Конспект урока по русскому языку Связь имен прилагательных с именем существительным. Сложные слова. (3 класс)
Конспект урока по русскому языкуСВЯЗЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Педагогическаяцель Содействовать развитию умения подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные
Тип урока Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные) Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Личностныерезультаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют представление о причинах успеха в учебе; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами ком-муникации и составляют тексты в устной и письменной форме; используют знаки, символы; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказы-ванияОсновное содержание темы, понятияи термины Имя прилагательное. Связь имен прилагательных с именами существительными. Роль имени прилагательного в предложении. Синонимы. Имена собственные. Текст-описание. Сложные прилагательные. Дефис. Красная площадь. Московский Кремль
Образовательныересурсы Учебник, с. 66–67
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Наблюдение
II. Чистописание Индивидуальная. Практический. Письмо е ее Е Ее Списывают с образца Вырабатывают калли-графический почерк Письмо
III. Актуализация знаний.
Правило. Имя прилагательное Фронтальная.
Словесный.
Правило Предлагает вспомнить, что такое имя прилага-тельное
- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)
Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)
- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)
- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)
- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.) Рассказывают правило Воспроизводят по памяти определение имени прилагательного Правило
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Знакомит с темой и целью урока Слушают учителя Принимают учебную задачу, сформулированную учителем V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Словосочетания имен прилага- Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, – Прочитайте стихотво-рение.
– Назовите имена прилагательные, обозначающие цвет радуги. Подберите Читают стихотворение. Отвечают на вопросы, читают и выполняют задания Выразительно читают стихотворение. Распознают имена прилагательные. Подбирают синонимы к именам Упражнение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
тельных с именами существительными (упр. 113) беседа, работа со стихотворением к ним синонимы.
– Прочитайте и выполните задания прилагательным.
Умеют задавать вопросы от имени сущест-вительного к имени прилагательному 2. Предложения (упр. 114) Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упраж-нение, беседа Предлагает прочитать и определить количество предложений; списать, вставляя пропущенные буквы и обозначить начало и конец предложений; подчеркнуть главные члены предложения; определить, каким членом предложения являются имена прилагательные Читают. Отвечают на вопросы. Списывают, вставляя пропущенные буквы. Выполняют задания упражнения Находят границы предложений и главные члены предложения. Определяют, каким членом предложения является имя прилагательное. Выполняют звуко-буквенный разбор слова; разбирают слово по составу; разбирают слово как часть речи Упражнение, беседа по вопросам
3. Собственные и нарицательные имена существительные (упр. 115) Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упраж-нение, беседа Организует работу с упражнением. Предлагает ответить на вопросы, выполнить задания Читают слова и слово-сочетания. Отвечают на вопросы. Выполняют задания Объясняют написание некоторых слов с заглавной буквы. Различают имена существительные собственные и нарицательные Упражнение, беседа по вопросам
Физкультминутка Коллективная. Практический Проводит физкульт-минутку Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
4. Текст-описание (упр. 116) Групповая, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение, работа с текстом Формулирует задания для работы с упражнением в группах, осуществляет проверку выполненной работы Читают и озаглавливают текст. Записывают текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркивают имена прилагательные. Отвечают на вопросы Узнают текст-описание, приводят доказательства своего мнения. Озаглавливают текст. Распознают имена прилагательные. Объясняют образование сложных прилагательных Упражнение, работа с текстом
5. Сложные имена прилагательные. Работа с правилом (с. 67) Фронтальная.
Словесный. Работа с правилом Организует работу с правилом Читают и запоминают правило Извлекают необходимую информацию из учебного текста Правило
6. Словарно-орфографическая работа. Красная площадь, Москов-ский Кремль Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Письмо, беседа Знакомит с написанием имен собственных Красная площадь, Московский Кремль Запоминают написание имен собственных Усваивают правописание слов. Грамотно осуществляют письмо Письмо, беседа
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Орфографическая минутка Групповая, индивидуальная.
Словесный, практический.
Работа по карточкам. Упражнение, работа по кар-точкам – Подчеркните в словах изученные орфограммы, подберите к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное (см. Приложение) Работают в группах по карточкам, на которых записаны имена прилагательные. Выполняют задание учителя Распознают изученные орфограммы и объяс-няют их. Подбираютк именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.
Умеют работать в группе. Оказывают Работа по карточкам, упраж-нениеОкончание табл.
1 2 3 4 5 6
помощь, осуществляют взаимоконтроль VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
– О чем хотели бы узнать подробнее? Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. СаморегуляцияДомашнее задание: упр. 117 Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответст-вующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Упражнение
Приложение
1-я группа. Соленый, морозный, резкий, классный, счастливый, ветвистый, березовый, гладкий, русский, грустный.
2-я группа. Вишневый, ореховый, скользкий, осенний, звездный, воздушный, овсяной, живой, когтистый, известный, кленовый, прямой.
3-я группа. Малиновый, робкий, желтый, длинный, мягкий, праздничный, интересный, прекрасный, крикливый, ленивый, чуткий, ранний.
4-я группа. Урожайный, больной, опасный, редкий, капустный, мясной, картофельный, народный, почтовый, сосновый, гибкий.