каком слове обозначение на письме парного согласного звука не требует проверки? (Снежный)
-Докажите. (Перед звонким согласным [н], парный по зв.- гл. слышится четко, в сильной позиции.)
- Молодцы, кто справился без ошибок. Какой дадим совет остальным?
- К какой части речи относятся слова первого столбика, второго?
- Найдите пары слов, связанные по смыслу.
- В какой паре, слово употреблено в переносном значении? Как объяснить?
- Что мы сейчас делали? (подбирали слова-признаки к словам-предметам)
- Сформулируйте тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
-Какую цель поставим перед собой? (Научиться устанавливать связь между именем прилагательным и именем существительным).
Физминутка ( на внимание)
Если я называю имя прилагательное, хлопаем в ладоши над головой, а если имя существительное – руки на пояс, прыжок на месте. (Красивый, павлин, игривый, жеребёнок, радуга, разноцветная, трудная, задача, хорошее, настроение, отдыхаем.)
IV. Работа по теме урока.
- Как вы думаете, почему так названа часть речи «Имя прилагательное»?
- Вспомните, какие признаки обозначают имена прилагательные.
- Проверим наши предположения.
1. Работа по учебнику.
- На стр.88 учебника дополним наши знания новой информацией. (Страничка для любознательных).
2. Работа в парах.
Детям раздаются карточки (яблоко, морковь, лимон, клубника)
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Задание: подобрать признаки (величину, цвет, форму, вкус) к именам существительным. (В парах договариваются, просят отгадать предмет). (Оценивается задание и ответ.)
Чья пара будет готова покажите «замок».
За каждое выполненное задание - жетон.
- Молодцы! Все хорошо справились с заданием.
V. Закрепление изученного материала.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Выполним упр. 153 на стр. 89 (Дети читают загадки «жужжащим» чтением.) Разбор упражнения по заданиям, предложенным в учебнике.
(Самостоятельная работа в тетрадях, у доски с целью самопроверки.)
- Кому интересно узнать, происхождение названия цветка?
- Творческое задание: найти информацию (легенда или научное происхождение)
- Где будем искать информацию?
VI. Рефлексия.
- Ребята, Незнайка в школе для коротышек, тоже учился устанавливать связь между именем прилагательным и именем существительным. Вот, что у него получилось.
«Желаю добрый путь, иду по зелёный луг, горит яркий светом, вижу чудесная картину.)
- Как вы, считаете, справился Незнайка с заданием.
- Какую ошибку допустил Незнайка?
-Помогите, Незнайке исправить ошибки. Что, вы, заметили? (Имена прилагательные могут отвечать и на другие вопросы).
- Проверим себя по учебнику. Обрати внимание! (стр.89)
- Поведём итог соревнования. (Подсчитываются фишки, объявляется команда – победитель. Вручается вымпел.)
- Какое настроение в конце урока? Покажите с помощью мимики и жестов.
VII. Итог урока.
-Какая часть речи служит для украшения наших предложений?
- Что обозначает имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает?
- Как установить связь между именем прилагательным и именем существительным?
- Ребята, как вы считаете, когда знания становятся прочными?
VII. Домашнее задание. Выполнить упр. 154 с.89. Р.т. с.43., творческое задание: узнать, как появилось название цветка « ромашка».
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»
Курского района Курской области
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»
Класс: 2 «Б».
УМК: «Школа России».
Составила и провела:
учитель начальных классов
Ткачук Наталья Евгеньевна