Г. САПГИР «ПРО МЕДВЕДЯ». М. БОРОДИЦКАЯ «РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ»
Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»(технологическая карта)
Цели деятельности педагога Создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты образования
Предметные: умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь*
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать и правильно употреблять понятие «интонация».
Коммуникативные: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного
Формы и методы обучения Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный
Основное содержание темы, понятия и термины Знаки препинания, интонация в речи
Образовательные ресурсы Карточки с пунктуационными знаками ! . ?; карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей
Сценарий урока
Этап урока, цель Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Организационный момент Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Наблюдение учителя
II. Актуализация знаний, сообщение целей Повторение темы урока 3.
Игровой момент (загадка).
Постановка цели урока Проводит конкурс рисунков о волшебных буквах русского алфавита.
Предлагает учащимся отгадать загадки:
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
(Вопросительный знак.)
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
(Восклицательный знак.)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
(Точка.)
Открывает на доске карточки с изображением знаков препинания и спрашивает учащихся, какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома. Читают стихотворения о буквах.
Отгадывают загадки.
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Понимать смысл загадки и смысл текста.
Осознанно строить речевое высказывание
Устные ответы на воп- росы.
Наблюдения учителя
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Просит прочитать предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания.
Я умею читать.
Я умею читать?
Я умею читать!
Объясняет учащимся, что на уроке будут учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.
Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего Читают предложения с различной интонацией Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя) III. Изучение нового материала Чтение скороговорки.
Работа с карточками.
Просит учащихся прочитать скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:
Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
В. Лунин
Интересуется, с какой интонацией надо читать слова утки.
Показывает карточки с картинками и предлагает выполнить задание:
– Назовите предметы, изображённые на карточках.
– Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1) Читают скороговорку
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют задание педагога.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Формулировать ответы на вопросы учителя.
Находить на разнообразные способы решения задач.
Наблюдения учителя.
Задание в карточке.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя»
Словарная работа и анализ прочитанного произведения.
Предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 14 (часть 1) учебника и ответить на вопросы:
– Кто автор стихотворения?
– Как называется произведение?
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Объясняет учащимся значение слов, встречающихся в стихотворении:
Приятель – друг.
Восторг – радость.
Нацарапай – напиши.
Организует беседу по вопросам:
– Как выражал свои чувства медведь?
– Какие звуки он произносил? Что выражал звуками?
– Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь.
Предлагает найти и зачитать строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «…нам письмо ты нацарапай».
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? Почему?
– Прочтите пословицы:
• Слово – серебро, молчание – золото.
• Слово дано человеку, а животному – немота.
– Какая пословица отражает идею стихотворения?
– Объясните смысл этой пословицы Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы
Запоминают значение слов, отвечают на вопросы.
Находят и зачитывают ответ медведя.
Читают пословицы и объясняют значение.
Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.
Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Устные ответы
Устные ответы.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Физкультминутка (Приложение 2).
Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой».
Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения – Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника.
– Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?
«О-о-о!» (Удивленно.)
Проводит физкультминутку.
Предлагает прочитать фамилию автора, название стихотворения и ответить на вопросы:
– Как называется стихотворение?
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Просит учащихся во время чтения обратить внимание на пунктуационные знаки.
Организует беседу по вопросам:
– Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)
– С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.)
– Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)
– Почему поссорились мальчик и пчела?
– Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? Читают с различной интонацией восклицания:
«Э-э-э!» (Важно.)
«У-у-у!» (Обиженно.)
«А-а-а!» (Нежно.)
Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя).
Отвечают на вопросы.
Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.)
Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась Сохранять поставленную задачу
Владеть навыком смыслового чтения текста.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Наблюдения учителя.
Устный опрос
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
IV. Закрепление знаний и способов действий Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3) Читает стихотворение Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Устный ответ
V. Подведение итогов Обобщение полученных на уроке сведений и знаний Проводит беседу по вопросам:
– С произведениями каких авторов мы познакомились?
– Что объединяет эти произведения?
– Как можно передать чувства говорящего?
– Какое стихотворение понравилось больше всего? Размышляют и отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок Оценивание учащихся за работу на уроке
VI. Внеурочная деятельность Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание