Диспут «Герой нашего времени, на которого я хочу быть похожим»

Диспут «Герой нашего времени,
на которого я хочу быть похожим»

Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг;
- вызвать на откровенный разговор о портрете героя нашего времени, его качества характера,
- побудить задуматься о качествах, которые надо развивать в себе.
План мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию темы.
3. Восприятие темы:
- работа с понятием;
- составление портрета героя.
4. Итоги мероприятия
Форма работы: беседа, работа в микрогруппах.
Приёмы работы: оформление плаката «Ромашка», упражнение «Ладошка».

Ход мероприятия

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
Пожмите дружески руки друг другу.
Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.
Займите, пожалуйста, свои места.

2. Подготовка к восприятию темы.
Я хочу обратить ваше внимание на экран (слайды героев – известных личностей и не только).
Что общего объединяет этих людей?
Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой нашего времени. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига.
Начать беседу хотелось бы словами Р. Эмерсона «Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».
Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова всё самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, всё оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

3.Восприятие темы.
Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.
Герой –
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? (Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
А теперь давайте попытаемся, составить портрет героя.
Какой самый верный способ привлечь внимание человека, с которым вы только что познакомились? Нужно чем-то заинтересовать его.
Встречаются два человека. Один у другого спрашивает: «Чем вы занимаетесь?»
«Я работаю бухгалтером в рекламной компании. А вы?»
«Я два раза в месяц делаю пятьдесят человек счастливыми и одного несчастным».
Признайтесь, вам стало интересно, чем занимается второй человек. Вообще-то, он тоже бухгалтер. Но пока вы это не узнали, это было для вас тайной, и это делало скучного и ничем не примечательного бухгалтера очень интересным человеком.

Первое, что должно быть у героя – это тайна.
Разумеется, есть десятки весьма и весьма убедительных кино-героев, у которых нет никакой тайны. Но, знаете, если бы тайна у этих героев была, их бы любили немного больше.

Второе, что непременно должно быть у каждого героя – это недостаток.
У каждого Ахилла есть своя ахиллесова пята. Неуязвимый герой без недостатков никогда не вызовет сочувствия зрителей, потому что зрители будут уверены в том, что герою ничего нельзя сделать. Именно поэтому из всех супер-героев мне больше всех нравился Бэтмэн. Его недостаток в том, что он всего лишь человек, и это самый прекрасный недостаток из тех, что могут быть у супер-героев.
У каждого свои недостатки. Недостаток героя вызывает симпатию зрителей в двух случаях – когда зритель знает, как преодолеть этот недостаток, и когда зритель не знает, как преодолеть этот недостаток.

Третий ингредиент нашего колдовского зелья – это сокровище. Это то, что поднимает нашего героя над остальными персонажами. Умение выпускать из ладоней липкую паутину у Человека-паука. Сокровище должно быть таким, чтобы зрителю захотелось ему иметь. Вряд ли мы захотим быть похожими на супер-героя, который умеет выпускать изо рта зеленый дым. Хотя, если он при этом делает дымные кольца

И, наконец, последнее, чем должен обладать герой – цель. Чего хочет Человек-паук? Бороться со злом? Нет, он с хорошей девушкой хочет дружить. Для этого он должен профессионально состояться. Для этого он должен раздобыть фото человека-паука, ну а тут уже и до борьбы со злом рукой подать.
Итак, у героя, на которого хочется быть похожим, должны быть: тайна, недостаток, сокровище и цель.

Если это кому-нибудь поможет, я придумала очень простое мнемоническое упражнение – героя нужно посадить на станцию:
Сокровище
Тайна
А
Недостаток
Цель
И
Я

Может быть герой без тайны? Может. Но это будет не такой интересный герой.

Может быть герой без недостатка? Может. Но за него никто не будет бояться, ведь он неуязвим.

Может быть герой без сокровища? Может. Но никто не захочет быть на него похожим.

Может быть герой без цели? Не может. Потому что тогда это будет не герой.

Изо всего, что я перечислила, главное, что есть у героя – это цель. Если у героя нет цели, то нет и героя.
Обсуждение по вопросам:
Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? (Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
Каков внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии?
Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
Герои живут в каком–то особом месте? (Мнения учащихся)

Мой герой – кто он? Я хочу быть похож на, потому что Закончите это предложение, приводя свои доводы этому объяснению.
Вывод: конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определённые качества характера необходимы для совершения подвига.
Работа по микрогруппам. Перед вами на столах лежат лепестки от цветка «Ромашка». На 7 лепестках запишите 7 качеств характера, которыми должен обладать герой нашего времени, на которого вы хотели бы быть похожи и соберите из них цветок «Ромашка». Приклейте его на лист бумаги.
Обратить внимание на одинаковые качества и разные.

4. Итоги мероприятия. Рефлексия.

«Все  в  твоих  руках».
На листе бумаги обводят левую руку. На ладони напишите слово «герой», а на каждом пальце запишите, какие качества в себе вам нужно развить, чтобы быть похожим на вашего героя.
И в заключении нашей встречи мне хотелось бы сказать словами немецкого поэта И. Гёте: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».
Спасибо, ребята! Мне было приятно побеседовать с вами! До свидания.









13PAGE 15


13PAGE 14615
МБОУ «Большекалмыкская СОШ»

Деринг Юлия Евгеньевна, педагог-организатор, 2012 г.




15