Занятие по развитию речи в старшей группе «Угадай по описанию»


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Угадай по описанию»
Воспитатель: Мариева Елена Анатольевна
Цель игры: Формировать умение у детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. На полочке лежат различные предметы.
Игровые действия: передача ленточки. Отгадывание, о чем рассказал участник игры.
Материал: ленточка, игрушки.
Литература: А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
Ход игры-занятия:
1. Организационный момент:
-Ребята, уберите игрушки и подойдите, пожалуйста, ко мне.
-Встаньте, пожалуйста, в круг. Посмотрите на себя, на соседа, приведем себя в порядок. Успокоились и послушайте меня внимательно!
-К нам пришли гости, давайте поздороваемся!
-Ребята, мы сейчас будем играть и с вами будем описывать предметы.
-Нас окружает много предметов. Предметы бывают одинаковые и бывают отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму, цвет, величину. Он для чего-то нужен человеку. В нашей группе тоже много предметов, которые нам нужны. И вам предметы все уже знакомы. Предметы как бы сами рассказывают о себе.
Мы с вами уже рассказывали о знакомых предметах, загадывали о них загадки.
Я сейчас вам расскажу про предмет, а вы должны отгадать.
-Прямоугольный, гладкий, имеет четыре ножки, за ним сидят, кушают, рисуют, лепят. Что это?
Блестящий, с носиком. В нем кипяченая вода. Как называется предмет?
Они квадратные, разноцветные. Из них можно построить домик, башню. Что это?
Сейчас мы с вами поиграем. Теперь сели на стульчики.
2. Основная часть.
- Ребята, пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.
Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только соблюдать надо правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. И говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате. Я кладу ленточку в руки любому играющему, он встает и дает описание предмета, а затем передает ленточку тому, кто будет отгадывать.
- Ребята, я вам даю время, чтобы выбрать предмет для описания и приготовиться к ответу.
-Первым описывать буду я. Послушайте меня внимательно.
-Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить окно. С ним любят играть все дети. (передаю ленточку, кто будет отгадывать.)
Р:-Мяч.
Р:-Круглое,гладкое,зеленое,а с одного бока красное, откусишь его - вкусное, сочное. (передает ленточку тому кто будет отгадывать.)
Р: -Это яблоко.
Р:Блестящий,с носиками ручкой, в нем кипяченая вода. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)
Р:- Чайник.
Р:-В ней много листочков, на которых слова и картинки. Взрослые читают детям сказки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)
Р: -Это игрушка, она пушистая, оранжевая. У нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка, хитрые глазки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)
Р:-Прямоугольный,гладкий. Имеет четыре ножки, за ним сидят, кушают, рисуют, лепят. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)и. т. д.
Физминутка.
«Пирамидка»
Вот большая пирамидка
(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий
(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый
(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке
(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать
(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть
(изобразить любое движение)
Игра «Назови и опиши предмет»
А теперь, ребята, поиграем в такую игру. Вы должны называть предмет, который лежит на полочке,
Тот, кому передадут ленточку, будет описывать предмет. Поиграем?
(3-4 ребенка опишут предметы.)
Игра «Чудесный мешочек»
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках (Чудесный мешочек)
У меня в мешочке лежат игрушки. Кого я вызову, тот опустит руку в мешочек и на ощупь берет одну игрушку и расскажет о ней. Мешочек откроется, если по описанию отгадаете предмет. Тот, кто отгадает получит ленточку.
(3-4 ребенка)
Рефлексия:
-Ребята, чем занимались на занятии?
-Во что мы играли?
-Ребята, вам понравилась игра?
-Чье описание предмета вам больше понравилось?
-Почему?
-Молодцы, дети! На следующем занятии поиграем в другую игру. Она тоже будет интересная. Занятие окончено.