Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?»


Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой»,
И.Гамазкова «Кто как кричит?» стр. 14-17
Цели: – продолжить формирование навыка основного способа чтения – целыми словами; – совершенствовать навык выразительного чтения; – развивать фонематический слух, речевые умения, воображение. Оборудование: карточки с пунктуационными знаками;с изображениями предметов.                         Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.III. Постановка цели урока.– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – знаки препинания. Кто же это? Отгадайте загадки:                              Вечно думая над смыслом,                              Изогнулся коромыслом.                                      (Вопросительный знак.)                              Бурным чувствам нет конца,                              Пылкий нрав у молодца.                                      (Восклицательный знак.)                              Загораживает путь,                              Предлагает отдохнуть.                                                       (Точка.) Учитель открывает на доске карточки с изображением знаков препинания. – Какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи? – Прочтите предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания. Я умею читать. Я умею читать? Я умею читать! – Итак, сегодня на уроке мы и будем учиться передавать голосом при чтении различную интонацию. Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего. IV. Изучение нового материала.1. Совершенствование навыка чтения. – Прочтите скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем в быстром темпе:                             Стала утка на пруду                              Учить своих утят.                              Утята плавать на виду                              У мамы не хотят.                              Ужасно утка мучится:                              «Ну что из них получится?»                                              В. Лунин – С какой интонацией надо читать слова утки? 2. Развитие фонематического слуха. – Назовите предметы, изображенные на карточках. – Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются. Ответ: банки – санки; шишка – мишка; жук – лук. 3. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя». – Прочтите фамилию автора. – Как называется произведение? – Рассмотрите иллюстрации на с. 14–15 учебника. – Как вы думаете, о ком это стихотворение? Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение. 4. Словарная  работа  и  анализ  прочитанного  произведения. Приятель – друг. Восторг – радость. Нацарапай – напиши. – Как выражал свои чувства медведь? – Какие звуки он произносил? Что выражал звуками? – Какие звуки не могут передать рев медведя? Произнесите эти звуки. – Найдите и зачитайте строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «…нам письмо ты нацарапай». – Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? Почему? – Прочтите пословицы: > Слово – серебро, молчание – золото. > Слово дано человеку, а животному – немота. – Какая пословица отражает идею стихотворения? – Объясните смысл этой пословицы. – Прочтите пословицы на с. 15 учебника. – Объясните их значение. – Какие звуки Медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? – Прочтите с различной интонацией восклицания: «О-о-о!» (удивленно) «Э-э-э!» (важно) «У-у-у!» (обиженно) «А-а-а!» (нежно)                                     Физкультминутка                              Сидит белка на тележке,                              Продает она орешки:                              Лисичке-сестричке,                              Воробью, синичке,                              Мишке толстопятому,                              Заиньке усатому,                              Кому в платок,                              Кому в зубок,                              Кому в лапочку. V. Продолжение изучения нового материала.1. Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой». – Прочтите фамилию автора. – Как называется стихотворение? – Как вы думаете, о ком это стихотворение? – Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратите внимание на пунктуационные знаки. – Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.) – С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.) – Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.) – Почему поссорились мальчик и пчела? Учащиеся  по  выбору  учителя  читают  стихотворение  «Разговор с пчелой». – Зачитайте слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) – Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? – Зачитайте  только  слова  пчелы,  показывая  голосом,  что  она  рассердилась. 2. Чтение стихотворения И. Гамазковой «Кто как кричит?». – Прочтите фамилию автора. – Как называется стихотворение? – Кто изображен на иллюстрациях в учебнике на с. 17? – Как вы думаете, о чем это стихотворение? Фронтальная работа: учитель читает первую строчку каждого двустишия, а учащиеся – вторую. – Не допустили ли вы ошибок при чтении? – Подумайте, почему они возникают, почему трудно подобрать правильный ответ? Сравните свои ответы по смыслу и звучанию. – Обычно в стихотворении два последних слова согласуются по звучанию (рифмуются), а в веселом стихотворении И. Гамазковой рифма подсказывает неверный по смыслу ответ. 3. Игра «Продолжи рифму». – Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу.                              Дедушку зовут Лука,                              У него болит … (рука).                              На столе – с картошкой плошка,                              За столом – голодный … (Прошка).                              Рисовал художник ламу                              И картинку вставил в … (раму).                              Вкусный и душистый плов                              Приготовил повар … (Пров).                              Друг позвал меня на пир,                              Ел я торт и чай я … (пил).                              Хорошо танцует Ваня                              И его сестренка … (Таня).                              Вечно плачет этот Лёва,                              Говорят ему: «Ты – … (рёва)».                              Зреет на кустах малина,                              Соберет ее … (Марина).                              Собирал модели Юлик,                              Помогал братишке … (Юрик).                              В блеске солнечных лучей                              По земле бежит … (ручей). VI. Итог урока.– С произведениями каких авторов мы познакомились? – Что объединяет эти произведения? – Как можно передать чувства говорящего? – Какое стихотворение понравилось больше всего? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение изученных стихотворений.