Урок по литературному чтению для 1 класса «М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Звукопись как средство создания образа пчелы. И. Гамазкова «Кто как кричит?» Рифма в стихотворении»
Литературное чтение. 1 класс
Тема: М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Звукопись как средство создания образа пчелы. И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении.
Задачи урока:
- Познакомить с новыми звуковыми текстами, с приёмом звукописи, с понятием «рифма»;
- Развивать речь, навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы.
- Расширять кругозор;
- Прививать интерес и бережное отношение к природе;
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать значение понятия «рифма»;
- Находить в тексте слова, которые помогают услышать разговор пчелы;
- Выразительно читать, выделяя «жужжащие» слова.
Метапредметные:
- Прогнозировать содержание стихотворений;
- Находить информацию в тексте стихотворения для ответа на вопрос учителя, учебника;
- Работать в паре;
- Оценивать свою работу.
Личностные:
- Учиться оценивать поступки героев;
- Учиться общаться друг с другом;
- Проявлять интерес к чтению «звуковых» текстов;
- Проявлять интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийная презентация, аудиозаписи, раздаточный материал.
Ход урока
1 Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
Ребята! Готовы к уроку? (Да!)На вас надеюсь я, друзья.Мы весёлый, дружный класс.Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний.
- Какое стихотворение мы читали на прошлом уроке? С кем и как пытался общаться медведь? (С животными, с помощью звуков.)3. Постановка учебных задач.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми звуковыми стихотворения, а ещё будете учиться чётко и правильно произносить звуки, красиво и правильно читать, также узнаете много нового и интересного.
Речевая разминка.
- Подготовиться к чтению нам поможет речевая разминка. (Слайд 2)
1) Дыхательная гимнастика (учимся правильно дышать).
- Давайте начнём с дыхательной гимнастики.
- Кто это звенит? (комар - аудиозапись)
- Вы, наверно, догадались, какое упражнение мы будем выполнять.
Упражнение 1. «Надоедливый комар»
- Руки вытяните вперёд ладонями друг к другу. При счёте «раз» вместе с глубоким вдохом через нос нужно быстро развести руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились.
Теперь соединяем эти действия с произнесением звука «з-з-з». На выдохе соединяем руки, чтобы «поймать комара», который назойливо звенит.
- Кто это жужжит? (пчела – аудиозапись)
Упражнение 2. «Пчела»
- Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж)
- Делаем глубокий вдох. На выдохе усиливаем и ослабляем звук.
- Вы когда-нибудь задумывались, почему пчелы, когда летают, жужжат, комары звенят, а бабочки – нет.
- Хотите узнать? Давайте послушаем. (аудиозапись)
2) Работа над дикцией. (Дикция – чёткое, полное проговаривание слов)
- Учимся чётко и правильно произносить звуки. Что нам в этом помогает? (На помощь к нам придут скороговорки).
- Сначала научимся читать. Прочтите скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем быстро:
У пчёлки жалко жалит жарко. (Слайд 2)
- Что такое жалко? Как вы понимаете выражение «жалит жарко». Каким словом можно заменить слово «жарко»? (больно)
- Зачем пчеле жало?
Жало служит пчеле для защиты. Оно представляет собой иглу, усеянную шипами, от которой идет трубочка к мешочку ядом. Жало пчелы — довольно опасное оружие. Но пчела использует его лишь в самых крайних случаях, ведь ужалив, она тут же погибает.
- Опасен ли для человека пчелиный яд?
Пчелиный яд в небольших дозах для человека не опасен, если нет на него аллергии, но пчелиный укус может быть очень болезненным. А вот для многих пчелиных врагов он смертелен.
- Что нужно делать, если ужалила пчела?
Лучше ничего не делать. На месте укуса просто образуется небольшой нарыв, из которого жало рано или поздно выйдет само.
Также можно, осторожно, не надавливая, удалить жало чистой иглой. На место укуса нужно положить ватку, смоченную солёной водой (1 чайная ложка на стакан).
- Вернёмся к скороговорке. Учимся быстро говорить.
- Что услышали, когда произносили скороговорку? (Повторяется звук «ж»)
Открытие новых знаний.
1. Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой». - Сейчас мы будем читать стихотворением, которое написала М. Бородицкая. (Марина Яковлевна Бородицкая – поэт и переводчик. Она переводит с английского языка стихи и сказки. А ещё М. Бородицкая написала много книг для детей, такие, как: "Убежало молоко", "Последний день учения", "Думай, думай, голова!" и др.) (Слайд 3)
- Давайте познакомимся с её стихотворением. Прочитайте заголовок. Рассмотрите картинку. Как вы думаете, о ком пойдёт речь в стихотворении?
– Обсудите с другом, о чём можно разговаривать с пчелой? (Работа в парах.)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, и мы проверим ваши предположения. Откройте книги на с. 16.Чтение стихотворения учителем.
- Оправдались наши предположения?
– Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)
- О чём они разговаривали?
– Почему поссорились мальчик и пчела?
- А вы на чьей стороне в споре? Почему? (Нельзя рвать цветы. Пчёлы питаются цветочным соком - нектаром. Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые из нектара производят вкусный и полезный продукт – мёд. В мёде содержится много нужных человеку веществ и витаминов.
Если не будет цветов, то пчёлы погибнут. И, наоборот, если не будет пчёл, то и цветов тоже не будет. Ведь пчёлы опыляют цветы. В природе всё взаимосвязано. Нужно бережно относиться к природе.)- Теперь сами прочитайте стихотворение. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?
- Услышали? Что помогло услышать? (Слова со звуком «ж»)
- Зачем автор включил в стихотворение так много слов со звуком «ж»? (Автор включил слова с буквой «ж» для того, чтобы можно было услышать жужжание пчелы, они помогают оживить картину. Такой приём называют звукописью.)- Найдите и прочитайте слова со звуком «ж». (Ужалила, уж-жасно, нуж-жен, уж-жин).
- Как нужно читать эти слова? (Протяжно, выделяя звук «ж».) Давайте прочитаем вместе.
- А теперь подготовимся к чтению по ролям. Определите, где, чьи слова. Прочитайте.
– С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.) – Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)
– Подготовьтесь к чтению по ролям с другом. Распределите роли, обратите внимание на знаки препинания. (Работа в парах.)Учащиеся по выбору учителя читают стихотворение «Разговор с пчелой» по ролям.
- Читали много. Давайте отдохнём. Сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Пчёлка» (Слайд 4)
2. Чтение стихотворения И. Гамазковой «Кто как кричит?».
- Сейчас мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое написала И. Гамазкова (Инна Липовна Гамазкова написала много стихотворений и книг для детей. Наиболее известные из них – «Азбука в загадках», «У кого какие мамы», «Про мальчишек и девчонок». Игра со словом – любимое занятие Инны Липовны. Она обожает различные песенки, загадки, частушки, скороговорки, стихи-«обманки». Одно из таких стихотворений мы сейчас прочитаем.) (Слайд 5)
– Как называется стихотворение? Рассмотрите картинки, с.17–Кто изображен?
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- А вы знаете, кто как кричит? Проверим.
Игра «Чей голосок» (аудиозапись – звуки животных)- Давайте вместе прочитаем стихотворение, Я начну, а вы должны продолжить, вставить вместо точек пропущенные слова.- Понравилось стихотворение, какое оно? (Весёлое)
- Правильны ли пропущенные слова по смыслу? По звучанию? (Получается нескладно, несозвучно.)
- Какие слова хочется вставить? Подходят ли они по смыслу?(нет) Почему нам хочется их произнести? (Складно. Это рифма подсказывает неверный по смыслу ответ.) - Что такое рифма?
- Прочитайте правило в учебнике, с. 17. Найдите главное слово в правиле, которое помогает догадаться, что такое рифма. (Созвучие – похожее звучание.)
Работа в паре. (Вопрос 2, с.17)
- Прочитайте с другом по очереди стихотворение. Оцените свой ответ и ответ товарища.
– Всё ли вы правильно прочитали? Не допустили ли ошибок?– Почему трудно произносить правильный ответ? (Обычно в стихотворении последние слова в строчке произносятся в рифму (созвучны), а в этом стихотворении рифма подсказывает неправильный ответ.)
- Почему стихотворение получилось весёлым? (Рифма «запутывает»)
- Кого художник не изобразил? (Ворона.)
- Ворон и ворона – это одна и та же птица или разные?
- Давайте посмотрим. (Слайд 6) Сравните.
- Какая рифма пропущена? (Слайд 7)
- Как бы мне пошла кор-рона! –
Важно каркает … (ворона)
- Найдите рифму.
- Отдохнём. Изображаем ворон.
Физкультминутка «Вороны»
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (Громко)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Тихо)
6. Применение новых знаний.
- Поиграем в игру «Подбери рифму»
– Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по звучанию, т.е. в рифму.
Дедушку зовут Лука, У него болит … (рука). Рисовал художник ламу И картинку вставил в … (раму). Друг позвал меня на пир, Ел я торт и чай я … (пил). Хорошо танцует Ваня И его сестренка … (Таня). Вечно плачет этот Лёва, Говорят ему: «Ты – … (рёва)». Зреет на кустах малина, Соберет ее … (Марина). В блеске солнечных лучей По земле бежит … (ручей). Игра «Найди пару» (Работа в парах)
– Назовите предметы, изображенные на карточках. – Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых созвучны, то есть рифмуются.
- Проверьте себя. (Слайд 8) (Ответ: банки – санки; шишка – мишка; жук – лук.) 7. Рефлексия.
– Какие произведения мы сегодня прочитали на уроке? – Чем они похожи? (Оба произведения являются стихотворениями, в обоих есть звукоподражательные слова, оба о животных.)
- Что нового узнали?
- Что такое рифма?
- Подберите рифму к слову «цветок».
- Украсим цветочки для пчёлки. Раскрасьте серединку:
Красным цветом – если вам на уроке было интересно.
Желтым – если вы в чём-то затруднялись.- Прикрепите к доске. Получилась цветочная поляна. Пусть пчёлка летает и собирает мёд.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Урок окончен! (Слайд 9)